Церковной истории святитель Лев Великий известен в основном в качестве Римского епископа, поэтому в нашем распоряжении имеются лишь незначительные сведения о его жизни до избрания на кафедру. Согласно Анастасию Библиотекарю, родиной его была Тоскана1. В начале V в. он по причине политических нестроений вместе с семьёй переселился в Рим2, где уже в молодые годы был принят в клир3. В письме блаженного Августина4, написанном в 418 г., упоминается некий аколуф Лев, направленный римским пресвитером Сикстом5 в Северную Африку. Предполагают, что здесь речь идёт о святом Льве, однако это предположение не находит себе подтверждения. Достоверно известно лишь то, что он был клириком при папах Целестине и Сиксте III6. Уже в это время он приобретает широкую известность и авторитет в Церкви. В частности, он поддерживал отношения с преподобным Иоанном Кассианом Римлянином, которого и вдохновил на написание христологического трактата “О воплощении против Нестория”. Благодаря его посредничеству папа Целестин позволил
святителю Кириллу Александрийскому выступать от своего имени7, а в 431 г. святитель Кирилл ищет поддержки святого Льва в споре с Иерусалимским архиепископом Ювеналием8. Хотя эта переписка не имела значимых последствий, очевидно, что уже тогда он был достаточно влиятельной персоной при римских понтификах, представляя собой надёжную опору папства. “Наступательная политика преемников Иннокентия I находила в нём решительную поддержку, а папа Сикст III прямо слушался его советов”9. В хронике Проспера Аквитанского упоминается также о том, как святой Лев воспрепятствовал принятию в церковное общение епископа-пелагианина Юлиана Экланского, пытавшегося ложным отречением вернуть себе право на священнослужение10. Вместе с тем благодаря своему патриотизму святитель Лев пользовался немалым доверием при императорском дворе, лучшим доказательством чему служит посредническая миссия, возложенная на него в 440 г., когда он направляется в Галлию для примирения двух влиятельных полководцев римской армии Аэция и Альбина. В это время скончался папа Сикст III, и диакон Лев был единогласно был избран на Римскую кафедру.
Правление папы Льва на Римской кафедре приходилось на период заката Римской империи. К середине V в. Рим постепенно утратил контроль над многими территориями, входившими в состав империи: в Паннонии образовалось гуннское королевство, в Галлии — вестготское и бургундское; кроме того, по всей её территории активно перемещались франки. Пиренейский полуостров был занят вестготами и свевами, Северная Африка и остров Сицилия — вандалами, образовавшими там своё королевство, а это значило, что доставка хлеба в Рим была приостановлена, а варвары взяли контроль над Средиземноморьем и могли непосредственно угрожать Риму. В самой отдалённой провинции — Британии обстановка была очень нестабильная: с одной стороны там довольно часто совершались политические перевороты и власть переходила в руки узурпаторов11, с другой — приходилось отражать нападения пиктов и скоттов. В 451 году на территорию империи вторглись гунны, и лишь дипломатические усилия папы Льва спасли Рим от угрозы со стороны варваров. Помощь святого Льва понадобится империи и при нашествии вандалов под предводительством Гензериха. Ему не удалось спасти город от разорения, тем не менее благодаря его посредничеству было достигнуто соглашение, по которому пребывание вандалов в городе огрничивалось двухнедельным сроком, а главные базилики города были спасены от разграбления. Ослабление государственной власти, натиск со стороны варварских племён побуждали Святителя сосредоточить свои усилия на том, чтобы, преодолев центробежный процесс, объединить христианский мир под властью Римского епископа.
В церковной жизни того времени было достаточно проблем, требующих неотложного решения: возобновляют свою деятельность еретические движения, осуждённые Церковью. В Аквилее в церковное общение без предварительного отречения принимаются пелагиане, в Риме тайно собираются общины манихеев, в Испании распространяется ересь присциллиан, увлекшая часть епископата. Используя свой авторитет и влияние на государственную власть, папа добивается не только осуждения, но запрета на деятельность неоторых из них, а имено: по эдикту, изданному императором Валентинианом III, манихеи были лишены римского гражданства, а также права проживания в городах Империи12.
С другой стороны, состояние церковного управления явно не соответствовало представлениям святого Льва о первенствующем значении Римского епископа. Арльский митрополит был практически независим от римского престола, на Северную Африку власть Римского папы не распространялась, несмотря на попытки его предшественников подчинить её, папский викарий, Фессалоникский митрополит, бывший тогда под юрисдикцией Рима, постепенно уходит из-под контроля папы, ориентируясь на Восток. Исходя из убеждённости в первенствующей роли Римского епископа, основанной на первенстве апостола Петра, святитель Лев стремился к централизованному подчинению всех Церквей Западной Римской Империи13.
Особенную славу Льву Великому принесло его участие в христологических спорах. Он был одним из немногих пап, следивших за богословской полемикой на Востоке. Ещё до поставления на римскую кафедру святой Лев проявляет деятельное внимание к осуждению Нестория, побудив, как было сказано выше, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина написать полемическое сочинение против несторианства. На этот раз папа включается в христологические споры, откликнувшись на апелляцию константинопольского архимандрита Евтиха14, осуждённого в 448 г. на местном Соборе за еретические воззрения. Первоначально он стал на сторону Евтиха и оказал ему поддержку15, но получив донесение от константинопольского патриарха Флавиана16, изменил своё мнение. Христология Евтиха, допускавшая слияние Божественной и человеческой природ во Христе17, находилась в принципиальном противоречии с принятой на Западе христологией, основанной на чётком различении обеих природ, объединившихся в единой ипостаси. По причине постоянной угрозы со стороны варваров святитель Лев не участвовал в заседаниях ни одного из соборов, созванных по поводу христологических споров, но его послание к патриарху Флавиану, написанное им перед собором 449 года, прозванного впоследствии “Разбойничьим”, оказало значительное влияние на формирование халкидонского вероопределения. Именно томос к Флавиану стяжал святителю Льву славу поборника Православия на Востоке. Его христология, делавшая акцент на параллелизме природ, созвучная антиохийской традиции, компенсировалась исключительным упором александрийских богословов на единстве личности Христа. Именно поэтому Томос стал одним из источников Халкидонского ороса. Авторитет папы был настолько высок, что для свидетельства о православности требовалось признание томоса к Флавиану18. По завершении Халкидонского собора, чтобы быть в курсе всех событий и контролировать ситуацию, он оставляет в Константинополе своего апокрисиария Юлиана Киосского. Во избежание пересмотра постановлений Халкидонского собора папа направляет многочисленные послания на Восток, где убеждает придерживаться постановлений прежнего Собора. В 458 г. он адресует императору послание, где отрицает всякую возможность диалога с монофизитами19. Уведомляя его о предстоящем посольстве из Рима, он пишет, что направляет своих легатов вовсе не для полемики с еретиками20. 17 августа 458 г. посланники папы прибыли в столицу, доставив императору послание святителя Льва, в котором папа ещё раз напоминает о недопустимости богословских споров с противниками Халкидонского исповедания21, а также принятия в церковное общение Тимофея Элура22. Император Лев, побуждаемый римским понтификом, отправляет Тимофея в ссылку в Херсонес, а на освободившееся место православные избирают своего кандидата23.
Скончался святой Лев 10 ноября 461 г. В 536 г. Константинопольский патриарх Мина внёс его имя в диптих, а в VII в. были обретены его мощи и положены в Ватиканском соборе святого Петра. В 1754 г. папа Бенедикт возвёл святого Льва в ранг церковного учителя. Память святителя Льва на Востоке празднуется 18 февраля, на Западе — 11 апреля.
1Anastasius Bibliotekarius. Historiae de vitis romanorum pontificum // PL 128, 299.
2Bonwetsch N. Leo I // RPThK (Realenzyklopädie für protestantische Theologie und Kirche). Freiburg, 1902. Bd. XI. S. 367; Hudon G. Léon lé Grand // Dictionaire de spiritualité, asquetique et mystique et histoire. Paris, 1976. P. 597; Haendler G. Die abendländische Kirche in Zeit der Völkerwanderung. Berlin, 1980. S. 67.
3Haendler G. Указ. соч. S. 67.
4Epistula CXCI // PL 33, 867.
5Впоследствии Римский папа 432–440 гг.
6Bonwetsch G. Указ. соч. S. 367; Leclerq J. Introduction // Léon lé Grand. Sermons // Sources chrétiennes. № 22. Paris, 1964. P. 8, Leo der Große // LThK (Lexikon für Theologie und Kirche). Freiburg, 1961. Bd. VI. S. 945.
7Протопресвитер И. Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 1990. С. 117.
8В это время он уже был архидиаконом.
9Карелин М. С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. СПб., 1901. С. 13.
10См. Prosper Aquitanus: Haec tempestate Julianus Eclanensis, jactantissmus Pelagiani erroris assertor, quem dudum amissi episcopatus intemperans cupido exagitabat, multimoda arte fallendi correctionis spem praeferens, molitus in communione Ecclesiae irrepere. Sed his insidiis Sixtus papa diaconi Leonis hortatu vigilanter occurens, nullum aditum pestiferis conatibus patere permisit (‘В это время Юлиан Экланский, высокомерный последователь пелагианской ереси, движимый неудержимым желанием вернуть себе епископское достоинство, различными способами ложно подавая надежду на своё исправление, замыслил вкрасться в церковное общение. Но папа Сикст, побуждаемый диаконом Львом, бдительно противостав этим козням, не позволил осуществиться попыткам растлителя’).— Chronicon // PL 27, 722.
11См. Prosper. Указ. соч. // PL 27, 705, 709. Orosius. Historiae // PL 31, 1166.
12См. Epist. I, VIII, XV, Epistula Turribii // PL 54.
13См. Epist. IV, X, XVI, XII, XV // PL 54; Honoratus Massiliensis. Vita Hilarii // PL 50.
14В латинской серии Патрологии Миня есть латинский перевод его письма (Epist. XXI // PL 54). В нём он пишет, что был несправедливо обвинён в ереси по инициативе митрополита Евсевия Дорилейского, “подавшего доклад святейшему епископу Константинопольской церкви Флавиану, а также некоторым другим епископам, находившимся в этом городе” (col. 715), причём он утверждает, что этот Собор был направлен против него лично и вовсе не имел в виду церковные интересы (там же). Согласно латинской версии письма, он признаёт догматический авторитет Никейского и Эфесского Собора, а также исповедал две природы во Христе (col. 718).
15Epist. XXXV // PL 84.
16Epist. V // PL 130.
17См. Evagrius Scholasticus. Historia ecclesiastica. I, 9.
18Болотов В. В. Лекции по Истории Древней Церкви. Т. 4. М., 1994. С. 298.
19Epist. CLII // PL 54, 1144.
20Praenoscat igitur pietas tua, venerabilis imperator, hos quos spondeo dirigendos, non ad confligendum cum hostibus fidei, nec ad certandum contra ullos, a sede apostolica profecturos, quia de rebus et apud Nicaeam et apud Chalcedonam, sicut Deo placuit, defnitis, nullum audemus inire tractatum: tamquam dubia vel infirma sint quae tanta per Spiritum sanctum fixit auctontas (‘Пусть твоё благочестие наперёд знает, благочестивейший император, что те, кого я намереваюсь направить, не для полемики с врагами веры и не для состязания с ними отправятся от апостольского престола, потому что не дерзаем предпринимать никакого исследования о вещах богоугодно определённых в Никее и Халкидоне, словно утверждённое таким авторитетом посредством Святого Духа сомнительно или непрочно’). — Там же, 1145.
21Там же, 1148–1151, 1152.
22Там же, 1152.
23Evagrius. Указ. соч. II, 11.