Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? (стих 1). Желая явить нам мужа совершенного, чающего получить блаженство, Писание рассматривает его свойства по порядку, шаг за шагом, начав с самых наглядных и основных. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? — “Пребывание” (paroik…a) означает непродолжительное времяпрепровождение. Это не жизнь прочно устоявшаяся, а проходящая в надежде на переселение в лучшее место. Святой проходит здешнюю жизнь, торопясь перейти в иное жительство. Посему и Давид говорит о себе: …странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои1. Ведь и Авраам — странник, не владевший ни пядью земли, а когда понадобилась ему могила, он ее купил ценою серебра2. Писание показывает, что во плоти человек живет странником, а по переходе из сей жизни упокоевается в принадлежащих ему селениях. Вот почему Авраам жизнь проводил среди иноплеменников, в собственность же себе хлопотал приобрести землю для могилы, чтобы она приняла его тело. Истинное блаженство не в том, чтобы прилепляться к земным вещам как к личной собственности и держаться за здешнее, словно за природную отчизну, а в том, чтобы сознавать свое отпадение от лучшего и, терпя наказание в сей жизни, проводить ее подобно тем, кого судьи за какую-то вину изгнали с родины на чужбину. Редко кто не привержен к здешнему как к лично ему принадлежащему, кто понял сколь кратковременно пользует богатство, кто ощутил недолговечность телесной крепости, кто уразумел, сколь ненадежно блистание человеческой славы! — Кто может пребывать в жилище Твоем? — Жилищем Бога называется данная Им человеку плоть как жилище для души. Кто станет относиться к этой плоти, как к чужой? Пришельцы, нанявшись работать на чужой земле, обрабатывают поле по желанию работодателя. Вот так и нам по соглашению поручена забота о плоти, дабы потрудившись над ней усердно, мы не без плода вернули ее Даровавшему. И если плоть достойна Бога, то она в самом деле становится жилищем Бога, так как Он обитает в святых. Такова плоть пресельника. [Псалмопевец говорит] поэтому: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Далее — продвижение, движение вперед к более совершенному: кто может обитать на святой горе Твоей? Земной иудей, когда слышит про гору, относит это к Сиону. — Кто может обитать на святой горе Твоей? Кто жил во плоти как пришлец, тот будет обитать на Святой горе. Гора означает место превыше небес, сияющее и светлое, о нем говорит Апостол: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к небесному Иерусалиму, где славословие Ангелов и Церковь первенцев, написанных на небесах3.
2. Кто беспристрастным пребывает в своей плоти, небрежет о ней как о чужой и не привязан к ней как к собственности, тот, умертвив земные члены свои (см. Кол 3:5) и достигши освящения, достоин обитать на Святой горе. Стремясь к сему псалмопевец восклицал: пойду я в место селения дивного4 и как вожделенны жилища Твои, Господи сил!5 Туда вселяет нас и та любовь к ближним, которая есть условие обитания на этой горе, и та, которая происходит от богатства неправедного. Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители6. Об этом местопребывании Господь говорил молясь: Отче Святый! Дай, чтобы там, где Я, и они были7. Редко кто пребывая во плоти пребывает на горе. Вот почему Писание как бы недоумевая говорит: Кто может пребывать..? Кто может обитать..? Равно как: Кто познал ум Господень?8 и Кто возвестит вам, что огонь возгорелся?9 и Кто возвестит вам о месте вечном?10 и Кто верный и благоразумный домоправитель?11 Возможно, что кто? — это вопрос в ожидании ответа от Святого Господа, с Которым беседует [псалмопевец]. А что говорит в ответ Божественный голос? —Тот, кто ходит непорочно и делает правду.12. Если непорочный — это тот, кто не лишен ни одного достоинства и жизнь проводит непреткновенно безо всякого греха, то чем он отличается от того, кто делает правду? Не вкладывает ли [псалмопевец] одинаковый смысл в оба речения, говоря: Тот, кто ходит непорочно и делает правду? Или каждое из высказываний имеет свое особое значение? Непорочный — тот, кто во внутреннем человеке достиг полного совершенства добродетели, а творящий правду — тот, кто телесными усилиями доводит до совершенства свою деятельность. Ведь надо не только поступать правильно, но и действовать с правильным расположением, следуя сказанному: Праведно стремись к правде13. Это значит — делай дело, сообразуясь со справедливостью14. Например, частное лицо применяет какое-то лечение, полезное для больных, но делает это не так, как врач, поскольку нет у него мастерства, связанного с этой деятельностью. Итак, тот, кто ходит непорочно — это совершенный умом, а делающий правду — это, по слову Апостола, неукоризненный делатель Господа15.
3. Обрати внимание на тщательную точность речи. [Пророк] не сказал “Тот, кто ходил непорочно”, но — тот, кто ходит непорочно и не сказал “делавший правду”, но — делающий правду. Человека делает добродетельным не какой-то единичный поступок; ему всю жизнь должно стараться поступать добродетельно. Тот, кто говорит истину в сердце своем, не лукавит языком своим16. И здесь слова говорит друг другу истину в сердце своем и не лукавит языком своим соотносятся друг с другом так же, как и быть непорочным и делать правду. Там Писание показывает нам и совершенного в тайниках своих, и того, кто идет путем правой деятельности; вот так и здесь, поскольку слова говорятся от избытка сердца17 и как из источника вытекает речь из внутреннего расположения, [псалмопевец] сначала упомянул истину в сердце, а затем — правдивость в словах, произнесенных языком. Мы найдем здесь два понимания истины. Первое — это постижение предметов, ведущих к блаженной жизни, второе — достоверное знание о чем-либо относящемся к [здешней] жизни. Истину — соработницу спасения, живущую в сердце человека совершенного, надо передавать ближнему с полнейшей правдивостью во всем; если же в делах здешней жизни добродетельный человек и отступит от истины в чем-либо, то это для него не помеха в самом главном. Пусть мы не знаем правды о размерах земли или моря, о том, сколько движется звезд и насколько одна движется быстрее другой, — это ничуть не помешает нам достичь обетованного в Евангелии блаженства. Писание, возможно, возвещает и о том, что не со всяким, а только с близким подобает говорить об относящемся к истине, о сокровенном, то есть открывать не кому попало, а лишь соучастникам в таинствах. Если истина — Господь наш18, то давайте каждый будем носить эту истину запечатленной и как бы отчеканенной в сердце; беседуя о ней в сердцах наших, не станем искажать Слово Евангелия, проповедуя ближним. И не было обмана в устах Его19. В Писании обман (dТloj) часто толкуется как враждебность Богу. — Погубит, — сказано, — Господь все уста лживые20 (dТlia) и коварство — в сердце злоумышленников21. Сказано, что все хорошее искажается от смешения с дурным; так, например, вино искажается при смешении с худшим или от прибавления воды, а золото искажается при соединении с серебром или медью. Подобно сему искажается и истина, когда к святым словам примешивается хула.
4. И не делает ближнему своему зла22. Кого именно Писание называет ближним, несомненно знает всякий, кто слышал в Евангелии ответ [Христа] вопрошавшему: А кто мой ближний?23. Господь ответил ему притчей о человеке, шедшем из Иерусалима в Иерихон, и задал вопрос: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний [этому человеку]? Он сказал: оказавший ему милость24. Этим Господь научил нас всякого человека считать своим ближним. А это трудно исполнять, и требуется большое тщание, чтобы не навредить ближнему ни в большом, ни в малом, не обидеть словом, не отнять что-либо из принадлежащего ему, не пожелать ему зла, не позавидовать благополучию друзей. И для ближних своих не был [источником] укора25. Слова эти двусмысленны: либо человек не заслужил ничем укора со стороны ближних и посему не принял от них укоризн, либо сам не укорял никого из близких за их человеческие падения, за увечья тела или другие какие телесные недостатки. Даже согрешающего нельзя укорять по слову Писания: Не укоряй человека, обращающегося от греха26. Укоризна, как известно, никогда не служила на пользу прегрешившим. В наставлениях ученику своему Тимофею Апостол советует обличать, увещевать, запрещать27, но не предлагает укорять, поскольку это действия прямо противоположные. Цель обличения — исправить грешника, цель укоризны — осрамить падшего. Укорять же за бедность, худородность, неученость или за телесный недуг и вовсе бессмысленно и несвойственно добродетельному. То, что выпадает нам без нашего выбора, суть вещи непреднамеренные, за непреднамеренные же недостатки следует жалеть, а не оскорблять несчастных.
5. Тот, в глазах которого презрен творящий зло, но который боящихся Господа славит28. Уму возвышенному, неудобопреклонному на соображения человеческой выгоды, мужу, восшедшему на высоту праведности, присуще каждому воздавать по достоинству и ни во что вменять творящих зло, хотя бы они и были облечены великой властью, наслаждались богатством и происходили из славного рода; таковых ему свойственно ставить ни во что, то есть почитать за ничто, хотя бы сами они и притязали на величие. Людей же боящихся Бога, пусть и бедных, незнатных, косноязычных и немощных телом, прославлять, превозносить, почитать блаженными свойственно тому, кто Духом научен ублажать таковых, ибо сказано: Блаженны все боящиеся Господа29. Одному и тому же умонастроению присуще ни во что вменять человека порочного, даже если он достиг вершин славы, и воздавать честь богобоязненного, будь он простец, бедняк, презираемый, ничем не привлекательный внешне. Кто клянется ближнему своему и не изменяет30. Почему здесь клятва выступает как добродетель мужа совершенного, тогда как в Евангелии клятва запрещается? Кто может пребывать <…> кто может обитать? — Кто клянется ближнему своему и не изменяет. А там: А Я говорю вам: не клянись вовсе31. Что ответить на это? У Господа всюду одна цель — и там, где Он предвосхищает последствие греха, и там, где пресекает зло в корне. Древний закон, например, повелевал: Не прелюбодействуй!32, а Господь говорил: “Даже не пожелай”33. Там сказано: Не убивай34, а Он законополагает нечто более совершенное: “Даже и не гневайся”35. Так и тут: один довольствуется исполнением клятвы, а Другой упраздняет повод к нарушению клятвы. Дело в том, что исполняющий клятву может случайно, помимо воли нарушить ее, а не клянущемуся вовсе не грозит опасность преступить ее. Псалмопевец часто называет клятвой непреложное обещание в любом деле. Я клялся хранить праведные суды Твои36 и клялся Господь и не раскается37. Смысл сказанного не в том, что он призывает Бога в свидетели как поручителя в сомнительном предприятии, а в том, что Бог неизменными и незыблемыми решениями подтверждает Давиду обещанную милость. Вот и в данном случае можно сказать: Тот, кто клянется ближнему своему означает ‘заверяющий ближнего и не обманывающий его’ в соответствии со словами Господа: Да будет слово ваше: да, да; нет, нет38. В подобных обстоятельствах соглашайся подтвердить бывшее, а если дело не имело места, то пусть тебя все люди убеждают — не поддавайся и не уверяй в том, что противно истине. Дело не имело места — отказывайся, имело место — соглашайся подтвердить. Старайся выставлять напоказ истину саму по себе, прибегая к одним только заверениям, не приплетая ничего другого. Недоверчивый пусть будет наказан за свою недоверчивость, ведь стыдно и глупо обвинять самого себя как не заслуживающего доверия и приписывать надежность клятвам. Некоторые изречения имеют вид клятвы, однако суть не клятвы, а просто дань уважения к слушателям. Так, Иосиф, чтобы расположить к себе египтянина, клялся здоровьем фараона39. И Апостол, изъявляя свою любовь к коринфянам, говорил: клянусь похвалою вашею, которую я имею во Христе Господе нашем40. Не пренебрегал Евангельским учением тот, кому вверено было благовестие [Евангелия], но в форму клятвы облек простую речь, выразив тем, что похвала, которую он имел в них, для него дороже всего.
6. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся41. Слова эти зовут нас к общительности и дружелюбию, к тому, что согласно с природой. Человек — существо общественное и общежительное. А при общежитии и взаимном сопребывании необходима щедрость для поддержки нуждающегося. Просящему у тебя дай. Он хочет, чтобы ты по любви в простоте своей был открыт для просящих, разумом же судил о [степени] их нужды. Из книги Деяний, [на примере] людей, искусно достигавших цели благочестия, мы учимся, каким образом можно это исполнить. Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду42. Многие, выходя за грань необходимого, попрошайничают ради торгашества или распутства, посему сбор денег должны были проводить те, кому доверялась забота о бедных, дабы средства распределялись умело и рачительно, сообразно нужде каждого. И больным часто бывает потребно вино, однако не всякий способен определить, когда его надо давать, в каком количестве и какого качества. Для того, чтобы назначить вино, нужен врач. Точно так же не все могут с пользой распределять средства для помощи нуждающимся. Щедрая благотворительность отнюдь не приносит пользу тем, кто сочиняет плаксивые песни для обмана женщин, кто выставляет телесные увечья и раны как повод для стяжательства. Потраченное на них пойдет им во зло. Надо ничтожным даянием отражать их лай; являть же сочувствие и братолюбие должно к тем, кто научился терпеливо переносить нужду; о таковых сказано: Алкал Я, и вы дали Мне есть43 и так далее и от хотящего занять у тебя не отвращайся44. Последнее повеление согласуется с предыдущим. Бедняк, когда просит здесь, просит у тебя взаймы, указывая тебе на Богатого, Который на небесах отдаст тебе долг за него. Милующий бедного взаймы дает Богу45. Порукой долга служит Царство Небесное. Его да сподобимся все мы милостью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Духом Святым слава и держава во веки веков. Аминь.
1Пс 38:13.
2См. Быт 23:16; Деян 7:16.
3Евр 12:22–23. Синодальный перевод: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах.
4Пс 41:5. Текст цитируется по Септуагинте.
5Пс 83:2.
6Лк 16:9.
7Ин 17:24. Синодальный перевод: Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною.
8Ис 40:13. Синодальный перевод: Кто уразумел дух Господа?
9Ис 33:14. Текст Септуагинты. Синодальный перевод: Кто из нас может жить при огне пожирающем?
10Там же. Текст Септуагинты.
11Лк 12:42.
12Пс 14:2.
13Втор 16:20. Синодальный перевод: Правды, правды ищи.
14В греческом языке понятия “правда, праведность, справедливость” выражаются одним общим словом dikaiosЪnh . — Пер.
15См. 2 Тим 2:15.
16Пс 14:2,3. Синодальный перевод: …говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим.
17Мф 12:34.
18См. Ин 14:6.
19Ис 53:9. Синодальный перевод: И не было лжи в устах Его.
20Пс 11:4. Синодальный перевод: Истребит Господь все уста льстивые.
21Притч 12:20.
22Пс 14:3. Синодальный перевод: Не делает искреннему своему зла.
23Лк 10:29.
24Лк 10:36,37.
25Пс 14:3. Синодальный перевод: И не принимает поношения на ближнего своего.
26Сир 8:6.
27См. 2 Тим 4:2.
28Пс 14:4. Синодальный перевод: Тот, в глазах которого презрен отверженный.
29Пс 127:1. Синодальный перевод: Блажен всякий боящийся Господа.
30Пс 14:4. Синодальный перевод: Клянется, хотя бы злому, и не изменяет.
31Мф 5:34.
32Исх 20:14.
33См. Мф 5:28: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
34Исх 20:13.
35См. Мф 5:22.
36Пс 118:6.
37Пс 109:4.
38Мф 5:37.
39См. Быт 42:15.
401 Кор 15:31. Синодальный перевод: Свидетельствуюсь в том похвалою вашею.
41Мф 5:42.
42Деян 4:34,35.
43Мф 25:35.
44Мф 5:42.
45Притч 19:17. Синодальный перевод: Благотворящий бедному дает взаймы Господу.