Святителя Софрония Иерусалимского почитают как богослова-полемиста, проповедника и агиографа. Именно его перу принадлежит известное большинству православных по богослужению среды-четверга пятой недели Великого поста житие преподобной Марии Египетской. Он же стал редактором сборника рассказов о византийских подвижниках, вошедшего в историю под несколькими названиями: «Луг духовный», «Синайский патерик», «Лимонарь» (его непосредственный автор — друг святителя Софрония блаженный Иоанн Мосх).
А еще в жизни этого святого Иерусалимского Патриарха был один эпизод, над которым стоит поразмышлять. Должны ли его действия быть примером для подражания? Или, напротив, он совершил ошибку, проявив слабость? Однозначно и не скажешь.
В 634 году Софроний был избран на Иерусалимскую кафедру. Как раз наступали особенно тяжелые времена на многострадальной Святой Земле. Бушевали арабо-византийские войны, и именно в 634 году арабы, воодушевленные совсем молодой религией (напомним: основатель ислама Мухаммед умер в 632 году), начали вторжение в Сирию и Палестину. Византийская империя, к которой тогда относилась и часть Ближнего Востока, была к этому столкновению плохо готова: невозможно было предположить, что разрозненные кочевые племена за считанные годы превратятся в единый народ, объединенный общей верой и стремлениями. Кроме того, арабы воевали совсем иначе, чем армии, сформированные государствами оседлых народов: они не носили тяжелых доспехов, выступали небольшими кавалерийскими отрядами и имели огромное преимущество перед одетыми в тяжелую броню ромеями.
Ну и, похоже, дурную роль сыграла государственная гордость: вечная, великая Римская империя просто не могла себе представить, что вообще может быть разбита, тем более какими-то варварами.
В 636 году арабы полностью покорили Сирию и подошли к Иерусалиму. Город отчаянно сопротивлялся. Самый напряженный период осады продолжался четыре месяца. Оборону Святого Града возглавил лично патриарх Софроний.
В какой-то момент стало ясно: сопротивление завоевателям приведет лишь к физическому истреблению всех жителей Иерусалима. И тогда святитель от лица горожан пошел на переговоры с халифом Омаром I и предложил следующие условия капитуляции:
- сохранение жизни всем жителям города;
- неприкосновенность храмов и святых мест;
- свобода вероисповедания.
Халиф принял эти условия. Он совершил молитву на Храмовой горе и начал строить там знаменитую мечеть Аль-Акса, ныне представляющую собой зримый символ раздора между арабами и евреями: для религиозных традиций обоих народов эта географическая точка — святыня. Христиане, к счастью, конкретно в этом конфликте не участвовали ни секунды — наши святыни, связанные с последними днями земной жизни Спасителя, действительно не тронули. Тем не менее, Иерусалимский святитель тяжело переживал вынужденную сдачу города иноверцам. Вскоре, в 638 году, он умер.
Арабы во главе с халифом Омаром вышли из той войны победителями. Несмотря на соблюдение договоренностей, Иерусалим все же пострадал — это неизбежное следствие войны. Может быть, Софронию и иерусалимцам стоило еще побороться? Может, стоило умереть героями?
Святая Земля навсегда запомнила как минимум один пример такого героизма: во время Первой Иудейской войны в 72 году в крепости Масада возле Мертвого моря погибли все ее защитники (кроме двух женщин с детьми), причем, чтобы не достаться врагу, они совершили массовое самоубийство.
Патриарх Софроний и жители Иерусалима выбрали другой путь — более прагматичный, менее драматичный.
Позволю себе предположить, что тем самым святитель засвидетельствовал: никакие патриотические чувства и даже само сохранение государства не стоят человеческих жизней.
Урок ли это для будущих поколений? Или слабость, соглашательство, трусость? Повторюсь: однозначно и не скажешь.
Зато абсолютно бесспорно: Иерусалимский Патриархат существует по сей день, христиане в Святой Земле тоже живут и сегодня (причем в их число влилась и часть потомков арабов-завоевателей), храм Воскресения Христова (Гроб Господень и Голгофа) продолжает принимать паломников. Уже за это совершенно точно стоит поблагодарить святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского.