13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Петра Пушкинского. 75 лет назад, 13 октября 1937 года настоятель Ильинской церкви г.Верея протоиерей Петр Пушкинский был расстрелян по приговору тройки НКВД. Лжесвидетелем по делу отца Петра выступил собрат во Христе – благочинный округа. Отец Петр пострадал за связь с московским священником Сергием Мечевым, представителем так называемых «непоминающих».
Лже-свидетельские показания
31 июля 1937 года в г. Верея Московской области был арестован священник местной Ильинской церкви протоиерей Петр Пушкинский. Основанием для ареста были показания благочинного округа – священника Виктора Озерова.
Отец Виктор часто использовался НКВД как дежурный свидетель. На основании его ложных показаний были расстреляны многие священнослужители, в том числе священномученик Борис Назаров (расстрелян на Бутовском полигоне в 1938-м).
На этот раз «бдительный» отец Виктор донес органам, что протоиерей Петр враждебно относится к советской власти. Будто бы о сталинской конституции он говорил: «Что нам ждать от этой конституции, ни на какие выборы я не пойду, это для смеха-то идти? Все восхищаются конституцией, а что в ней нового, люди мало сознают, восторгаются именно Сталиным, все газеты наполнены этим, и получается деланное восхваление одной личности».
Отец Виктор сообщил следователям и другую важную подробность: Пушкинский имел тесную связь с московскими священниками города Москвы отцом и сыном Мечевыми, известными монархистами, которые «под видом благотворительности собирали денежные суммы» и помогали репрессированным священникам. Квартира Пушкинского, по словам отца Виктора, являлась «пристанищем для контрреволюционно настроенного духовенства».
Отца Петра обвинили в контрреволюционной деятельности и заключили в тюрьму в городе Можайске.
Сельский апостол
Жизнь отца Петра до революции – типичная по тем временам биография сельского батюшки. Родился в семье священника (отец – протоиерей Василий Пушкинский, священник села Борково Дмитровского уезда Московской губернии). Получил Духовное образование (семинария в Москве). Женился на дочери священника (супруга Зинаида – дочь протоиерея Василия Смирнова, настоятеля церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяковском). После женитьбы рукоположен в священный сан и назначен настоятелем на провинциальный приход – в храм Пророка Илии города Вереи (100 км от Москвы). Учительствовал, преподавал Закон Божий в местной женской прогимназии, затем, в 1915 году, стал лектором и секретарем Верейских народных катехизаторских курсов.
Мирная жизнь – во всех смыслах – закончилась для отца Петра с началом Первой Мировой войны. Тогда в городе Верее был устроен лазарет, и отец Петр безвозмездно исполнял там обязанности священника. После революции из-за разрухи в стране и из-за скученности больных в госпитале начались эпидемии – раненые стали умирать от черной оспы и тифа. Отец Петр ходил в лазарет причащать больных и отпевать умерших. Ему самому пришлось переболеть тифом, но даже после этого он не перестал посещать госпиталь.
Во время Гражданской войны отца Петра призвали в городское ополчение. Как человека грамотного, его назначили работать секретарем. Но однажды начальник попросил его задержаться вечером на службе. День был предпраздничным, и должна была быть всенощная. Отец Петр сказал, что он не может остаться, так как должен служить в храме. Его отпустили, но наутро он получил извещение о высылке в Серпухов. Здесь его определили на гарнизонную конюшню – чистить помещение и лошадей.
По окончании Гражданской войны отец Петр вернулся служить в Ильинскую церковь. Был возведен в сан протоиерея. Несмотря на гонения, приход отца Петра только разрастался. Вокруг священника сложилась настоящая христианская община. Основу ее составлял любительский хор, в котором участвовало около сорока человек. Среди певчих были люди самых разных профессий – учителя, врачи, служащие учреждений, городские ремесленники. Регентом был врач Дмитрий Волков.
Спевки хора устраивались на квартире отца Петра. Каждая спевка привлекала пристальное внимание милиции. Наблюдатели в штатском окружали священнический дом, вели за ним наблюдение и переписывали всех приходящих (впоследствии списки были использованы для применения к прихожанам отца Петра различных репрессивных мер).
Члены общины поддерживали друг друга не только духовно, но и материально. В голодные 20-е годы отец Петр, врач Волков и еще несколько прихожан Ильинского храма организовали сельскохозяйственную кооперацию. Сообща они сеяли рожь, выращивали овощи.
Отличительной чертой прихода отца Петра было то, что в нем не было ценника на требы. Чтобы содержать семью, священник подрабатывал ремеслом: он шил сандалии, подшивал валенки и вытачивал на токарном станке «косточки» для бухгалтерских счетов.
«На вопрос, сколько стоит крещение или венчание, священник всегда отвечал: «Сколько дадите», – пишет автор жития отца Петра Пушкинского, игумен Дамаскин (Орловский), – Несмотря на материальные трудности, он никогда не отказывал в помощи бедным, за что его супруга не раз делала ему выговор. По большим праздникам он всегда ходил с молебнами по домам, но домой мало что приносил. Идет из дома в дом, ему дают и деньги, и пироги, и разные продукты – все, что у людей было. А дойдет до дома бедной вдовы, на попечении которой осталось семеро детей, ей все и оставит – и деньги, и пироги».
Мечевы
В одном отец Виктор Озеров не врал – отец Петр Пушкинский действительно был дружен с Мечевыми. И с покойным отцом Алексием – святителем Алексием Московским, и с его сыном – священномучеником Сергием.
Отец Алексий Мечев, настоятель московского храма Николая Чудотворца в Кленниках, часто навещал отца Петра. Неподалеку от Ильинской церкви в Верее отец Алексий купил домик для своей старшей дочери Александры, она жила здесь со своей семьей. Сам батюшка Алексий приезжал сюда отдыхать летом. Проживая в Верее, он совершал богослужения в Ильинском храме, беседовал с членами общины отца Петра. 22 июня 1923 года во время своего пребывания в Верее отец Алексий скончался.
После смерти отца Алексия к отцу Петру стал приезжать его сын, священник Сергий Мечев. Духовные чада отца Сергия снимали дачи в Верее, сам отец Сергий часто сюда приезжал, втайне исповедовал и причащал. Отец Петр при необходимости предоставлял приют и самому отцу Сергию, и его духовным детям. В 1925-1927 годах в семье отца Петра даже жили двое детей-беспризорников, которых прислал к нему отец Сергий Мечев.
После 1927 года отец Сергий примкнул к числу так называемых «непоминающих» священников – он отказывался признавать законность церковного управления, созданного митрополитом Сергием (Страгородским) и не поминал его за богослужениями. Убежденный монархист и противник всяких компромиссов Церкви с безбожной властью, он был подвергнут репрессиям. С 1929 года отец Сергий пребывал в ссылке и считался осужденным за создание контрреволюционной группировки (дело о духовных детях о. Сергия Мечева»).
«Вы – молодой, Вы должны уйти»
По всей видимости, связь отца Петра с Мечевыми была замечена властями не сразу. По крайней мере, в 1920-х и в начале 30-х годов агенты ОГПУ несколько раз пытались завербовать отца Петра и сделать из него пропагандиста-антирелигиозника. Люди в штатском приходили к нему домой и убеждали его оставить священство. «Вы молодой, вы должны уйти, вы должны объявить с амвона о том, что вы с течением времени отошли, осознали, что вы отрекаетесь от Христа и Церкви», – говорили они. Зная, как трудно священнику содержать семью, предлагали ему деньги. Несколько раз его вызывали в Москву, там также предлагали вознаграждение. Отец Петр отвечал всегда одинаково: «Я категорически против».
Во время допроса в можайском ОГПУ от отца Петра с угрозами требовали отступиться от Церкви. Ничего не добившись от священника, следователь даже вытащил пистолет и прицелился, как бы готовясь выстрелить, но и это не принесло желаемых результатов.
«Из-за постоянных преследований, угроз и вызовов в ОГПУ родственники отца Петра стали сторониться его, опасаясь, как бы эти преследования не коснулись и их, не повлияли на их карьеру; они стали настойчиво уговаривать священника перестать служить, но отец Петр не уступил и им», – пишет игумен Дамаскин (Орловский).
Линии жизни
Основываясь на показаниях священника Виктора Озерова, отца Петра спрашивали на допросах о том, знал ли он священника Алексия Мечева и знаком ли с его сыном, Сергием Мечевым, который был арестован за контрреволюционную деятельность, а также о том, помогал ли он находившимся в заключении священнослужителям. Отец Петр признал, что Мечевых он знал, а также помогал жене священника, находившегося в заключении, который являлся его родственником. Обвинение в контрреволюционной деятельности отец Петр категорически отверг.
9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу.
Протоиерей Петр Пушкинский был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Протоиерей Сергий Мечев летом того же 1937 года «за ударный труд» был досрочно освобожден из лагеря. Однако уже в 1941 году вновь арестован, также по доносу лжесвидетеля – митрополита Мануила (Лемешевского), который с конца 1920-х годов был тайным агентом ГПУ, а затем НКВД. В январе 1942 года отец Сергий был расстрелян Военным трибуналом НКВД по Ярославской области, место его захоронения также неизвестно.
Судьба лжесвидетелей тоже была непростой. «Священник Виктор Озеров, как и большинство лжесвидетелей, не был арестован; он скончался вместе с женой от голода в 1942 году – во время оккупации города Вереи немцами. Оказавшись в беде во время оккупации, многие старались друг другу помочь; однако, зная, какую роль этот священник сыграл в гибели других, ему не помог никто», – пишет игумен Дамаскин (Орловский).
Митрополит Мануил (Лемешевский) пережил войну, хотя доносы не спасли его от ареста. Несмотря на свидетельства против о.Сергия Мечева и его духовных чад, митрополит Мануил сам был осужден по делу Истинно-православной Церкви и отбывал срок в лагерях Канска. В 1948-55 годах он также был заключенным мордовских лагерей. После смерти митрополита Мануила в 1968 году почитатели владыки настаивали на его канонизации. Однако Синодальная комиссия по канонизации святых, располагая документальными свидетельствами о доносительстве митрополита Мануила, сочла такой шаг невозможным.
См. житие священномученика Петра (Пушкинского), составленное игуменом Дамаскином (Орловским)
Читайте также: