Святитель против Атома
Как имя мальчика стало причиной ссылки святителя Луки Войно-Ясенецкого, и почему на эвенков подействовало, когда хорошего доктора увезли — малоизвестные факты о туруханской ссылке святителя Луки Войно-Ясенецкого в материале Юрия Клиценко.

“Меня предупреждали, что председатель — большой ненавистник религии”

В 1924-1925 гг. в Туруханске пересеклись судьбы героя гражданской войны Филиппа Яковлевича Бабкина (1894-1939) и епископа-врача Луки Войно-Ясенецкого (1877-1961).

В автобиографии Филипп Яковлевич отмечал: «Нигде, ни в каких школах или другим каким-либо путем не учился. В этом трагизм моей жизни» [1]. Знаменательно, что встреча на берегах Енисея с профессором медицины не оставила в воспоминаниях Бабкина никакого следа.  

Бабкин прибыл в Туруханск в июле 1923 года в связи с назначением на должность председателя Туруханского крайисполкома. Через год,  30 августа 1924 года, жители Туруханска встречали сосланного к ним владыку Луку.

«Меня предупреждали, что председатель Туруханского краевого совета — большой враг и ненавистник религии. Это, однако, не помешало ему возопить к Богу о спасении, когда он попал в жестокую бурю на Енисее на небольшой лодке. По требованию этого председателя меня вызвал уполномоченный ГПУ и объявил, что мне строго запрещается благословлять больных в больнице, проповедовать в монастыре и ездить в него на покрытых коврами санях», — писал о Филиппе Бабкине  Войно-Ясенецкий [2].

Красные партизаны. Филипп Бабкин в кубанке сидит в центре

В красноярских изданиях немало страниц посвящено биографии Ф.Я.Бабкина [3]. Однако, после публикации книги «Крестный путь святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ» было растиражировано ошибочное утверждение В.А. Лисичкина, что председателем Туруханского крайисполкома являлся не Филипп Бабкин, а родной брат Филиппа Василий.

«Бабкина звали не Филипп Яковлевич, а Василий Яковлевич. Он стал известен в крае не партизанскими действиями, а тем, что был организатором первой коммуны в Туруханском крае. Колоритное жизнеописание Бабкина — это вымысел М.Поповского», — заявил Лисичкин [4].

Вслед за Лисичкиным биографию Ф.Я. Бабкина считают «вымыслом» М. Поповского, автора монографии «Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого архиепископа и хирурга» [5], красноярская исследовательница В.А. Майстренко [6] и научный сотрудник Краеведческого музея Туруханского района Т.В. Мосиенко [7].

Эмоциональные обвинения в адрес М.А.Поповского, якобы сочинившего биографию несуществовавшего Филиппа Яковлевича Бабкина, вызывают недоумение среди читателей, мало-мальски знакомых с историей Красноярского края.

В 1919-1920 Ф.Я.Бабкин был участником енисейско-маклаковского восстания и командиром красного партизанского отряда так называемой «Тасеевской республики». По окончании гражданской войны работал на ответственных постах в Енисейске. В 1923-1927 гг. — председатель Туруханского крайисполкома. В 1927-1930 гг. — заведующий Туринской культбазой в Эвенкии, летом 1930 Филиппа направляют на строительство Казымской культбазы.

Филипп Бабкин

15 февраля 1932 прибыл в Москву, где получил должность сотрудника Комитета Севера. С 1 сентября 1935 г. переведен в аппарат Главного управления Северного морского пути.  На день ареста 9 апреля 1937 года Филипп работал начальником Управления хозяйства и культуры народов Севера Главсеверморпути. Согласно документам о реабилитации был расстрелян 4 марта 1939 года.

А Василий Яковлевич Бабкин, в годы гражданской войны командовавший взводом в партизанском отряде Филиппа, в мирное время трудился на хозяйственных должностях в различных советских учреждениях, включая детский дом «Севполярлеса» в Енисейске.

Почему святителю Луке не понравилось имя Атом

Ценность труда В.А. Лисичкина состоит в публикации ряда документов ГПУ — в частности, сведений о конфликте в связи с именем Атом, которое Василий Яковлевич Бабкин и его супруга Августа Иларионовна выбрали для своего сына.

Негативную реакцию святителя Луки на имя Атом следует рассматривать в историческом контексте, иначе кто-нибудь может подумать, что епископ без всякой на то причины обидел родителей Атома.

Атом Васильевич Бабкин родился в конце 1923 года – как раз с октября этого года газета «Красноярский рабочий» приступила к публикации статей о красных революционных «крестинах» детей. Был разработан «обряд крещения» с наречением «коммунистических имен»:

«На собрании ячейки электростанции 19 ноября обсуждался вопрос о крещении новорожденной дочери секретаря ячейки Кузнецова. Отец предлагал дать дочери имя «Ноябрина», мать «Октябрина». Собрание остановилось на последнем имени и назначило комиссию для устройства крестин» [8]. Вместо крестика Октябрине Кузнецовой был подарен значок коммунистического интернационала и наказ «крестного».

«Мы дали новорожденной имя «Идея» и пусть оно ей служит светочем в ее жизни», — сообщала газета об очередных «пролетарских крестинах». Передавая матери  «новокрещенной» девочки значок коммунистического интернационала, организаторы ритуала обратились к Идее Конуркиной с напутствием: «Ты родилась в свободной стране Советов, где трудящиеся вместо поповской устанавливают свою классовую, пролетарскую веру» [9].

В это же время на страницах печати возникла дискуссия о названии нового обряда, заменившего в среде коммунистов православное крещение. Подробно эта тема исследована в работе красноярского историка И.Е.Бобрика «Практика красной обрядности как элемент советской повседневности начала 1920-х гг. (на примере «революционных крестин» Енисейской губернии 1923 г.)» [10].

История с именем ребенка Атом случилась через год после начала внедрения «звездин», «краснин» и «октябрин» — 23 октября 1924 года. В больницу Туруханска на прием к доктору Войно-Ясенецкому супруга Василия Бабкина принесла заболевшего годовалого сына. Узнав, что младенца нарекли Атомом, епископ Лука не удержался от «прямого выражения протеста против основ начинающегося нашего нового быта и всей нашей материалистической науки» [11].

Василий Яковлевич Бабкин направил в Крайком РКП(б) заявление о случившемся. В заявлении безграмотный автор попытался в «научном стиле» объяснить, что имя Атом было дано ребенку в контексте стремления к новому быту и отчаянной борьбы партии и всего пролетариата против религий и реакционных идеалистических философских наук всего мира.

Василий Бабкин

Мать Атома А.И.Бабкина объявила краевому уполномоченному Енисейского губотдела ОГПУ по Туруханскому краю О.С. Стильве следующее: «23-го октября сего года я с больным ребенком 1 года обратилась в местной туруханской больнице к профессору Ясенецкому-Войно и попросила его осмотреть и установить диагноз и дать соответствующее пособие. При обращении к Ясенецкому-Войно последний до записи прежде всего спросил как звать больного ребенка — я ответила, что зовут Атом — при названии этого имени он с наивной грубостью стал спрашивать что за имя Атом и кто его назвал, я ответила что это имя названо по-современному — тогда он опять ответил грубо, — а почему Вы его не назвали поленом или окном, а я ответила потому и не назвали поленом и окном — что назвали Атомом, ну все-таки допрашивал — кто же выдумал нам такое имя». [12]

За неподчинение требованиям Туруханского крайисполкома, возглавляемого Филиппом Яковлевичем Бабкиным, и в связи с заявлениями родителей Атома  7 декабря 1924 года епископ Лука был выслан из Туруханска на Север, за пределы Полярного круга, в станок Плахино.

Ссылка в Плахино закончилась в начале марта 1925 года, в Туруханске ученый пробыл до 4 декабря 1925 года.

Вопрос о “религиозной агитации” среди эвенков

В Государственном архиве Красноярского края сохранился Протокол № 14 заседания Бюро Туруханского Райкома РКП(б) от 13 мая 1925 г., имеющий отношение к туруханскому периоду ссылки святителя Луки.

В заседании участвовали председатель Туруханского крайисполкома Филипп Яковлевич Бабкин, северный инспектор Илимпийской тундры Елизар Сергеевич Савельев, краевой уполномоченный Енисейского губотдела ОГПУ по Туруханскому краю Отто Семенович Стильве, председатель Коллегии Туруханской агентуры Енисейского губернского союза кооперативов Николай Николаевич Шаронов и другие.    

На заседании обсуждался вопрос о «религиозной агитации» среди эвенков.

«Моя поездка в тундру с заданиями УИКа в этом году сорвана, когда приехал в тундру, то мне сказали, что здесь блокада, во главе был гр. Мицкий, играя на религиозной стороне», доложил Е.С.Савельев. —  Из разговора с инородцем Кириллом видно, что надо в тундру попа — все это происходит от Мицкого и Суслова, что Кирилла приедет с пятитой в РИК, чтобы им дали попа. Беседуя с инородцами выяснилось, что если бы назначили инструктором Мицкого, то он бы все сделал бы т.е. попа и т.д».

Елизар Сергеевич подчеркнул, что на эвенков «подействовало, когда хорошего доктора увезли» — речь шла о реакции эвенков на высылку Войно-Ясенцкого из Туруханска в Плахино.

В организации «религиозной агитации» на территории Илимпийской тундры подозревались административно-ссыльный Лука, а также старожилы Туруханского края заведующий факторией Госторга Михаил Михайлович Суслов, заведующий факторией Петроградского единого потребительского общества (ПЕПО) Константин Александрович Мицкий и уполномоченный Московской сырьевой конторы по заготовке пушнины Арсений Кузьмич Константинов.

Шаронов объявил, что Мицкий уволен со службы. Постановили «доклад Е.С.Савельева принять к сведению и материал по агитации передать в Г.П.У. Предложить фракции УИКа снять с работы Госторга гр. Суслова».

В ссылке. Красноярский край, 1941.

Спасенный колокол несли на руках

М.М. Суслов – сын выдающегося туруханского миссионера священника Михаила Ивановича Суслова, отец этнографа, музыканта, председателя Красноярского Комитета Севера Иннокентия Михайловича Суслова – до революции исполнял церковные послушания псаломщика и катехизатора эвенков, свободно владея эвенкийским языком.

Решение Туруханской парторганизации снять М.М. Суслова с работы в Госторге и передать сведения о нем в ГПУ в связи с делом святителя Луки является интересным штрихом к истории династии Сусловых.

К.А. Мицкий – сын сосланного в Туруханск помещика Александра Ильича Мицкого, представителя старинного рода столбовых дворян Смоленской и Орловской губерний, и Пелагеи Кирилловны Хукочар, дочери богатого эвенка-оленевода. После увольнения с должности заведующего факторией ПЕПО на реке Бургухли Мицкий-Хукочар работал лоцманом-судоводителем Госпароходства на малых реках Нижней Тунгуски и Турухана.

В августе 1990 года, когда в Красноярске начала возрождаться церковная жизнь, дочь К.А. Мицкого Галина Константиновна Аристанова передала Красноярской епархии Русской Православной Церкви сохраненный ее отцом старинный колокол с колокольни Троицкого храма в Туруханске, закрытого в 1930-м году. Прибывший из Туруханска на теплоходе «Александр Матросов» колокол торжественно встретили верующие Красноярска и на руках несли от пристани до Покровского кафедрального собора:

«Сибиряки из краевого центра хорошо запомнили этот погожий осенний день, в который они вместе со священнослужителями устроили торжественную встречу прибывшему из Туруханска на теплоходе «А. Матросов» старинному колоколу. Этот колокол преподнесла в дар Православной Церкви жительница северного города Галина Константиновна Аристанова. Церковные песнопения и колокольный звон вновь огласили залитую солнцем пристань — впервые за многие десятилетия.

Возвращаются церквам колокола. Этот был отлит из бронзы и серебра более века назад, в 80-е годы прошлого столетия, известной в России фирмой братьев Самгиных. А службу нес в Троицком соборе Туруханского мужского монастыря вплоть до его закрытия в 30-х годах. Тогда-то и сбросили колокол, вырвав ему язык. Но не пропало творение мастеров, столь дорогое сердцу человеческому. Подобрал его и сохранил в своем дворе отец Галины Константиновны.

Пока язык колоколу сделан временный, а потом будет отлит по всем правилам.

— Когда узнал, какой груз предстоит довезти, разволновался, — сказал капитан теплохода И. И. Некрасов. — И не я один, весь экипаж. В дороге не раз говорили на эту тему, создалось приподнятое настроение. Я — коммунист с большим стажем, но в этом акте вижу хорошее предзнаменование: возрождаются вековые традиции, а с ними и вера людей в доброе, святое…

С пристани до собора люди захотели пронести колокол на руках и пронесли под песнопения и его негромкий светлый звон. После торжественного молебна колокол занял свое законное место на колокольне кафедрального Покровского собора, чтобы будить добро и свет в наших душах. [13]

ПРОТОКОЛ № 14

Заседания Бюро Туруханского Райкома Р.К.П. /б/ — 13 мая 1925 г.

Присутствуют члены Бюро: БАБКИН, ЗНАМЕНСКИЙ, САВЕЛЬЕВ

по разным вопросам: ДМИТРИЕНКО, СТИЛЬВЕ, РОГОЖИН, ГАЛЕПОВ, ШАРОНОВ и АЛЕКСЕЕВ

Слушали доклад о поездке в тундру т. САВЕЛЬЕВА: Выехал 27 декабря, когда надо было 8 ноября, это получилось потому что теплая осень и эпизоотия оленей ввиду чего ехать пришлось трудно и плохо. Экономическим центром Илимпийской тундры была в старое время Чиринда, но в настоящее время, наверное, будет Тура, экономическое состояние тундры в общем удовлетворительно, кроме одного пункта Мурухта, где живут как дикари и продукты питания добывают историческим способом, они даже не видели хлеба и одежды.

В настоящее время Илимпийская тундра почти стала ниже всех, которая всегда была выше всех тундр, а тем более во время колчаковщины положение довело в полный упадок, т.е. когда большевики бежали в тундру, их там инородцы убивали, и они теперь боятся, что если приехать в Монастырь, то их там убьют большевики, конечно это пропаганда старых купцов и кулаков.

Политическое состояние тундры. 1918 год им внушил, что большевики люди нехорошие, что надо их убивать и отнимать деньги. Церковь только поддерживают старые купцы и кулаки, а бедняки отшатнулись и говорят надо церковь перестроить на школу. Шаманство в скором времени ликвидируется т.к. им теперь не верят и не хотят помогать.

Работа родовых Советов: между Илимпийским Родовым Советом и Чапогырским имелась разница именно: первый работал плохо вследствие того, что старый состав Совета был из нескольких кулаков, которые при выборах были полностью сметены, а Чапогырский Родовой Совет относился добросовестно, но не зная своих точных директив и некоторая работа была выполнена, а также члены некоторые старого  состава вошли в новый состав.

В отношении Панкагырского рода сказать можно одно, что им организован Совет весьма неудачно, по инициативе Зав. Фактории Госторга СУСЛОВА, которым в председатели Родового Совета проведен шаман, который ни в коем случае не должен быть, это является виной тем, что поздно я выехал и не успел на этот Съезд. Считаю отметить, что Чапогырский род самый сознательный народ, где имеется коллективизм. В этом году организован оленный фонд в 100 оленей зная опыт прошлого года т.е. налог, они собрали с некоторых налог, когда я им пояснил, что налог не надо собирать и предложил собранный налог сдать в оленный фонд, каковой и постановили сдать в фонд.

Родовой суд. Раньше управляли судом князья при следующих мерах наказания: 1. сажали в колодку 2. привязывали к дереву и караулили его два человека 3. это последняя форма наказания виновных – розги. Теперь же рассматриваются Родовыми Судами дела, виновных присуждают к принудительным работам, как то вырубка леса до 200 лесин.        

Школа и приемный покой функционируют на Чиринде коих придется передвинуть в другое место более центральное, дабы охватить больше населения.

Торговля в Тундре. Торговли в Тундре почти нет. Есть только фактории на Туре и Виви, выезжало три экспедиции, но ничего эти экспедиции не дали для инородческого населения.

Заключительное слово. Моя поездка в тундру с заданиями УИКа в этом году сорвана, когда приехал в тундру, то мне сказали, что здесь блокада, во главе был гр. МИЦКИЙ, играя на религиозной стороне и агитировал, что Англия сильная и что скоро придет и убьет всех коммунистов, а также будут бить того кто не верует в бога, что мне не удалось сделать по моим заданиям благодаря МИЦКОГО, еще на них подействовало, когда хорошего доктора увезли, о котором рассказывал инородец Кирилла. Имеется воззвание в Тундре на религиозном ладу.

Инородец Чунго пришел ко мне и принес документ, что он убил четырех большевиков (1918 г.) за которых получил награду, который в настоящее время служит у кулаков и купцов агентом — ездит по тундрам, исполняя всякие поручения. Из разговора с инородцем Кириллом видно, что надо в тундру попа — все это происходит от МИЦКОГО и СУСЛОВА, что Кирилла приедет с пятитой в РИК, чтобы им дали попа. Беседуя с инородцами выяснилось, что если бы назначили инструктором МИЦКОГО, то он бы все сделал бы т.е. попа и т.д.

Тов. ШАРОНОВ справку: Гр. МИЦКИЙ уволен со службы.

Тов. БАБКИН: Когда мы слушали доклад тов. САВЕЛЬЕВА из доклада видно, работу тов. САВЕЛЬЕВА в тундре сорвали. Срыв работы произошел на религиозной агитации, фактом оказались в Тундре посланы две иконы и «пророческие» слова, что бог есть и терпит. Все разумеется слова административноссыльного ЛУКИ, а также других попов назначенного Красноярским епископом АРСАНОФИЯ (БАКШАЕВА) и МИЦКОГО.

Вот мои предположения следующие об Англии и о том, что она сильная, то мы слушаем второе такое распространение слухов. Тов. ШАРОНОВ в своем докладе говорил об этом и указал прямо, что это сказано Уполномоченным КОНСТАНТИНОВЫМ теперь вывод откуда это все выходит и невольно наталкиваешься – инородец который разъезжает в Тундре жил во время приезда в Монастыре в Сельскосоюзе, где живет КОНСТАНТИНОВ и как будто одни и те же слова, из всего видно здесь подозревать есть основания распространения агитации о «сильной» Англии КОНСТАНТИНОВА может быть и других.  

Постановили: Доклад принять к сведению и материал по агитации передать в Г.П.У. Предложить фракции УИКа снять с работы Госторга гр. СУСЛОВА [14].


  1. Автобиография Бабкина Филиппа Яковлевича, ГАРФ. Ф. А539 Оп. 7 Д. 229 Л. 33 об
  2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…»: Автобиография, М.: Изд-во им. Свт. Игнатия Ставропольского, 1999
  3. Бойцы революции: библиографический указатель.  Красноярск, 1990. С. 11-12
  4. Лисичкин В.А. Крестный путь святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ, Москва, 2001. С. 132
  5. Поповский М.А. Жизнь и житие святителя Луки Войно-Ясенецкого архиепископа и хирурга, Париж, 1979
  6. Майстренко В.А. Сибирский крест святителя Луки// Седьмые Рождественские образовательные чтения в Красноярске (9-16 января 2006 года), Красноярск, 2006. С. 115

  7. Мосиенко Т.В. Cвятой Лука //Маяк Севера. 2015. №51. 22 сентября  

  8. За новый быт: Крестины по-коммунистически// Красноярский рабочий.  1923. № 264. 25 ноября

  9. За новый быт: пролетарские крестины//Красноярский рабочий. 1923. № 287. 22 декабря

  10. Бобрик И.Е. Практика красной обрядности как элемент советской повседневности начала 1920-х гг. (на примере «революционных крестин» Енисейской губернии 1923 г.)// Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования №2/3 (21), Екатеринбург, 2017

  11. Заявление в Крайком РКП(б) члена партии В.Я.Бабкина от 4 ноября 1924 г. //Лисичкин В.А. Крестный путь святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ, Москва, 2001. С. 132-133

  12. Протокол от 30 декабря 1924 г. //Лисичкин В.А. Крестный путь святителя Луки: подлинные документы из архивов КГБ, Москва, 2001. С. 155-156

  13. Рубе В. Возвращаются колокола// Красноярский Благовестник №1, апрель 1991 г. Сообщения о передаче колокола также публиковались в газетах «Красноярский рабочий» №203 (21494) 4 сентября 1990 г. и «Маяк Севера» №113 (6661) 18 сентября 1990 г.  

  14. Протоколы партийных собраний Туруханской парторганизации. ГАКК. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 902. Л. 41-42

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.