Священнослужители о трудовой этике
REGIONS.RU — новости Федерации
Пропаганда потребительства расчеловечивает, уверен протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах.
«Пропаганда потребления — ничто иное как «зомбирование». Она превращает людей в полуживотных, в биороботов, растлевает в человеке личность и уничтожает в нем образ и подобие Божие. И главный удар направлен, конечно, на молодежь», — считает священник.
«Труд делает человека человеком (обезьяна при этом остается обезьяной). Разумный человек должен трудиться, иначе он утратит разум и превратится в животное. Так учат все религии и культуры», — сказал отец Александр.
«А теперь распространилась какая-то новая философия, отрицающая значение труда в формировании человеческой личности и ставящая на первое место потребление. И наши современные СМИ коварно и весьма искусно навязывают миру эту философию потребления», — отметил он.
«Добросовестный труд — это послушание Богу», — так сформулировал православную точку зрения протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ.
«Традиционное православное отношение к труду пролегает между двумя крайностями. Одна крайность — труд как неизбежное зло и страдание. Необходимость нетворческого труда еще в античном язычестве воспринималась как тяжкая участь человека. Другая крайность — абсолютизация труда как некоей конечной ценности», — сказал отец Максим.
«В ряде протестантских этических учений человек, процветающий материально, мыслится как имеющий особое Божие благословение, что в определенном смысле привело к развитию современной буржуазной цивилизации», — напомнил отец Максим тезис известного социолога Макса Вебера.
«Православие смотрит на труд амбивалентно. С одной стороны, понимая необходимость труда для нашего спасения, мы воспринимаем труд как послушание пред Богом. С другой стороны, мы не возносим труд на вершину иерархии ценностей. Труд вовсе не является конечной ценностью, по отношению к которой и духовная жизнь, и жизнь в вечности должны отойти на второй план», — заключил он.
Пропагандировать нужно не удовольствия, а условно говоря, здоровый (в том числе и в нравственном отношении) образ жизни, подчеркнул директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.
«Кажется странным, что нужно доказывать необходимость и ценность труда. Ведь именно на труде основывается история любого народа и любой цивилизации, — отметил священник.
«Но в современном мире акценты смещаются. На первый план выдвигаются наслаждение, удовольствие, удовлетворение страстей, и для их достижения, как твердят СМИ, не нужно прилагать усилий или какого-либо труда. И в этом — одно из глобальных заблуждений современного общества», — сказал отец Андрей.
«Любовь к труду надо прививать и в семье (с самого раннего детства), и в школе (слава Богу, еще не отменили уроки труда). А вот СМИ следовало бы ограничить в пропаганде и рекламе наслаждений и навязывании потребительского отношения к жизни», — заключил батюшка.
Без уважения к честному труженику обществу не выжить, уверен протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
«Именно труд лежит в основании мировой цивилизации. Именно труд отличает человека от животного. Сейчас же вслед за утратой культуры труда утрачивается и культура отдыха, и все больше людей жалуются на постоянную усталость», — отметил батюшка.
«Правильное отношение к труду мы находим на страницах Св. Писания, где имеется множество указаний о необходимости труда. Адаму, первому из людей, Господь еще в раю заповедал хранить и возделывать райский сад. Святые праотцы пасли овец, апостолы добывали пропитание трудами рук своих, а Сын Божий плотничал», — напомнил отец Олег.
«Сейчас же все чаще в пример молодежи ставятся удачливые спекулянты, делающие деньги буквально из воздуха и ничего не производящие. В нормальном обществе так не должно быть. Если общество хочет быть здоровым, то в первую очередь необходимо вернуть уважение простому честному труженику», — заключил православный священник.
Уважительное отношение к труду воспитывается через уважительное отношение к труженику, даже если труд его незаметен и непривлекателен, подчеркнул протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской.
«Человек ценен не тем, сколько он приобрел, получил и потребил, а тем, что он принес и отдал людям, как он распорядился талантами, полученными от Бога. Сам Господь повелел человеку трудиться. Это заповедь Божья, данная еще Адаму», — сказал батюшка.
«В основании радостной, гармоничной и трудолюбивой личности лежит любовь к людям и к труду, что и нужно прививать с самого раннего детства», — заключил священник.
Общество потребления неестественно, отметил председатель Союза православных граждан Валентин Владимирович Лебедев.
«Общество потребления фантастично по своей природе: деньги нельзя получить не трудясь (за исключением тех, кто нажил свои капиталы неправедным путем, но о них я не говорю)», — сказал он.
«СМИ, которые пропагандируют потребление, опасны не тем, что люди перестанут работать — деньги не берутся из ничего. Но они дают неверное представление о смысле труда», — подчеркнул Валентин Владимирович.
«Тот, кто зарабатывает много денег, должен в первую очередь делать что-либо полезное для общества: давать людям работу, вкладывать деньги в благотворительность, в культуру, в спорт, в те же СМИ, пропагандирующие традиционные ценности; и уже только потом — его обязанность содержать себя и свою семью. Человек, который не имеет возможности давать людям работу и заниматься благотворительностью, должен просто ежедневно упорно трудиться. А бездельник не может дать ничего ни обществу, ни своей семье», — сказал председатель Союза православных граждан.
«Так было всегда, так жили наши (и не только наши) богобоязненные предки и это должно быть эталоном и сейчас. Даже коммунистическая позиция была несколько искаженным отражением того, что написано в Священном Писании. Принцип «кто не работает, тот не ест» взят у апостола Павла. Только в коммунизме этот принцип не был подкреплен верой и примерами святых», — заключил Валентин Лебедев.