Затем Святейший Патриарх Кирилл возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Виталия Родина, клирика Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, во пресвитера.
По завершении Литургии со словами приветствия и благодарности к Предстоятелю Русской Церкви обратился протоиерей Игорь Фомин: «Хотим поблагодарить Ваше Святейшество за сегодняшний необычайно прекрасный день. В преддверии Великого поста это событие вдохновляет нас на те труды, которые и должен положить каждый христианин, как мы сегодня слышали в Евангелии — быть милостивым ко всем и близким к Богу. Ваше внимание нас вдохновляет на это».
Настоятель новоосвященного храма преподнес Его Святейшеству панагию.
Святейшего Владыку приветствовал также ректор МГИМО МИД России А.В. Торкунов. «То, что Вы, Ваше Святейшество, приехали в этот храм, который Вы в свое время благословили и за строительством которого так внимательно следили, для нас это и великая честь, и огромное счастье, — сказал, в частности, ректор вуза. — Здесь люди совершенно разных поколений — и совсем маленькие ребята, студенты и студентки, их родители, преподаватели. И, конечно же, здесь жители соседних домов, для которых этот храм стал уже их домом, куда они приходят помолиться, поговорить с Богом. Это же великое счастье, когда рядом с тобой такой красивый, великолепный, а теперь еще и освященный самим Патриархом храм. Низкий Вам поклон за все, что Вы делаете, и особая благодарность, конечно, за этот храм».
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам памятного события с Первосвятительским словом:
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
Для меня большая радость освятить храм в честь благоверного князя Александра Невского при МГИМО — университете, который готовит нашу национальную элиту, способную к работе на самых ответственных должностях как за рубежом, так и внутри страны.
Вспоминаю далекий уже 2005 год, когда вместе с Анатолием Васильевичем Торкуновым мы стали впервые обсуждать саму возможность строительства храма. Но не сразу все получилось, а лишь после того, как была утверждена программа строительства новых храмов в городе Москве. Был выделен участок рядом с МГИМО, и дело стало спориться, потому что появились люди, которые осознали важность строительства храма на этом месте и внесли свои средства. Об этих людях мы сегодня еще поговорим, и я выражу им свою благодарность, как и отцу настоятелю, духовенству, Вам, Анатолий Васильевич, профессорам, преподавателям МГИМО, студентам и всем тем, кто близко к сердцу принял это строительство.
Мы освятили храм в последнее воскресенье перед заключительной неделей, предваряющей Великий пост. Через неделю будет Прощеное воскресенье, и с понедельника мы вступим в поприще Великого поста. И сегодня, как бы приуготовляя нас к этому поприщу, Церковь предлагает нам услышать Евангельские слова о Страшном Суде.
Вы слышали сегодня отрывок из Евангелия, в котором повествуется о том, что, собственно говоря, будет составлять предмет Божественного Суда. Совершенно очевидно, что Суд Божий есть не что иное, как проявление абсолютной правды и абсолютной справедливости. Мы очень часто скрываем правду даже от самих себя. Мы делаем вид, что ее не замечаем или ее не поняли. Но мы опознаем свой грех голосом совести, мы душой чувствуем, что поступаем не так, что нарушается некая высшая правда и высшая справедливость.
Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая на тему Суда, сказал поразительные слова, проникнув в самую суть того, что есть Суд. Он сказал: как невозможно убежать от самого себя, так невозможно скрыться от Страшного Суда, потому что Страшный Суд есть Божий Суд, а Бог вложил этот суд в нашу душу.
Давайте подумаем внимательно. Не кто-то со стороны судит — не судьи, не власти, не правители или начальники. Бог в душу каждого вложил этот суд, и это, конечно, суд нашей совести. Он порожден нравственным чувством, вложенным в нас Самим Богом.
А теперь давайте поразмышляем о том, что происходит в нашу эпоху. Эпоху лукавую, когда под видом неких философских изысков отрицается само понятие правды и истины. Нет абсолютной правды и даже абсолютной истины — у каждого своя правда, а общество должно обеспечить человеку такие права, чтобы он мог жить в соответствии со своей собственной правдой. На знаменах многих политических партий написана эта идея абсолютной свободы личности, ее права жить по собственной правде. А что же суд? А что справедливость? И не входит ли модная, для многих привлекательная, но на деле абсолютно нежизнеспособная идея приоритета личных человеческих прав над всем остальным в противоречие с идеей суда, с идеей справедливости?
Ведь суд — я имею в виду гражданский, светский суд — отталкивается от законов и на основании законов выносит свой вердикт. А что законы? На основании чего они пишутся? Только ли на основании политического прагматизма и экономической целесообразности? Если бы так, то у нас не было бы законов, потому что политический прагматизм и экономическая целесообразность меняются невероятно быстро, а институту суда тысячи лет. Сколько существует род человеческий, столько существует и суд. Значит, сколько существует род человеческий, столько существует и понятие справедливости, то есть деяний, соответствующих абсолютной правде.
В истории были попытки создавать законы, которые этой абсолютной правде не соответствуют, и люди называли эти законы несправедливыми. Более того, нередко брали в руки оружие, чтобы победить систему, порождающую несправедливые законы, потому что если закон не соответствует той самой Божией правде, о которой говорил Иоанн Златоуст, которую Бог вложил в наши души, то это уже не закон, и каждый сердцем понимает его несправедливость. Никто сегодня не отрицает идею справедливости. Люди стремятся к построению справедливого общества, не задумываясь, что само понятие справедливости полностью ниспровергает идею партикулярной, частной человеческой правды. Вся эта философия, которую мы называем философией постмодерна и на которой сегодня основывается, в том числе, политическая практика, разбивается идеей справедливости, потому что справедливость всегда и для всех одна, и эта единая справедливость отображается в нашем сознании через голос совести, который, в свою очередь, выражает, как сказал Иоанн Златоуст, Богом вложенную в наши сердца правду.
А если мы сделаем некие выводы из сказанного, то что же получается? Если нет Бога, значит, нет и абсолютной правды. Если нет Бога, значит, нет и справедливости, потому что всякая справедливость без Бога будет привязана к сиюминутным мыслям, философским взглядам, политическим позициям. И мы знаем, к чему привела такая трактовка справедливости, когда говорили: хорошо только то, что хорошо для одной из стран. Когда говорили: хорошо только то, что хорошо для какого-то класса, привязывая справедливость к интересам одних или других. Не то же самое мы нередко видим и сегодня в сфере международных отношений, когда нам говорят, что абсолютной правдой является та правда, которая соответствует национальным интересам одной или нескольких стран? Все повторяется: как в XX веке это переживали через явление революций, диктатуры апартеида в Южной Африке, так и сегодня, может быть, не так радикально, человечество переживает тот же соблазн принять за правду то, что говорит сильнейший. И сегодняшний день учит нас тому, что если есть справедливость, — а ведь каждый проголосует за то, что она есть, — значит, есть Бог. Потому что без абсолютной правды не может быть суда, — ни суда совести, ни государственного; — потому что без Божией правды нет справедливости.
Что же тогда Страшный Суд, о котором сегодня говорит нам Евангелие? А это проявление абсолютной справедливости, абсолютной правды, потому что даже мы, признавая бытие Божие и зная, что такое справедливость, часто нарушаем Божии законы, прикрываясь множеством объяснений: потому-то не мог, потому-то не захотел. Чаще всего это объяснения прагматические, которые как бы убеждают нас самих: «ну, что поделать, надо было так поступить». У святых отцов, особенно у преподобного Ефрема Сирина, есть удивительно яркие, может быть, с точки зрения современного человека даже несколько наивные рассуждения о Страшном Суде. Святой Ефрем хотел словно напугать читателя, говоря, что ничто не пройдет незамеченным, даже выражение глаз, даже полумысль, — все Господь положит пред человеком во время суда. Но это не просто воздействие на эмоции читателей. Святой Ефрем проникал в суть того явления, которое предстоит каждому в конце истории, — страшному и справедливому Божественному Суду. И мы должны помнить, что этот суд не будет страшным для тех, кто живет по Божией правде, вложенной в сердце человека, по голосу совести, по вере в Единого Бога, Источника всякой правды и истины.
Мы сегодня освятили храм при Московском государственном институте международных отношений, который теперь именуется университетом. Здесь готовятся наши дипломаты, юристы-международники, специалисты по экономическим отношениям. Как важно, чтобы, защищая интересы Родины, будущие выпускники МГИМО были способны, не пренебрегая тактическими задачами, но возвышаясь над ними, всегда имели в виду эту Божественную перспективу Страшного Суда! Именно в этой перспективе и выстраивается подлинная система нравственных и духовных координат, работая в которой, человек становится сильным, способным на подвиг, на самоотверженные поступки, в том числе по защите интересов своего Отечества. Интересы Отечества — это интересы народа, а в сегодняшней ситуации защита России есть защита православной веры, защита христианской веры, потому что Россия сегодня выступает, может быть, главной силой, защищающей христиан по всему миру.
Я рад, что у нас есть сегодня возможность объединить силы. Вы знаете, конечно, о моей встрече с Папой Римским, которая была в первую очередь направлена именно на то, чтобы объединить силы, защищая Божию правду, защищая жизнь наших братьев и сестер — христиан по всему миру, защищая само право исповедовать Господа Иисуса Христа, Бога во плоти пришедшего.
Пусть Господь хранит Отечество наше. Призываю Божию помощь и благословение Божие на наш Институт международных отношений, на Вас, Анатолий Васильевич, заслуженного и всеми нами уважаемого ректора, во время управления которого университетом был заложен и освящен этот храм. Он переживет всех нас, но будет свидетельствовать о том добром деле, которое было совершено Вами, Вашими соратниками, духовенством, верующим народом и которое действительно увенчалось сегодняшним прекрасным днем.
Пусть Господь хранит Церковь нашу, хранительницу веры и духовной силы народа! Пусть Господь хранит весь наш народ, помогая ему сохранить веру, а вместе с верой — и сознание высшей справедливости и Божественной правды, без осуществления которой в человеческой жизни нет и не может быть ни радости, ни счастья, ни свободы. С праздником всех вас поздравляю!
В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился к настоятелю храма:
«Хотел бы сердечно поблагодарить настоятеля отца Игоря за труды, которые он предпринял. Сегодня, общаясь с ним, я вспомнил всю историю возникновения этого храма, как в 2005 году Анатолий Васильевич Торкунов пришел к Святейшему Патриарху Алексию с идеей строительства храма при МГИМО. Вскоре после этого был назначен отец Игорь. Непростое было время, когда тяжело было даже согласовать участок, а не только найти средства или получить разрешение.
Но я благодарю Вас, отец Игорь, за то, что Вы не тратили время и создавали приход, во временном храме начались службы. И сегодня, в день освящения, мы видим здесь не просто случайно зашедших людей, которым интересна сама церемония, а живую христианскую общину — и людей старшего возраста, и среднего, и молодежь, и детей, которые объединены единой верой и составляют один большой приход храма святого благоверного князя Александра Невского. Пусть Господь помогает Вам, клиру и всему приходу восходить от силы к силе».
Декан факультета журналистики МГИМО, староста прихода
храма во имя св. блгв. кн.Александра Невского при МГИМО Ярослав Скворцов написал об освящении храма в социальной сети Facebook:
Сегодня, в день Великого освящения нашего Храма, я с особым чувством вспоминаю об этой без преувеличения исторической встрече… Так, собственно, всё начиналось; дело было без малого 11 лет назад. Наш настоятель, протоиерей Игорь Фомин ещё служит в Казанском соборе на Красной площади; аз грешный первый год смиряюсь как декан родного факультета… Удивительно, но из тех, кто здесь изображен, сегодня в Храме не было только Алексея Михайловича Салмина (второй слева, весной 2005-го — декан Факультета политологии МГИМО) и приснопамятного Патриарха Алексия II… Верней, они были, наверняка были сегодня с нами, но следили за всем происходящим… с Неба. А все, ВСЕ остальные пришли! Даже игумен Филипп (второй справа) из Страсбурга прилетел, где он сейчас несёт своё нелегкое послушание и свой храм строит… Чудны дела Твои, Господи!
Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Первое упоминание о церкви в селе Никольское на р. Самородинке относится к середине XIV века. В 1907 году была построена каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, вмещающая до 300 человек. В 1930-е годы церковь была закрыта, а в 1940-е разрушена.
В 1979 году, после начала строительства на другом берегу р. Самородинки комплекса зданий «Олимпийской деревни», вся прилегающая местность была превращена в парковую зону. Остов разрушенного храма был окончательно снесен вместе с прилегающим кладбищем — их сравняли с землей и устроили парк.
Идея возведения храма при МГИМО возникла в 1999 году. Инициаторами выступили преподаватели и студенты вуза. В 2005 году строительство благословил приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда же было решено посвятить храм святому благоверному князю Александру Невскому.
В январе 2007 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем храма был назначен священник Игорь Фомин, в то время клирик Казанского собора на Красной площади. Процесс сбора документов затягивался, и только в 2011 году, когда площадка была включена в Программу строительства православных храмов в Москве, появление церкви при МГИМО стало возможным.
Летом 2012 года был сооружен временный храм в честь свт. Николая Чудотворца — один из самых больших временных храмов в Москве площадью 176 кв. метров. 1 сентября 2012 года при большом стечении народа во временном храме при МГИМО состоялось первое богослужение. Молебен благоверному князю совершил настоятель прихода протоиерей Игорь Фомин. 30 сентября 2012 года во временном храме была совершена первая Божественная литургия. С тех пор богослужения в храме совершаются регулярно.
Строительство храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при МГИМО МИД России, началось весной 2013 года. Однокупольный храм в стиле псковского зодчества высотой 36 метров на 500 прихожан (адрес ул. Лобачевского, стр. 27) возведен по проекту заслуженного архитектора России, учредителя и главного архитектора ООО «Товарищества реставраторов», академика Академии архитектурного наследия, председателя Гильдии храмоздателей А.А. Анисимова.
Одновременно со строительством храма в приходе активно развивалось социальное служение, основными направлениями которого стали: встречи студентов и преподавателей МГИМО с клириками храма с целью обсуждения актуальных для молодежи вопросов; сотрудничество с общеобразовательными школами района, Городской клинической больницей № 31, Детской инфекционной клинической больницей № 6; помощь детям из Дмитровского детского дома-интерната для детей с физическими недостатками и поддержка выпускников этого интерната, проживающих в пансионате для ветеранов труда № 29; поддержка многодетных семей и людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.
В 2014 году в клир храма вошли диаконы Георгий Думби и Александр Кузнецов, которые в начале 2015 года были рукоположены во пресвитеры.
11 сентября 2015 года епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил освящение накупольных крестов, которые затем были установлены на строящийся храм. 27 сентября протоиерей Игорь освятил колокола для церковной звонницы.
19 декабря 2015 года, в праздник святителя Николая, архиепископа Мирликийского, епископ Егорьевский Тихон, управляющий Западным викариатством, совершил малое освящение храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО и отслужил в нем первую Литургию.
В честь великого освящения храма представители монастыря Дохиар на Афоне, где находится чудотворный образ Богородицы «Скоропослушница», передали в дар новоосвященной церкви список этой иконы, написанный на Святой Горе. День празднования этой иконе является также днем основания МГИМО.