Святейший Патриарх Кирилл: «У нас есть все основания быть примерами для других»
23 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Калининград, побывал в Российском государственном университете имени И.Канта и выступил перед профессорско-преподавательской корпорацией и студентами. В мероприятии также приняли участие учащиеся других калининградских вузов – был организован телемост с филиалами Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в Черняховске и Советске, с Калининградским государственным техническим университетом, Балтийской государственной академией, Балтийским военно-морским институтом, Калининградским филиалом Академии народного хозяйства при Президенте России.
От лица собравшихся Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал ректор Калининградского государственного университета А.П.Клемешев, который напомнил, что Его Святейшество уже посещал этот вуз, когда был митрополитом Смоленским и Калининградским.
Обращаясь к переполненному залу, Предстоятель Русской Православной Церкви посвятил свое выступление значению формирования фундаментальных ценностей как основы человеческой жизни.
Отметив, что в этом зале университета он однажды уже встречался с учащейся молодежью, Его Святейшество сказал: «Я помню то душевное состояние, которое приобрел в этих стенах, общаясь со студентами, преподавателями, профессорами. Это было очень положительное чувство – чувство уверенности в том, что, несмотря на множество проблем, с которыми сталкивается наша молодежь сегодня, она представляет очень мощное национальное ядро. Это мыслящие, сильные люди, способные многого достичь в будущем. А значит, у России есть надежда, потому что те, кто сегодня молоды, завтра возьмут бразды правления страной в свои руки, будут отвечать за экономику, за социальную сферу, за духовную жизнь, за культуру и за многое другое».
Говоря о специфике восприятия мира представителями молодого поколения, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что отличие от восприятия мира человеком взрослым и зрелым обусловлено в немалой степени тем, что молодые люди более динамичны, у них больше энергии, больше внутренней пассионарности.
«С другой стороны,– продолжил Святейший Владыка, – существует некоторая методологическая особенность восприятия мира молодым человеком: само сознание, психика молодого человека устроены так, что он как бы заточен на обучение даже вне зависимости от того, учится он или нет. Это очень заметно на примере ребенка: дети постоянно задают вопросы, это заложено в их природу. Они многого не знают, поэтому задают вопросы, получают ответы, воспринимают эту информацию, она откладывается в памяти и в сознании ребенка. И так формируется личность. Когда человек перестает задавать вопросы – это первый признак старения. Не цифры в паспорте, а особое мироощущение, способность воспринимать информацию, впитывать ее и учиться есть показатель молодости – молодости духовной и интеллектуальной».
Благодаря готовности впитывать информацию у молодых людей открываются очень большие возможности для познания мира, но именно в связи с ней также возникают и проблемы, которые отражаются на становлении человеческой личности. «Для молодого человека важен пример, образ, и одним из способов формирования личности является подражание, – подчеркнул Его Святейшество, обращаясь к аудитории. – Вы даже себе представить не можете, насколько важно подражание в вашей жизни, насколько большую роль оно играет в вашем формировании».
Чтобы проиллюстрировать свой тезис, он привел пример: «Что такое мода? Это некий стереотип, который предлагается для подражания. И ведь каждый воспринимает его абсолютно безоговорочно: модно – значит красиво. Кто-то говорит: “Я хочу походить вот на этого киноактера” –“А я хочу походить вот на эту модель из глянцевого журнала” – “А я хочу быть похожим на крутого соседа, который так поражает мое воображение”. Эта подражательная манера восприятия действительности в молодости играет очень большую роль в жизни человека, В этом есть и положительные моменты, потому что ведь многое в мире достойно подражания, но имеются и свои опасности, потому что в молодом возрасте отношение к объектам подражания менее критическое, чем в зрелом возрасте».
Как отметил Святейший Патриарх Кирилл, в зрелом возрасте люди практически никому не подражают, поскольку они уже сформировались: «Хорошо или плохо – другой разговор, но у них есть внутренний стереотип, который они прикладывают к явлениям окружающей жизни. Такому человеку подходит то, что соответствует его убеждениям, его образу мысли, его вкусу. Он не слушает музыку, если она не соответствует его вкусу, какие бы «звезды» эту музыку не предлагали».
Для молодого же возраста характерно постоянное сознательное или бессознательное подражание. Лучше, если подражание будет сознательным, однако чаще всего этот процесс идет на уровне инстинкта и человек даже не отдает себе в этом отчет, отметил Его Святейшество.
«Сегодня, живя в информационном обществе, мы сталкиваемся со столь огромным влиянием внешних факторов на человека, что это действительно может приводить к очень опасным последствиям для человеческой личности, и потому способность молодого человека воспринимать поток информации выборочно, подражать только тому, что соответствует его внутренним установкам, является очень важной», – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
А как сделать так, чтобы у молодого человека как можно раньше возникли ценностные установки, которые он был бы способен использовать, выбирая модель для подражания, отсекая то, что не соответствует этим внутренним установкам? «Если размышлять об этом в контексте глобализации, то в конце концов речь идет о способности народа, культуры оставаться самими собой, – говорит Святейший Патриарх Кирилл. – Для того, чтобы молодой человек был способен критически воспринимать информацию, которая на него обрушивается, – и не только интеллектуальную информацию, но и чувственную, эмоциональную – очень важно, чтобы в нем как можно раньше сформировался некий костяк, система ценностей. Тогда человек становится сильным, он управляет информационным потоком, отсеивает то, что ему не подходит».
Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал студентам о замечательном американском ученом-химике русского происхождения, с которым познакомился в далеком 1971 году в США. Он был православным священником и одновременно выдающимся ученым. «Он научил меня одной премудрости, которой я с радостью делюсь с другими людьми, – поведал Святейший Владыка. – Он мне сказал примерно следующее: «Все, что мы воспринимаем извне, состоит из шумов и сигналов. Шумов девяносто процентов, сигналов – десять. Мудрость человека заключается в способности отделять шумы от сигналов, как мы отделяем шумы от сигналов, настраивая радиоприемник, уходя от помех и переключаясь на ту волну, которая несет в себе информацию»».
Что делать, чтобы шумы отсеивать от сигналов? Какой фильтр нужно поставить внутри себя, чтобы творчески воспринимать информацию, которая к нам приходит? Отвечая на эти вопросы, Святейший Патриарх обратился к теме формирования личности, формирования ценностей: «Есть такие понятия: базисная культура и субкультура, и очень важно отличать одно от другого. Вот существует молодежная субкультура. Она очень привлекательна для юных людей: это особый покрой одежды, украшения, даже особая манера говорить и способ проводить свободное время. Если молодой человек вращается исключительно в этой субкультуре и видит примеры этой субкультуры, у него может произойти очень опасное смешение понятий, субкультуру он начинает воспринимать как базисную культуру: “Вот это и есть культура. Все остальное – это предки, пережитки, это не для меня”. Но есть и субкультура пожилых людей, они одеваются по-иному, у них другой стиль жизни, другой стиль поведения, другие интересы. Можете представить, что субкультура пожилого человека должна была бы быть общей, базисной культурой? Это трудно себе представить, особенно молодому человеку. Представителю же старшего поколения абсолютно невозможно молодежную субкультуру признать за базисную».
Отсюда и вырастает так называемый конфликт отцов и детей, и некоторые считают, что этот конфликт непреодолим, отметил Его Святейшество. «Я глубоко убежден, что это неверно. Все зависит от того, способны ли мы отличать субкультуру от базисной культуры, и насколько базисная культура заложена в нашем сознании, в нашей жизни, в нашем поведении», – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл.
Он напомнил, что в дореволюционное время предпринимались усилия сформировать базисную культуру на основе культуры классической. Базисным образованием была классическая гимназия с изучением латыни, греческого языка. Эти языки, античная культура во многом являются базисными для всей европейской цивилизации, подчеркнул Святейший Владыка. От латыни произошли французский, испанский, итальянский, португальский языки. В основе многих архитектурных стилей лежали принципы, заложенные античным искусством и античной культурой.
«Подход был такой: нужно дать молодежи базисную античную культуру, на основании которой, имея прочный фундамент, можно развивать свою собственную, национальную культуру», – подчеркнул Его Святейшество. Отметив методологическую правильность такого подхода, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Идеально было бы, чтобы все мы вначале овладевали этим базисным образованием, а потом уже становились физиками, математиками, архитекторами и так далее. Но в настоящее время все это невозможно, потому что невероятно усложняется процесс обучения, увеличивается количество информации, которая обрушивается на сознание человека. Школьных и студенческих лет не хватит, чтобы от той античной культуры дойти до современности и еще стать хорошим специалистом. Поэтому сегодня, конечно, надо что-то менять, сохранив принцип классического образования».
Как подчеркнул Святейший Владыка, сегодня мы должны овладевать базисной культурой, связанной с историей нашего народа, – в этой культуре заложена система ценностей.
К базисной культуре относится язык, классическая русская литература и, несомненно, религиозная культура. «Для меня всегда было странным слышать, когда люди говорят: «Не нужно изучать религиозную культуру». Это все равно что сказать — не нужно изучать таблицу умножения. Однако необходимо уметь делить, складывать, вычитать, умножать даже без того, чтобы прибегать к помощи калькулятора. Есть вещи, которые человек обязан знать, и основы религиозной культуры, связанные с национальным культурным базисом, – это то, что непременно нужно знать, ведь именно из этого произрастает система национальных ценностей, которые формируют личность и общество», – убежден Святейший Владыка.
Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что в условиях мощного информационного потока базисные ценности помогают отделять «шумы» от «сигналов», укрепляют человека, делают личность сильной. «Тогда сильным будет общество и сильным будет государство; мы не потеряемся на развилках и перепутьях глобализации; мы не будем «иванами, не помнящими родства», но мы станем носителями яркого и сильного национального духовного и культурного самосознания», – отметил он, добавив: «Такой человек будет способен критически использовать и подражание – подражать тому, что соответствует основе, становому хребту, и критически относиться ко всему, что этому не соответствует».
«Я думаю, что у нашего государства нет иного пути, если мы хотим сохраниться как страна и как народ в эпоху глобализации, – считает Святейший Патриарх Кирилл. – Ведь невозможно защитить сегодня наших детей, нашу молодежь от той информации, которую они потребляют. Только внутри самого человека должны быть выстроены эти рубежи обороны, причем они должны быть воздвигнуты творчески. В масштабах личности, семьи, общества и государства они не должны отождествляться с охранительной политикой, но человек должен быть достаточно открыт к восприятию того, что несет ему современный мир. Одновременно он должен быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, оберегая свою национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с ней – и нравственную систему ценностей».
Отметив, что современная массовая субкультура оказывает сильное влияние на молодежь, Его Святейшество добавил: «Выстроить разумную оборону против влияния этой субкультуры очень и очень тяжело, потому что она апеллирует к человеческому инстинкту, а не к разуму и к интеллекту».
Обилие рекламы, преизбыток глянцевых журналов, информационный поток, который льется с телеэкрана, – все это направлено на то, чтобы, используя человеческий инстинкт, добиваться конкретных коммерческих, идеологических, может быть, даже политических, хотя и в меньшей степени, целей, полагает Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Человек так устроен, что голос инстинкта в нем очень силен, – продолжил он. – Но, если бы Бог не заложил эту инстинктивную силу в нашу природу, не было бы продолжения человеческого рода, мы бы все умерли от голода, от жажды, от холода. Следуя инстинкту, мы защищаем самих себя, инстинкт есть некая сигнальная система, обеспечивающая самосохранение, выживание личности, ведь именно так существует животный мир».
«Однако человек отличается от животного именно тем, что ему еще Богом дана одна внутренняя сила, которой нет у животных – это нравственное начало. Ученые спорят о происхождении нравственности, и никогда не могут окончательно сказать, что это такое и откуда она берет свое начало», – сказал далее Святейший Владыка, подчеркнув, что когда нравственность отрывается от Божественного начала, она фактически «повисает в воздухе».
«Это не значит, что люди неверующие являются совсем безнравственными. Так говорить – глубоко заблуждаться, потому что неверующий человек может быть нравственным, но не потому, что он неверующий, а потому что в нем сильно развито нравственное чувство, которое познается через совесть. Но совершенно с агностической или атеистической точки зрения оправдать наличие нравственности невозможно», – считает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Почему я должен жертвовать собой во имя другого, когда жизнь дается однажды? Почему я должен отдавать что-то другому, когда нужно как можно больше приобретать для самого себя?», – такими вопросами часто задаются молодые. «Если мы отрываем нравственность от реальной жизни, то люди действительно превращаются в зверей, они живут на основе инстинктов. Опасность влияния определенной части массовой культуры на молодежное сознание заключается в том, что эта культура эксплуатирует инстинкт (в первую очередь, половой инстинкт), разрушая нравственное начало человека, ведь все, что связано с реализацией полового инстинкта в молодости – чрезвычайно активно и соблазнительно», – подчеркнул Святейший Владыка, добавив: «Нужно быть очень зрелым и сильным человеком, чтобы контролировать свое поведение. А если внешняя среда постоянно провоцирует «срыв тормозов», подталкивает, развивает очень опасную философию: «А я что, хуже других? А я что, другой что ли? Ну, этим можно, а вот почему мне нельзя? Вот в фильме-то вот так показали… Родители говорят, что плохо – предки, пережитки» – такая массовая культура… напоминает человека, который сидит на ветке и ее под собой пилит». В качестве примера Святейший Патриарх Кирилл рассказал молодым людям о своем разговоре с одним из видных деятелей современного телевидения, которому он сказал: «Когда я смотрю Ваши фильмы, у меня такое впечатление, что у Вас нет собственных детей, нет жены. Вы же раскачиваете не только кого-то, не только у кого-то вырываете способности управлять тормозами, но и у самого себя, у жены, у детей».
«Человеческая цивилизация, живущая по закону инстинкта, нежизнеспособна. Никакая правовая культура, развитое законодательство не способны ежечасно регулировать человеческое поведение», – выразил убеждение Предстоятель Русской Церкви, особо отметив, что это подвластно только внутреннему голосу совести: «Когда нам говорят: «Живи как хочешь, только других не обижай, а сам делай все, что хочешь» — а такова сегодня философия современного либерализма, — то подобное приглашение… провоцирует, в первую очередь, жить по закону инстинкта, – продолжил Его Святейшество. – Вот почему именно в современной либеральной философии отсутствует понятие греха. Есть плюрализм поведенческих моделей: одному чай с сахаром, другому – с лимоном; один живет так, другой – эдак, то есть как хочешь, так живи. Нравственность превращается в условное понятие».
Эта философия, которая является не отвлеченной, но инкорпорированной в законодательство многих стран и которая формирует контуры современной массовой культуры, является убийственной для человеческой цивилизации, заявил Святейший Владыка. «Чем раньше человечество поймет, что нравственность – это способ выживания коллектива, семьи, личности, общества, всей человеческой цивилизации, тем будет лучше», – подчеркнул он, добавив: «Если это поймет наша молодежь, мы будем самыми сильными, потому что сила нации – в силе духа».
Отметив, что многие ребята хотят быть сильным, занимаются спортом, чтобы друг перед другом себя показать, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что в этом нет ничего предосудительного, это заложено в человеческую природу. Однако каждый должен понять, что не только от гантелей сила появляется, хотя и этим нужно заниматься: для человека в первую очередь важна сила духа.
«Наш народ выигрывал бой не потому, что мы были сильнее, обладая мощным оружием, не потому, что наши полководцы были умнее других. Особенно Великую Отечественную войну мы выиграли потому, что оказались сильнее духом. Мы сломили адскую военную машину, во многом превосходящую наши возможности; мы отдали большие силы, но мы победили», – напомнил молодому поколению Предстоятель Русской Православной Церкви, заявив, что и позже, в 1990-х годах, Богом хранимая страна прошла через тяжелейшие трудности, чудом сохранив свою внутреннюю силу в тех условиях, когда все центробежные силы стремились разорвать российское общество.
Святейший Владыка подчеркнул: «Сегодня некоторые боятся кризиса и говорят: «Вот, кризис, что там будет?» Да ничего не будет, если мы сами не подвергнем себя разрушительному нравственному кризису. Если мы будем внутренне сильными, соберемся, станем лучше работать и учиться, у нас появятся ясные цели, и мы поймем, что должны защищать, то преодолеем кризис. Мы будем его вспоминать с улыбкой, говоря: «А поучительное было время – мы многому научились, мы стали сильнее». И задача Церкви заключается в том, чтобы в первую очередь обращаясь к вам, молодым людям, постараться затормозить те опасные процессы, которые ныне бушуют в мире».
Выразив мнение, что такие тенденции мировой цивилизации, как самораспад, которые в настоящее время можно наблюдать в благополучных обществах других стран, являются признаком невероятной слабости и угрозы существованию на первый взгляд благополучных обществ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что цивилизационное развитие нуждается в некоей коррекции. «В современных условиях она может заключаться только в сохранении наших базисных ценностей, в формировании личности, способной критически воспринимать и оценивать происходящее и достигать тех целей, которые стоят перед ней, а также и перед всем обществом», – подчеркнул он.
Главной задачей нынешнего времени должно быть созидание сильной личности, крепкой семьи и сильного государства. «И в таком случае Россия ни для кого никогда не будет угрозой, но примером, – сказал далее Его Святейшество. – У нас есть все основания быть примерами для других, потому что мы прожили самую трагическую историю в XX веке, несравнимую ни с какими другими историческими отрезками времени».
Предстоятель Русской Православной Церкви пожелал всем, и особенно молодым людям, осознать важность переживаемого момента, потому что сегодня «линия фронта проходит через молодые души»: «Достоевский говорил, что Бог с диаволом борется, а поле битвы – сердца человеческие. В первую очередь это сердца молодых, и никто, кроме вас, этой победы не одержит. Только одни могут помогать вам ее одержать, а другие будут толкать к тому, чтобы диавол захватил ваше сердце. А ведь где диавол – там смерть, там нет жизни», – заключил Святейший Патриарх Кирилл, подчеркнув: «Самая великая мудрость человека – это мудрость… уметь отличать добро от зла и держаться добра, потому что там, где добро, там – жизнь».
По окончании выступления студенты задавали вопросы Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу из зала и посредством телемоста. Святейший Владыка поделился своим видением путей выхода из мирового финансового кризиса, рассказал о современном состоянии взаимоотношений науки и религии, о пастырском окормлении военнослужащих, о перспективах преподавания Основ православной культуры в школах, об организации теологического образования в светских вузах.
Перед завершением визита в Калининградский государственный университет имени И.Канта Предстоятель Русской Православной Церкви оставил запись в книге почетных посетителей вуза и благословил студентов.
Служба коммуникации ОВЦС