Иерусалимский Храм был главной святыней для каждого иудея. Почему же Христос не остался жить там, а избрал ничем не примечательный город Назарет? Размышляет священник Константин Камышанов.
Из завтрашнего Евангелия: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу».
По законному требованию, все еврейские дети — первенцы мужеского пола — в сороковой день после рождения представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождавший новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник, опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, — принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.
Тут важно то, что Христа могли оставить в храме. И он вырос бы в среде храма до совершенных лет. Однако, волей Бога Иисус вернулся в мир.
Нам кажется, что служба Богу — это только служба в храме. А жизнь с Богом — только в монастыре. Но весь мир не может уместиться на Афоне, хотя и без монастырей нельзя. И вся жизнь не может пройти в храме.
Бог пронес свой Крест в миру. Литургия по определению — совместное служение. Литургична вся наша жизнь. Каждый наш добрый поступок или каждый обман — это фальшивая или верная нота в Великой Службе. Великая Служба подобна путешествию Христа вплоть до Голгофы. У каждого из нас свой Назарет, где родня смотрит на нас с осуждением или недоверием. У каждого из нас есть личная Голгофа.
Одни из нас — простые люди, как пастушки или пророчица Анна, проведшая большую часть жизни при храме. Так, как ее проводят некоторые наши приходские простые женщины.
Другие из нас увенчаны красотой ума как волхвы, смогшие принести то, чего не могло быть у пастушков — золото, ладан и смирну. Или как Симеон Богоприимец способны выдохнуть прекрасный гимн.
Посмотрим на мир, на нашу страну как на Святую Землю. Ведь, в самом деле, вся земля и так свята, как Его творение. Посмотрим также на себя как на подобных Христу. Преподобный Серафим, живя в лесу, называл холмы и речки Иорданом, Фавором и другими именами из земли обетованной. Поэзия и слава, труды и муки ради Христа превращают и нас в Его друзей, а нашу Землю — в Землю Святую. Святая Земля — она везде.
Хорошо быть другом Христовым.
Читайте также:
Иконография Сретения Господня (+Иконы)
О Сретеньи Господнем, исповедании веры и «неверности любви»
Иосиф Бродский. Сретение — читает прот. Александр Шмеман