Святая мученица Наталия
Конец III, начало IV века — время последнего гонения на христиан в Римской империи. Историк А. П. Лебедев пишет: “То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над языческим”1. Воздвигнуто это гонение было первоначально императором Диоклетианом и продолжено его соправителями, одним из них был Максимиан (ум. 310). Когда он прибыл в Никомидию Вифинскую, то повелел разыскивать христиан, чтобы предать их казни. При этом было схвачено 23 христианина и отведены в темницу. Здесь к ним обратился язычник по имени Адриан, бывший одним из начальников. В результате общения с заключенными его коснулась благодать Божия и он стал христианином. Это вызвало к нему со стороны язычников большое озлобление, и он сразу был схвачен. Обо всем этом сообщили его жене — Наталии. Она была уже христианкой, но скрывала это от мужа. В проложном житии святых очень трогательно говорится, что святая “бысть с жалостию рада”2. Так, узнав, что ее муж уверовал в истинного Бога, она возрадовалась душой и стала приходить в темницу и служить ему, укрепляя его на перенесение предстоящих страданий. В житии говорится, что своего мужа святая Наталия “жалостолюбно ублажаше и непоколебима к нашествию мукам терпети увещаше”3. В службе сделано поэтическое сравнение: “Адама супружница из рая изгна советом змииным; Наталия же Адриана в рай премудро введе, священными беседами”4. Ниже в службе воспевается забота и милосердное служение святой: “Роса глагол твоих честных исцеление болезней воистинну твоему супружнику бысть, вкусившу лучших любовь, богомудрая Наталие, мучеников сожительнице”5. Затем она, усугубляя свой подвиг, вместе с другими благочестивыми женами, подобно святой Анастасии Узорешительнице (†ок. 304; пам. 22 дек.), помогала в темнице заключенным христианам.
Мощи святой мученицы НаталииМожно провести также и другую параллель. Своими трудами святая Наталия продолжала служение Евангельских жен-мироносиц. В Синаксаре службы им со ссылкой на апостола Луку говорится об их служении “Христу и учеником Его, от имений своих. Яко убо тыя воскресение проповедаша и многая по нам догматы сказаша, во уверение и извещение истинное воскресения Христова <…> всем известившым спасительное проповедание, и еже по Христе жительство прошедшым изрядно, и якоже достояше женам наученным от Христа”6.
Мученик Адриан пострадал в возрасте двадцати восьми лет, оставив ради Христа свои мирские богатства. Тела всех мучеников были перевезены затем в Византию. Благочестивая Наталия после мученической кончины своего мужа хранила как великую святыню часть его святых мощей — его руку. Она достойно сохраняла супружескую верность и после страданий супруга, когда ее пытались сосватать: “…не предала еси целомудрия твоего”7 — говорится в службе. Для этого она покинула Никомидию, отправившись с другими христианами в Византию, где находилась гробница ее мужа. При этом она дважды сподобилась чудесным образом узреть святого Адриана. Явившийся мученик возвестил ей радость, что Господь принимает ее в Свои Небесные обители. Находясь рядом с гробом своего супруга, она, уснув телесным сном, перешла в жизнь вечную.
Собор святого Лоренцо Великого в МиланеЦерковь почитает святую Наталию вместе с ее супругом как мученицу, которая, сострадая ему, явила мужество веры “по чувству и по трудам”8. Святая Наталия “окончила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови”9. В некоторых древних Месяцесловах указана дата ее кончины — 1 декабря10. Их житие было написано “не ранее пятого столетия”11. В конце VI, начале VII века мощи мученика Адриана 8 сентября были перенесены в Рим и, как пишет архиепископ Сергий, “находятся в церкви его имени на форуме римском”12.Мощи же мученицы Наталии почивают ныне в миланском соборе святого Лоренцо Великого.
Мученик Адриан добровольно присоединился к уже схваченным христианам, но, по Евангельскому слову, он, однако, пострадал первым (Мф 19:30) и его имя сохранилось в церковной памяти. Святые мученики-супруги являют пример ревности в вере, семейной верности и преданности друг другу. В акафисте им говорится: “Радуйтеся, супрузи блаженнии, на земли в любви поживши и по смерти не разлучившиися”13. В службе они прославляются также как супружеская двоица: “О вожделенная двоица и возлюбленная Христу… Но, о двоице святая, о нас Богу молитеся”14.
1Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в Греко-римском мире при Константине Великом. Изд. 2. СПб., 2003. С. 117–118.
2Пролог. Кн. 2: Март — Август. М., 2002. Л. 371 об.
3Там же.
4Третья стихира на Господи воззвах // Минея Август. М., 1989. Ч. 3. С. 91.
5Третий тропарь пятой песни канона на утрени // Минея Август. Ч. 3. С. 96.
6Триодь цветная. М., 1975. Л. 70 об.
7Третий тропарь седьмой песни канона на утрени // Минея Август. Ч. 3. С. 97. Славник на стиховне, как указано в Минее, написан гимнографом Ефремом Карией. Он был современником Константинопольского Патриарха Фотия (857–867, 877–886) и был епископом в Кари (Архиепископ Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 293–294).
8Истомин Н. Страдания святых мучеников Адриана и Наталии. Изд. 4. М., 1895. С. 31.
9Страдание святых мучеников Адриана и Наталии. М., 1995. С. 31; Избранные жития святых жен I–X вв. М., 2002. С. 585.
10Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока. Т. 3: Святой Восток. Ч. 1–2. М., 1997. С. 340.
11Там же. С. 340.
12Там же. С. 340.
13Акафистник. Т. 2. М., 1991. С. 214.
14Славник на Господи воззвах // Минея Август. Ч. 3. С. 92. О двоичном прославлении святых см. Архимандрит Макарий. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 62–72.