В этой статье мы собрали для Вас интервью со священнослужителями о государственных праздниках России. Полный текст Вы можете прочитать в материале.
Священнослужители о государственных праздниках
Источник: REGIONS.RU
В последние годы в России главной приметой первой декады ноября стало столкновение праздников. Вместо 7 ноября был введен в качестве государственного праздника День народного единства. В итоге новую дату отмечает, согласно данным «Левада-Центра», 16% россиян, старую – 18%. При этом лишь 41% граждан страны знают, что за дата празднуется 4 ноября. Будто специально, чтобы усугубить путаницу в головах граждан, националисты проводят 4 ноября «русские марши», а 7 ноября получило статус Дня воинской славы – в честь прошедшего в 1941 году парада на Красной площади.
Хорошо известно, что праздник становится праздником тогда, когда его принимает народ, когда возникают связанные с праздничным днем традиции. Так на Новый год, Рождество и 8 марта принято дарить подарки, на День Победы люди посещают места, связанные с памятью о войне. У праздников есть узнаваемая символика – украшенные елки, открытки, георгиевские ленточки и так далее.
Однако государственный праздник может «уйти в народ» только при одном условии: если государство наполнит соответствующую дату внятным социально-политическим содержанием. В советское время государственным праздникам придавалось огромное значение, они превращались в своеобразные отчеты руководства страны перед гражданами. Сейчас ни День России, ни День Конституции, ни День Государственного флага РФ, ни День народного единства не имеют внятной идеологической «начинки». Место этих праздников в государственной политике не вполне ясно даже руководству страны.
«Как вы оцениваете ситуацию с государственными праздниками в России? Что надо сделать, чтобы эти праздники стали по-настоящему народными?» — с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский объясняет, что за каждым любимым народом праздником стоит личное серьезное переживание празднуемого события. Именно поэтому тот же День Победы поистине любим всенародно.
«Людей может сплотить лишь тот праздник, который каждый проецирует на себя и находит в нем отражение своей истории: это и семейный праздник — Новый год, традицией которого является сбор всех близких люде за одним столом, и День Победы как величайший день спасения не только нашей страны, и в семье каждого русского человека найдется участник или очевидец тех событий», — объясняет священник.
«К примеру, День народного единства не может восприниматься иначе как некая дата, связанная с событиями давней старины, о которых и знают-то немногие, не говоря уже о настоящем понимании. И пока эту дату не наполнят богатым историческим содержанием, не донесут до народа всю полноту ее ценности, надеяться на то, что праздник станет действительно всенародным – нельзя», — подытожил отец Максим.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил необходимость более внятного идейного обоснования праздников.
«Если День народного единства соотнесен с победой над Смутой, то надо больше популяризировать именно эту дату. Одним отснятым фильмом «1612» тут не отделаешься: возвращением исторической памяти необходимо заниматься на государственном уровне», — советует священник.
«События 1612 года действительно имели судьбоносный характер для нашей страны, и людям надо про это напоминать — тем более сейчас, когда мы стоим перед задачей укрепления и возрождения России, — напоминает отец Андрей. – Абсолютно разное восприятие современных праздников народом происходит из-за того, что до сих пор нет целостной картины русской истории. Весь советский период идеологически не осужден, правильные акценты не расставлены. И люди до сих пор попросту не знают, как объяснить себе появление нового праздника на фоне отмены прежних».
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, считает почти полное отсутствие общенародных праздников следствием отсутствия единства в самом народе.
«Это следствие трагической истории ХХ века — тех событий, которые явились итогом предыдущего развития России и тех великих грехов ее элиты по отношению к простому народу, который до середины XIX века оставался в рабском крепостном состоянии. В этом одна из главных причин революции 17-го года, о чем убедительно пишет проф. А.Б. Зубов», — сказал он.
«И вот в народе нет единства, нет согласия. Мы в бедственном состоянии, мы чувствуем себя потерянными в историческом времени. Преодолеть это состояние можно только правильной и с христианской, и с патриотической точки зрения, покаянной оценкой нашей истории ХХ века. Никто, кроме нас, нашего народа во всей его полноте сделать этого не может», — добавил отец Борис.
«Да, многое уже сделано. Но все равно еще очень многие пребывают в заблуждении и неведении, в апатии, не желая ничего оценивать и понимать. Это свидетельствует о не преодоленном до сих пор кризисе советского периода русской истории», — заключил протоиерей.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, отметил, что главный государственный праздник действительно должен объединять всех граждан независимо от их национальности и вероисповедания, и это объединяющее начало должно жить в памяти хотя бы нескольких поколений.
«Но это объединяющее начало должно реально присутствовать и в официальной четко сформулированной государственной идеологии. К сожалению, День национального единства таким всех объединяющим и народным праздником пока не стал. В популярности он все-таки многократно проигрывает Дню Победы», — сказал он.
«Видимо, одного желания перенести праздничную дату с годовщины октябрьского переворота недостаточно», — добавил он.
Священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках, отметил, что первую очередь нужно думать о народе, тогда и праздники будут народными.
«Учреждая праздник, государственная власть должна принять во внимание ряд факторов. Надо учитывать разницу между праздниками религиозными и светскими. Не всегда их смешение приводит к положительному результату и росту популярности», — сказал он.
«И, безусловно, надо учитывать в первую очередь интересы простых людей. Вот, например, далеко не все могут себе позволить на новогодние праздники уехать в теплые края на целых десять дней, но очень многим хотелось бы уделить больше внимания своим огородам в весенние дни», — добавил священник.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, уверен, что День национального единства – один из немногих праздников, который связан с таким событием русской истории, мимо которого нельзя пройти, и очень правильно, что этот день отмечен как выходной и праздничный.
«Очень важно, что он связан и с церковным праздником», — добавил отец Алексий.
«Перенести выходной с 7-го на 4 ноября было напрашивающимся шагом, потому что отмечать день переворота, за которым последовали реки крови, недопустимо», — отметил он.
«Равнодушие к новому празднику объясняется непониманием значения того события, с которым он связан, что, в свою очередь, вызвано элементарным незнанием истории», — считает священник.
«Детям нужно прививать любовь к отечественной истории. И поэтому, в частности, школьные учебники должны писать, рецензировать и выпускать люди, которые дорожат русской историей», — заключил он.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что для верующих людей День народного единства подходит как нельзя лучше.
«Во-первых, это день Казанской иконы Божьей Матери, и с добавлением государственной составляющей 4 ноября приобретает еще более серьезный масштаб как великий день избавления от смуты», — говорит он.
«Вообще праздники должны быть с духовным содержанием. Когда они не имеют глубины, то и народ их не воспринимает», — добавил отец Илия.
«К сожалению, люди не очень хорошо знают историю, чтобы правильно понимать и принимать День народного единства, — убежден священник. – У нас прекрасно сохранилась память о Великой Отечественной войне, даже о войне 1812 года народ сможет хоть что-то рассказать, а вот XVII век незаслуженно забыт. Надо вести больше разъяснительной работы, объяснять, что именно мощное народное движение спасло нашу страну от гибели».
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает 7 ноября скорее поводом для скорби, чем для праздника.
«Ничего праздничного в нем нет. «Праздник», в основании которого лежит государственный переворот – продукт мистификации советских идеологов, и что люди начинают постепенно это понимать, – это, безусловно, хорошо», — сказал он.
«Замена 7-го на 4 ноября представляется очень уместной и логичной. Нашествие польско-литовских захватчиков поставило под угрозу само существования России, и освобождение от интервенции объединило всех жителей России. Я думаю, со временем понимание значения этого события будет укрепляться и постепенно День национального единства войдет в число действительно народных праздников», — добавил отец Тихон.
Начальник отдела образования ДУМ Татарстана Валиулла-хазрат Якупов считает, что многие попросту до сих пор не преодолели советский стиль мышления: «Страна уже 20 лет как живет в переходном периоде, однако для многих идеалом остается Советский союз».
«В то же время меня радует сама нацеленность на популяризацию праздника 4 ноября, поскольку сам праздник связан со становлением и единением государства. И уже задачей гражданского общества является донесение новых идеалов народу, чтобы правильно воспринимать праздник. Надо приложить усилия творческой интеллигенции, религиозных деятелей», — убежден он.
«Без уважения к нашей истории и к героизму наших предков у страны нет будущего, поэтому надо активнее пропагандировать то, что скрывается за сухой датой 4 ноября, и придет время, когда подобные даты войдут в сердце народа. Пока же у нас даже стиль празднования выглядит очень формально. Надо проводить больше народных гуляний, чтобы появлялись новые традиции», — подытожил Валиулла-хазрат.
Имам Тульской области Ришат-хазрат Давыдов считает, что все проблемы, связанные с новыми государственными праздниками, идут от отсутствия патриотизма.
«У государства не получится изменить у народа отношение к праздникам до тех пор, пока оно не воспитает настоящий патриотизм. Молодое поколение практически полностью лишено этого чувства, а старшее поколение живет по советским традициям, поэтому не воспринимает новые праздники», — поясняет он.
«Раньше народ настолько понимал и принимал свою страну, что на митинги и демонстрации шли абсолютно добровольно, без принуждения. Сегодня же государственные праздники воспринимаются как навязанные. Поэтому все их и воспринимают только как очередной выходной день и не более того», — заключил имам.