Святой Иоанн Кронштадский: себе он оставил лишь 20 копеек на дорогу
В жизнеописаниях отца Иоанна часто рассказывается о случаях посещения им бедных и несчастных семей. Конечно, таких случаев было множество, но об одном сообщается почти всегда. Однажды о. Иоанн только что вернулся домой после бесчисленных визитов к больным и страждущим. Перед домом, по обыкновению, его поджидала толпа, нищих, чтобы получить от него подаяние. Добрый пастырь раздал все. Он оставил у себя только 20 копеек на пароход, чтобы иметь возможность ехать в Ораниенбаум к тяжелобольному. 20 копеек он оставил у себя потому, что дома не нашлось бы у него этих денег. (Часто святому Иоанну богатые люди жертвовали очень большие суммы денег – до 6 – 7 тысяч рублей и больше – по тем временам огромные деньги! – но он практически все раздавал – на больницы, приюты, другие богоугодные заведения, нуждающимся. — Прим. ред.).
Едва он вошел в свою скромную комнату, как услышал в прихожей шум и громкий разговор. Не снимая верхней одежды, о. Иоанн вернулся в прихожую. Оказалось, какая—то женщина здесь с громкими рыданиями просила пустить ее к батюшке. «Пусть подождет! – говорит о. Иоанну жена. – Ведь ты с пяти часов утра ходил голодный, измученный. Пообедай, отдохни». «Погоди, я спрошу: чего она хочет?» «Спаси нас, отец, – молила посетительница, – у меня муж умирает, пятеро детей второй день не ели. Я сама едва хожу. Одна надежда на тебя!» «Пойдем к тебе! – ласково ответил отец Иоанн, поднимая с пола плачущую женщину. – Господь тебе поможет».
И отец Иоанн, совершенно забыв о своем обеде и своей усталости, вышел из дому вместе с женщиной по направлению к ее бедной квартире. «Вот тебе 20 копеек. Зайди в лавку, купи хлеба и яиц. Больше у меня нет». Придя в квартиру этой женщины, он нашел здесь картину страшной нищеты. Умирающий муж смотрел безжизненно остановившимися глазами и не шевелился. Дети стонали от голода. Вот принесено небольшое подкрепление. Когда хлеб и яйца были съедены, о. Иоанн сам помог женщине убрать ее темную подвальную комнату. Привели они вместе с ней несколько в порядок и детей. Затем, опустившись на колени пред крошечным образком, висевшим в углу, о. Иоанн начал молиться. Женщина повторяла за ним слова молитвы..
Когда голос его утих, он стоял еще долго, опустив голову. Наконец, встав с колен, подошел к кровати и благословил больного. «Приди завтра ко мне в церковь!» – сказал батюшка женщине. Не успел он выйти из подвального помещения, как увидел уже несколько человек, ожидавших его с приглашениями в Петербург и Ораниенбаум. Выслушав просителей, отец Иоанн отправился за ними на пароход и только в первом часу ночи вернулся домой «обедать». На другой день женщина ожидала на паперти выхода своего благодетеля. Увидев ее в толпе, батюшка достал из кармана несколько конвертиков и передал их ей. В конвертах оказалось несколько кредитных билетов и облигация в 1000 рублей. Больной ее совсем оправился от болезни…
…Пишешь это, а сам думаешь: ведь эта бедная женщина не первая же пришла к батюшке, видно, слава о его благотворительности, жалости к бедным и несчастным давно распространилась.
В своей книге митрополит Вениамин поместил репортаж из приложения к газете «День» (1891 года), в котором рассказывается от лица его автора о том, как «Кронштадтский батюшка» раздавал милостыню бедным и нищим:
«Только что пробило 5 часов утра, как, из убогих посадских избушек начали выскакивать фигуры, мужские и женские, в каких—то маскарадных костюмах: кто в кацавейке и в больших калошах, кто в зипуне с торчащими клоками ваты и т. п. Некоторые из женщин держат на руках закутанных детей… Толпа растет с каждой минутой. Это – «армия о. Иоанна». Не опоздать, не ушел бы. Только это у всех и на уме; потому что если «опоздать» или «он» ушел, то – день голодовки и ночлега под открытым небом. Конечно, этот «он» – отец Иоанн, «отец» и единственный печальник всей кронштадтской подзаборной нищеты. Без него половина «посадских», вероятно, давно извелась бы от холода и голода… «Где строиться?» – спрашивали золоторотцы друг друга. «У Батюшки, у Батюшки. Он сегодня не служит в соборе».
Когда я подошел к дому, в котором живет отец Иоанн, там собралось несколько сот оборванцев; и народ продолжал стекаться со всех сторон. «Стройся, стройся», – слышались голоса… Еще не было 6 часов, когда из калитки хорошо знакомого «золоторотцам» дома вышел батюшка. Толпа заколыхалась; но все остались на местах, обнажив только головы. Отец Иоанн снял свою шляпу, сделал поклон своим «детям», перекрестился на видневшийся вдали храм. И пошел по строю. Раз, два, три… десять… двадцать… – двадцатый получил рубль для раздела с 19 «коллегами»...Так до самого конца строя. Только что кончился счет, вся толпа бросилась со своих мест к батюшке: кто становился на колени; кто ловил руку батюшки для поцелуя; кто просил благословения, молитвы; некоторые рассказывали свои нужды…
Окруженный и сопровождаемый своими «детьми», отец Иоанн медленно движется к собору Андрея Первозванного для служения ранней обедни. Исчез батюшка в дверях храма, а толпа рассеивается по городу; лишь ничтожная часть остается на паперти для сбора подаяния… Сколько нужно иметь силы духа, чтобы научиться изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, с великим состраданием и нежной лаской смотреть в глаза этой нищете, этому убожеству, этим рубищам, слушать этот вечный стон человечества».
«Нищие ежедневно преследуют тебя: это значит – милость Божия непрестанно преследует тебя, – пишет Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике, подразумевая, что нуждающиеся в твоей помощи найдутся всегда, – кто же будет убегать от милости Божией? Каждый день у тебя просят милостыни; и давай каждый день охотно, без озлобления, грубости и ропота. Не презирай ни одного человека, никакого бедняка; но с полным уважением и расположением относись ко всякому человеку благонамеренному; особенно – к бедным, как к достойным сожаления членам нашим, или паче – членам Христовым. О, как, казалось бы, легко жить в простоте любви; и как трудно для нашего растленного сердца жить в любви! На каждом шагу – предлог к вражде на ближнего».
Строки эти были написаны в конце XIX века. А звучат так, словно адресованы нам, живущим в веке XXI. Святый угодник Божий, отче Иоанне, моли Бога о нас, грешных.
Подготовлено по книге митрополита Вениамина Федченкова «Отец Иоанн Кронштадский» редакцией газеты «Пенза Православная» и В. Николаевым