«Миланский Синод» митрополита Евлогия (Хесслера) ведет свое происхождение от греческого старостильного Синода архиеп. Авксентия (Пастраса).
После введения в 1924 г. в Элладской Православной Церкви нового стиля от нее отделилось некоторое количество священников и мирян, считавших это введение отступлением от Православия.
В 1935 г. к этой группе присоединилось три архиерея Элладской Церкви, которые объявили всех остальных греческих архиереев безблагодатными раскольниками, расколовшими Церковь введением нового стиля. Таким образом была образована греческая старостильная Церковь.
Отделившиеся старостильные архиереи совершили несколько епископских хиротоний, однако, в скором времени часть старостильных архиереев, покаявшись, вернулась в Элладскую Церковь, а оставшаяся часть разделилась на несколько юрисдикций.
Таким образом, к 1955 г. одна часть старостильников вообще осталась без архиереев (т.наз. «хризостомовцы» или «флориниты» по имени их последнего архиерея — Хризостома (Кавуридиса), бывшего митрополита Флоринского), а вторая имела иерархию, созданную старостильным епископом Матфеем (Карпадакисом) путем совершения единоличных хиротоний в 1948 г. (по имени своего основателя эти старостильники именуются «матфеевцами»).
Старостильники-хризостомовцы несколько раз обращались к Русской Зарубежной Церкви с просьбой совершить для них архиерейские хиротонии. Однако председатель Синода РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский) решительно отказался совершать такие рукоположения, т.к.это было внутренним делом Элладской Православной Церкви, в которое Синод РПЦЗ не мог вмешиваться.
Тем не менее, в 1960 г. два зарубежных иерарха (в тайне от своего Синода) рукоположили для хризостомовцев нового епископа. Несмотря на то, что архиереи, совершившие эту тайную хиротонию, обвинялись в симонии, и Синод РПЦЗ отказался признавать каноничность совершенной хиротонии, в 1962 г. два других архиерея РПЦЗ опять же тайно совершили новые архиерейские хиротонии для старостильников-хризостомовцев.
Так образовалась иерархия «хризостомовского» Синода греков-старостильников. РПЦЗ отказывалась признавать хризостомовскую иерархию вплоть до 1969 г., когда новый первоиерарх РПЦЗ митр. Филарет (Вознесенский) все же вступил в общение с иерархами данной юрисдикции. Однако в скором времени хризостомовские епископы снова разделились, что сопровождалось бесконтрольными административными и дисциплинарными нарушениями. В результате в 1978 г. руководство РПЦЗ предпочло разорвать общение со всеми греческими старостильными группами.
Иерархи одной из этих групп, возглавляемой архиеп. Авксением (Пастрасом), рукоположили в 1984 г. нынешнего митр. Евлогия (Хесслера) в качестве епископа Миланского и Аквилейского. Сам Евлогий (Хесслер) изначально по факту своего крещения являлся римо-католиком, но затем перешел в Православие, где он был сначала рукоположен во пресвитера митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) и в качестве клирика Западно-Европейского экзархата Русской Православной Церкви направлен на приходское служение в Италию.
Однако в составе Синода архиеп. Аверкия (Пастраса) еп. Евлогий (Хесслер) продержался недолго. В 1987 г. он вместе с несколькими другими иерархами покидают Синод «хризостомовцев» и несколько лет ведут акефальное существование. Наконец в 1990 г. еп. Евлогий (Хесслер) объявляет о создании Православной автономной митрополии Западной Европы («Священного Миланского Синода») и возглавляет это образование в сане митрополита.
В качестве главы Синода митр. Евлогий установил евхаристическое общение с различными группами украинских автокефалистов, с которыми, однако, ему не всегда удавалось наладить прочные отношения.
Так, в 1994 г. митр. Евлогий (Хесслер) посетил Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и встретился с патриархом Киевским и всея Руси-Украины Владимиром (Романюком). Итогом состоявшихся переговоров стало соглашение о включении «Священного Миланского Синода» в состав УПЦ КП на правах автономии. Специальным Томосом от 20 марта 1994 г. Киевский патриарх провозгласил акт учреждения Автономной Западноевропейской митрополии в составе Киевского Патриархата. Первоиерарх новообразованной автономии получил титул «Блаженнейшего архиепископа Милана, митрополита всея Западной Европы и Канады».
Однако единство двух этих образований оказались недолговечным. После избрания в 1995 г. нового патриарха Киевского Филарета (Денисенко) между лидерами этих групп возникло взаимное непонимание. Киевский патриарх направил в 1996 г. телеграмму митрополиту Евлогию с требованием отказаться от юрисдикционного возглавления приходов на американском континенте. Кроме того, Филарет настоятельно требовал прекращения ношения митрополитом Евлогием белого патриаршего куколя, являющегося прерогативой Предстоятеля Русской Православной Церкви. В ответ на эту телеграмму миланские архиереи прервали общение с патриархом Филаретом (Денисенко) и УПЦ КП.
Весьма примечательно, что клирики «Священного Миланского Синода», переходившие в юрисдикции канонических Поместных Православных Церквей, неоднократно были принимаемы в сущем сане, что осуществлялось из соображений икономии (особого церковного принципа снисхождения). В частности, священнослужители данной группировки переходили в Константинопольский, Сербский и Румынский Патриархаты, а также в Западно-Европейский экзархат Русской Православной Церкви. Данное обстоятельство позволяет митрополиту Миланскому Евлогию позиционировать возглавляемую им структуру «истинной Православной Церковью с апостольской преемственностью и действительными таинствами». Однако, с точки зрения канонического права хиротонии «Миланского Синода» могут приниматься в Православных Поместных Церквах только в качестве особого акта снисхождения, а не в качестве правила.
В настоящее время «Миланский Синод» митр. Евлогия (Хесслера) является достаточно крупным образованием сред прочих раскольнических юрисдикций: он включает в себя 10 архиереев, которые окормляют несколько десятков приходов и монастырей в Западной Европе. Прихожанами «Миланского Синода» являются большей частью местные новообращенные, в основном на территории Италии и Испании.
Читайте также:
Общее каноническое положение Православной Церкви в Италии