Святитель Софроний Иерусалимский: пример для подражания или слабый человек?
Фото: slovotverdo.ru
Фото: slovotverdo.ru
В VII веке шла арабо-византийская война, арабы подошли к Иерусалиму и готовились его захватить. Всем жителям города грозило физическое истребление — и тут на переговоры с захватчиками вышел патриарх Софроний…

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)

Святителя Софрония Иерусалимского почитают как богослова-полемиста, проповедника и агиографа. Именно его перу принадлежит известное большинству православных по богослужению среды-четверга пятой недели Великого поста житие преподобной Марии Египетской. Он же стал редактором сборника рассказов о византийских подвижниках, вошедшего в историю под несколькими названиями: «Луг духовный», «Синайский патерик», «Лимонарь» (его непосредственный автор — друг святителя Софрония блаженный Иоанн Мосх).

А еще в жизни этого святого Иерусалимского Патриарха был один эпизод, над которым стоит поразмышлять. Должны ли его действия быть примером для подражания? Или, напротив, он совершил ошибку, проявив слабость? Однозначно и не скажешь.

В 634 году Софроний был избран на Иерусалимскую кафедру. Как раз наступали особенно тяжелые времена на многострадальной Святой Земле. Бушевали арабо-византийские войны, и именно в 634 году арабы, воодушевленные совсем молодой религией (напомним: основатель ислама Мухаммед умер в 632 году), начали вторжение в Сирию и Палестину. Византийская империя, к которой тогда относилась и часть Ближнего Востока, была к этому столкновению плохо готова: невозможно было предположить, что разрозненные кочевые племена за считанные годы превратятся в единый народ, объединенный общей верой и стремлениями. Кроме того, арабы воевали совсем иначе, чем армии, сформированные государствами оседлых народов: они не носили тяжелых доспехов, выступали небольшими кавалерийскими отрядами и имели огромное преимущество перед одетыми в тяжелую броню ромеями.

Ну и, похоже, дурную роль сыграла государственная гордость: вечная, великая Римская империя просто не могла себе представить, что вообще может быть разбита, тем более какими-то варварами.

В 636 году арабы полностью покорили Сирию и подошли к Иерусалиму. Город отчаянно сопротивлялся. Самый напряженный период осады продолжался четыре месяца. Оборону Святого Града возглавил лично патриарх Софроний.

В какой-то момент стало ясно: сопротивление завоевателям приведет лишь к физическому истреблению всех жителей Иерусалима. И тогда святитель от лица горожан пошел на переговоры с халифом Омаром I и предложил следующие условия капитуляции:

  • сохранение жизни всем жителям города;
  • неприкосновенность храмов и святых мест;
  • свобода вероисповедания.

Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме

Халиф принял эти условия. Он совершил молитву на Храмовой горе и начал строить там знаменитую мечеть Аль-Акса, ныне представляющую собой зримый символ раздора между арабами и евреями: для религиозных традиций обоих народов эта географическая точка — святыня. Христиане, к счастью, конкретно в этом конфликте не участвовали ни секунды — наши святыни, связанные с последними днями земной жизни Спасителя, действительно не тронули. Тем не менее, Иерусалимский святитель тяжело переживал вынужденную сдачу города иноверцам. Вскоре, в 638 году, он умер.

Арабы во главе с халифом Омаром вышли из той войны победителями. Несмотря на соблюдение договоренностей, Иерусалим все же пострадал — это неизбежное следствие войны. Может быть, Софронию и иерусалимцам стоило еще побороться? Может, стоило умереть героями? 

Святитель Софроний Иерусалимский

Святая Земля навсегда запомнила как минимум один пример такого героизма: во время Первой Иудейской войны в 72 году в крепости Масада возле Мертвого моря погибли все ее защитники (кроме двух женщин с детьми), причем, чтобы не достаться врагу, они совершили массовое самоубийство.

Патриарх Софроний и жители Иерусалима выбрали другой путь — более прагматичный, менее драматичный.

Позволю себе предположить, что тем самым святитель засвидетельствовал: никакие патриотические чувства и даже само сохранение государства не стоят человеческих жизней.

Урок ли это для будущих поколений? Или слабость, соглашательство, трусость? Повторюсь: однозначно и не скажешь.

Зато абсолютно бесспорно: Иерусалимский Патриархат существует по сей день, христиане в Святой Земле тоже живут и сегодня (причем в их число влилась и часть потомков арабов-завоевателей), храм Воскресения Христова (Гроб Господень и Голгофа) продолжает принимать паломников. Уже за это совершенно точно стоит поблагодарить святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.