Избранную и венчанную деву мученицу, невесту Христову Екатерину, похвальными песньми воспоим, яко преславную мучителя победительницу и премудрую философов наставницу: ты же, великомученице Екатерино, имущи дерзновение ко Господу, приклонися милостивне к благопотребным прошениям зовущих ти: Радуйся, Екатерино, невесто Христова премудрая.

(Акафист св. вмц. Екатерине, кондак 1)

Нет смысла пересказывать житие святой великомученицы Екатерины — в каждой, наверное, семье есть своя Катя, которая знает его, если не наизусть, то достаточно подробно.

Разум благий, благородство истинное, богатство негиблющее стяжавши в духовном отрождении святая Екатерина достойна явися Небеснаго Жениха Христа, Иже, паки явився ей, возлюби ю и дарованным перстнем в невесту Себе обручи. Она же, познавши такое к ней благоволение Божие, тако уязвися любовию Его, яко не мудрствоваше более о земных вещах, но о Возлюбленном своем непрестанно мысляше.

(Акафист св. вмц. Екатерине, икос 2)

Гордая александрийская девица последовательно отшивает ухажеров, то недостаточно образованных, то невзрачных, то характером не вышедших (о, как знаком нашему времени этот тип разборчивых столичных красоток!). Мать ее, тайная христианка, рассказывает дочери, что есть такой Жених, знакомит ее со священником. Екатерина видит во сне Женщину с прекрасным Отроком, уверяющим, что она недостойна Его, и принимает крещение. И вскоре Юноша возвращается к ней и уже наяву надевает ей кольцо на палец, нарекая Своей невестой.

Слышав нечестивый царь свободный и мудрый ответ твой о вере Христовой, убоявся, да не будет побежден от тебе, собра от пределов державы своея мудрецов, числом пятдесят, на прение. Ты же, Архангелом Михаилом утвержденная и о победе уверенная, возрадовалася еси вступити в прение с ними.

(Акафист св. вмц. Екатерине, икос 4)

Святая Екатерина. Боровиковский В. Л.

Святая Екатерина. Боровиковский В. Л.

Воодушевленная, Екатерина идет на языческий праздник, проповедовать Христа императору Максимиану. По приказу пораженного красотой девицы Максимиана, устраивается диспут, и Екатерина побеждает придворных мудрецов в философском споре. Стоит еще вспомнить, что начало IV века — это не дикое уже язычество, в это время уже имеют популярность философские течения, такие, как неоплатонизм. И, вероятно, мудрецы пытались сначала спорить с Екатериной с академическими улыбками на устах: да что ты, милая девушка, мы почти одинаково верим, тоже вот Единое почитаем, аскезу практикуем… оставь ты свои христианские глупости.

Но любящее сердце не обмануть, и Екатерина, должно быть, снова и снова втолковывала им, что речь идет не о далеком Едином, что Бог — Живой и близкий, и ее Он призвал к Себе, а значит, любого может призвать… Что мир — не продукт бессознательной «эманации», а сознательное творение Всевышнего — место встречи Любящего и Любимого Творца и любящей и любимой души.

Новую показа царь ярость и безчеловечие, повелев епарху колесами растерзати девственное, чистое и святое тело твое, но чудесно рукою Ангела абие разрешена была еси безвредна и колеса на части сокрушены, имиже многи от неверных убиены, яко удивися сам царь и предстоящий народ, иже и взываше: “Велик Бог христианский”.

(Акафист св. вмц. Екатерине, икос 7)

Побежденных мудрецов император велит сжечь (зло упрямо и настойчиво), а Екатерину, избив воловьими жилами, должны казнить зверским способом — тело ее дробят двумя шипованными колесами — устройство было продуктом злого гения царского вельможи, не то выслуживающегося перед царем, не то лично возненавидевшего упорную и бесконечно недоступную красавицу-христианку… Однако колесо разламывается и давит озверевших язычников…

Святая великомученица Екатерина. Икона Синайского монастыря.

Святая великомученица Екатерина. Икона Синайского монастыря.

Светоприемную тя свещу, мечным усечением погашенную, но на свещнице Небеснем пред Престолом Святыя Троицы поставленную, видевше святии Ангели, поклонишася Живущему во веки и, получивше от Владыки повеление, девственное тело твое на горе Синайстей погребоша, да не видимо будет, якоже сама хотела еси, врагом Господним.

(Акафист св. вмц. Екатерине, икос 11)

Ничто не могло вразумить жаждавших крови, и Екатерину казнили мечом.

Тело мученицы было перенесено ангелами на Синай — рядом с тем местом, где пророк Моисей говорил с Богом лицом к лицу. Три века оно пребывало там, скрытое от людей, пока монахи монастыря, посвященного тогда Преображению Господню, чудесным образом не обрели и не опознали по кольцу, данному Господом Своей невесте, мощи святой великомученицы.

Гора святой Екатерины, Синай

Гора святой Екатерины, Синай

Так с тех самых пор судьба мощей связана с судьбой Синайского монастыря, носящего с XI века ее имя. Много веков уже многочисленным паломникам выносят приложиться ковчег с ручкой Екатерины. И на пальце загадочно поблескивает дар Христа.

Добродетельми, яко лучами солнечными, просветила еси неверныя мудрецы: и якоже пресветлая луна ходящим в нощи, неверия тьму отгнала еси, и царицу уверила еси, вкупе же и мучителя обличила еси, богозванная невесто, блаженная Екатерино: желанием востекла еси в небесный чертог, к прекрасному Жениху Христу, и от Него царским венцем венчалася еси: Емуже со Ангелы предстоящи, за ны молися, творящия пречестную память твою.

(Тропарь святой великомученице Екатерине)

***

Есть в монастыре добрый обычай — всем паломникам дарят колечки с эмблемой обители. Тоненькие, сделанные из дешевого серебра, они напоминают о том, что всякая душа призвана быть невестой Христовой. Вся Церковь — Невеста Христова, и мы ее члены.

Паломники редко поднимаются на ту вершину, где ангелы оставили тело великомученицы. Чаще всего, если повезет с гидом (или будет в группе кто-то, кто когда-то поднялся), с горы Моисея показывают в сторону: там.

Синайский монастырь как будто повторяет судьбу самой святой Екатерины. Подобно тому, как она, девица из знатного рода, пребывая до своего мученичества в миру, в суете тогдашнего мегаполиса, на самом деле всецело принадлежала Христу, и обитель, заполненная туристами и паломниками, оглашаемая криками много веков живущих тут бедуинов, погруженная, кажется, в постоянные и совершенно мирские заботы — в реальности пребывает в вечном благодатном покое, который не могут поколебать никакие войны (еще в VII веке сам Муххамед выдал монастырю охранную грамоту, которая позволила ему избежать разрушений), никакие изменения в нашем постоянно уклоняющемся с правых стезей мире…

Монастырь святой Екатерины, Синай

Монастырь святой Екатерины, Синай

Часть мощей, прибывшая вчера в Москву, обычно находится на подворье монастыря в Афинах. Святыня привезена в Россию впервые. В столице ковчег с мощами пробудет еще два дня, в течение которых возле него будут непрестанно служиться молебны. После этого ковчег прибудет в Екатеринбург, где будет находиться в течение трех недель, до 24 декабря.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.