>>>«Святая Русь»: памятник за памятником (+ фото) подробная фотоэкскурсия — все экспонаты выставки с описаниями
«Ты ничего не знаешь о том, что такое цвет, если не видел русских икон», — писал Анри Матисс Пикассо в 1911 году.
И далее:
«Здесь первоисточник художественных исканий… Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства… чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше».
История русского искусства часто мыслится как прогресс: от иконописи — к реализму XIX века, от «условных образов» — к изображению индивидуальных черт и характеров, особенно — «униженных и оскорбленных»… После выставки «Святая Русь», которая открылась в Третьяковской галерее (в здании на Крымском валу) по инициативе Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и продлится до 14 августа, разговоры о «прогрессе» (то есть движении от низшего — к высшему) должны поутихнуть.
450 произведений из 25 отечественных музеев, библиотек и архивов, и редчайший экспонат из Лувра — оплечье (армилла) с изображением Воскресения — Сошествия во ад, составлявшее, как предполагают исследователи, часть парадного облачения святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Кстати, основная часть экспонатов побывала в музее Лувра в Париже на выставке «Святая Русь», организованной в рамках культурной программы «Год Франция — Россия 2010».
Сами организаторы, кажется, не могут поверить, что эту выставку удалось собрать — часть экспонатов (а как не хочется говорить «экспонат» об иконах и потирах!) даже сотрудники галереи видели раньше только в книгах. «Такую выставку можно собрать один раз в жизни», — говорят организаторы.
Деисус XIII века, хранящийся в Государственной Третьяковской галерее, а ранее — в Успенском соборе Московского Кремля. Просветленная печаль в иконе «Успения» XV века.
Список чудотворной Владимирской иконы Божией матери, сделанный предположительно преподобным Андреем Рублевым для Успенского собора во Владимире. Новгородская икона Чудо святого Георгия о змие, с житием, XIV в. Новгород (из собрания Государственного Русского музея), выполненная в традициях лубка, и Ветхозаветная Троица Симона Ушакова, написанная в 1671 году (из того же музея).
«В русском искусства тема прославления Творца и созданного Им мира исстари была ведущей. — Писал в своей книге „Образ в искусстве“ искусствовед и педагог, знаток древнерусского искусства Николай Третьяков. — Это животворное начало выражалось в иконописи, в монументальной русской пластике, а также в русской картине — во всем строе культуры. И в особой красочности нашей живописи, в ее светоносности. В понимании искусства как высокого служения».
Часть экспонатов выставки — рукописные книги с миниатюрами: Остромирово Евангелие (1056 — 1057 годы), Симоновская Псалтирь (1270 — 1296 годы), Андрониково Евангелие (начало XV века).
Златые врата Богородице-Рождественского собора Суздаля, выполненные в технике «огневого золочения», когда на черных медных пластинах процарапывался рисунок, заполнявшийся золотом, растворенным в ртути. При нагревании происходила реакция восстановления золота, которое прочно спаивалось с поверхностью пластины. В итоге получался золотой четкий контур изображения…
Выставка — это не просто тематическое собрание экспонатов, не просто иллюстрация высокого уровня, на который поднялось русское искусство. Это демонстрация того, благодаря чему жила, выживала и развивалась наша страна, демонстрация высоты величия духа. В истории Руси было много страданий, боли, войн, но все это оказалось возможным вынести, достойно преодолеть. Поскольку было главное, позволяющее создавать все эти шедевры: крепкое знание, что здесь жизнь не заканчивается. Наверное, потому и сегодняшнее «здесь», несмотря на множество не преодоленных нами обстоятельств, освещается нездешним, горним светом, словно льющимся со многих икон.