Айона – маленький остров архипелага под названием Внутренние Гебриды. Он находится к западу от побережья Шотландии. Каждый год его посещают тысячи паломников. Их влечет царящая здесь необыкновенная атмосфера покоя и святости. Немало из этих людей возвратятся домой с камушком зеленого мрамора в кармане на память и убеждением, что им удалось побывать на святой земле.
Остров действительно совсем не велик – всего три с половиной мили в длину и 13 миль в ширину. Однако века назад Айона стал известнейшим монастырским центром, который имел исключительное влияние на христианизацию Британских островов. Остров стал родным домом для многих святых. Однако настоящей славой Айона обязан прежде всего необыкновенным достоинствам своего основателя, ирландского князя, который стал монахом и аббатом, советником королей и собеседником ангелов.
Будущий святой Колумб родился в Северной Ирландии. В сорок два года он уже был человеком известным в стране, прежде всего своими «парафразами» Библии и в качестве основателя монастырей. Именно в этом возрасте, в 563 году он покинул родные берега, чтобы начать дело своей жизни на земле кельтов – в Аргелле, землю, которые шотландские кельты начали осваивать всего поколение назад. Коренные жители этой территории, простирающейся на восток к Северному морю, были язычниками. На юге апостольскими трудами святого Ниниана многие были обращены в христианство столетием раньше. Но пустынная цепь гор отделяла их от соседних королевств. Друидские священники подстрекали их выступить против христианской религии иммигрантов. Именно в этот период Колумб прибыл на эту землю как миротворец.
Голубь Церкви
Он получил два имени при крещении: Crimthann Кримтанн, что значит «волк» и Colum Колам, ирландское слово, означающее «голубь». Выбор имен оказался точен. Он был страшен по отношению к греху и несправедливости. В то же время, как голубь, был посланником Благой вести, был полон даров Святого Духа. Прославился этот человек под именем Колумб. Это латинская форма имени. Королевская кровь текла в жилах Колумба и по отцовской, и по материнской линии. Колумб вполне мог стать королем Ирландии, как его предки, которые правили, когда Святой Патрик был привезен туда в рабство из Британии. Но родители отдали его на службу Богу, определив еще ребенком на воспитание священнику, который учил его редким для того времени умениям читать и писать. От наставника-поэта он научился ораторскому искусству и получил любовь к ирландской поэзии. Его собственный поэтический дар нашел выражение в нескольких стихотворных произведениях.
От природы Колумб был очень трудолюбив и быстро преуспевал в науках. Он учился под руководством знаменитых учителей в монастырях Moville Мовилл и Clonard Клонард, которые были передовыми учебными центрами Европы того времени. Он был рукоположен во священники в 24 года. Как монах он начал жизнь в монастыре Гласневин Glasnevin, но из-за эпидемии община распалась, и Колумба вернулся домой. В течение следующих пятнадцати лет он путешествовал по всей Ирландии, основывая церкви и монастыри, Дюрроу Durrow (553) и Келлс Kells (554) – наиболее известные.
Лидер по натуре, человек, признанный отцами ирландской Церкви, Колумб, кажется, имел вполне обеспеченное будущее на родной земле. Но он отказался от этого будущего, на которое рассчитывали несколько тысяч его соотечественников, ради крошечной полоски земли. Есть несколько объяснений такого решения.
Первое объяснение — это был акт искупления. Всего за год до того, как он покинул Ирландию, Колумб был замешен в кровавой битве, в которой погибли тысячи молодых людей. Это была трагедия, за которую он мог нести основную ответственность. В соответствии с некоторыми источниками Колумба разозлило требование короля отдать копию Евангелия, манускрипта, принадлежащего Финиану Мовильскому Finian of Moville, которую Колумб тайно сделал. Однако более вероятное объяснение в том, что он искал мести за смерть молодого князя Кьюмана Prince Cuman, которого король лишил жизни, в то время как он был под защитой Колумба. Каков бы ни был источник конфликта, известно, что Колумба был полон раскаяния и пришел к своему духовнику святому Молаису St. Molaise, который посчитал необходимой для него ссылку на землю язычников, откуда он не мог вернуться до тех пор пока не обратит ко Христу столько душ, сколько погибло в битве по его вине.
Вторая возможная причина – искреннее миссионерское рвение. Пересекая море, которое разделяет Британию и Ирландию, Колумба шел вслед за многими святыми. Святой Филлан (St. Fillan) , святой Киеран (St. Kieran), святой Брендан (St. Brendan) , святой Кессог (St. Kessog) переплыли Ирландское море, чтобы установить поклонные кресты и поставить храмы среди холмов и горных долин северной Британии задолго до того, как Колумба распрощался с родной землей.
Третья причина была патриотической и политической. За три года до этого, в 560 году, языческий король Бруд Brude повернул со своими войсками на юг, чтобы атаковать шотландские поселения в Далриаде (Dalriada). Он уничтожил их короля Габрана (Gabran) и погнал шотландцев назад к морю, заключив их на полуостровах Аргилла. Скверное положение шотландцев становилось почти безнадежным. Это было слишком очевидно для Колумбы. Опираясь на авторитет своего священства и свое высокое происхождение, он шел в надежде покорить язычников с помощью проповеди Евангелия. В конечном счете, его успех вел к объединению пяти королевств, на которые Британия в то время была разделена, в Королевство Шотландии, которое в средние века имело весьма значительное влияние на дела западной Европы.
Установив парус на хрупком кожаном суденышке, Колумба с 12 собратьями пересек море. Затем команда монахов последовала на север и 12 мая 563, накануне Троицы, они причалили к бухте Рыбачьей Лодки на остров, который стал известен как остров Церкви Колумбы или Айона. Зная любовь кельтов к лингвистическим загадкам, неудивительно, что Айона на одном из кельтских наречий означает голубь. Таким образом, остров был назван по имени своего первого аббата и первооткрывателя.
Остров был бесплодной пустыней, и монахи должны были перевозить с соседнего острова Мулл материалы для своего жилья. Жилище возводилось из прутьев и тины и выглядело наподобие улья. Колумба наградил крестьянина, на земле которого они собирали прутья, дефицитные даже на Мулле, несколькими сосудами ячменя, урожай которого был у монахов удивительно богат и вызрел в удивительно короткий срок. Дубовые бревна для строительства первой церкви пришлось везти с большой земли. Монахи построили трапезную, амбар, конюшню и мельницу.
Через Колумба и его последователей в Шотландию пришла письменность. Как и в большинстве монастырей того времени, важным занятием монахов Айоны было переписывание Священного Писания. Эти тексты были очень нужны тем, кто проповедовал среди кельтов в новых колониях. Святой Колумба сам сделал 300 копий Писания, включая сборник, в котором содержались песнопения для каждого дня недели. Среди личных творений Колумба книга Altus Prosatus – поэтическая история творения, падения человека и искупления.
Наставник монахов
Устав, составленный Колумбом и определявший распорядок жизни на острове, не был точно таким, как в других монастырях востока или запада. Литургия по воскресеньям и праздничным дням и дням поминовения святых по указанию аббата. Святой Колумб постановил, что Святой Брендан (St. Brendan) и святой Коламбанус (St. Columbanus) всегда прославляются на литургии в день их упокоения. Устав указывал монахам, что они должны «демонстрировать усердие в пении во время заупокойной службы как если бы умерший человек был их закадычным другом».
Есть записи о том, что монахи должны были часто совершать крестное знамени: перед дойкой коров над ведром для молока, над инструментами перед их использованием, над лампадами…
Истинный сторонник кельтской традиции, Колумб был строгим аскетом. Его кровать и подушка были из камня. Часто он проводил ночь в молитве в уединенном уголке острова.
Монахи строго постились, сохраняя древнюю традицию воздерживаться от пищи до трех часов дня в постные дни. Послабления в посте были возможны с благословения аббата, если приезжал паломник, поскольку гостеприимство рассматривалось как миссионерский инструмент. Гостей на Айоне всегда принимали тепло. До сего дня на Айоне сохранился каменное корыто, в котором древние паломники мыли ноги.
Монастырь и его миссия
Одной из неотложных забот Колумба было обеспечение расположения короля Бруда. Взяв с собой двух переводчиков, он выехал на северо-восток в королевский замок Инвернс. Король Бруд, находящийся под влиянием своего родственника и советника друида Брохана, принял Колумбу вежливо, но холодно. Но после личного общения, король был поражен мужественностью Колумба. Колумб был высокого роста с голосом достаточно громким, чтобы быть услышанным на расстоянии полумили. Однажды святой, прибыв с монахами к крепости, обнаружил ее ворота запертыми. Святой Колумб совершил крестное знамение и ворота распахнулись сами собой. Однажды друид, видя соперника в Колумбе, наколдовал ветер, чтобы помешать морскому путешествию Колумба. Но святой, призывая на помощь Христа, поймал противоположный ветер, который поднялся неожиданно, помогая лодке следовать по курсу.
Хотя Колумб не обратил в христианство короля Бруда, он получил его разрешение продолжать миссионерскую работу среди язычников. В последующие годы святой основал более ста церквей на Альбе, как тогда называлась Шотландия. Колумб был наиболее успешен на западных островах, где и сегодня сохранились развалины церквей в его имя. Продвигаться во владения язычников на северо-восток от Айоны было сложнее. Но позднее последователям Колумба все же удалось пожать плоды его проповеди и там.
Колумб снискал славу у своих шотландских соотечественников за умение подавлять враждебность язычников. Когда король Далриада умер, Колумб использовал свой авторитет, чтобы привести к власти Айдана Aidan (не святой Айдан), которого он справедливо считал более способным к управлению, чем прямой наследник престола. Пригласив Айдана на Айону он посвятил его в короли. Так произошла первая христианская коронация в Британской истории.
В биографии святого Колуба говорится о жизни древних монахов – тяготах, трудах по обработке земель, их гостеприимстве и миссионерских походах. Но больше всего говорится о святости Колумба. Он обладал даром целительства, пророчества. Он превращал воду в вино. Вода, освященная им, имела целебную силу. Несколько раз поток несотворенного света был виден над ним, когда он совершал Евхаристию. Но самым большим чудом было его милосердие к каждому.
Собеседник Ангелов
Вряд ли кто-то сможет пересчитать все, что святой совершил во славу Божию. Ему было семьдесят семь, когда он отошел в мир иной. Однажды в июне, во время богослужения он увидел ангела, который сказал ему о надвигающейся кончине. В следующую субботу он вместе со своим келейником Диармидом шел в амбар благословить просеянное зерно. Тогда он сказал Диармиду, что эта суббота будет субботой его вечного покоя. В ночь, когда приходит день Господа, он будет с Господом. Действительно, утомленный отец-аббат остановился на пути отдохнуть. Старая белая лошадь, принадлежащая общине, подошла к нему и положила голову ему на грудь, плача о прощании, которое она тоже предвидела. Святой посмотрел на остров и пророчески сказал, что хотя Айона мал, он всегда будет почитаем правителями и простыми людьми, шотландцами и иноземцами.
Вернувшись в свою келью он продолжил работу над переписыванием Псалтири, остановившись на 34-м Псалме. В полночь он поднялся с постели и поспешил в церковь, прямо в алтарь. Когда братия пришла, то увидела своего отца, лежащего перед алтарем. Все место было наполнено небесным светом. Диармид встал на колени, чтобы положить любимую голову себе на грудь и поднять отеческую руку для благословения детей. Монахи плакали, но весь вид Колумба выражал несказанную радость. Присутствовавшие могли только верить, что он видел ангелов, которые пришли забрать его домой. Дав им таким образом святое благословение, он издал последний вздох на рассвете Воскресения. Это было 9 июня 597.
Айона продолжал расцветать как миссионерский и монастырский центр более столетия после упокоения своего основателя. Король Освальд послал на Айону, чтобы вызвать миссионеров для проповеди Евангелия своим подданным. Монахи с Айоны под предводительством святого Айдана (St. Aidan) основали женскую обитель на восточном побережье острова Линдесфарн (Lindesfarne). Даже после Совета в Витсби в 664, на котором укрепилась власть Рима, Айона оставался оплотом кельтской традиции. Но она была попрана, когда в 9 веке викинги атаковали остров, убив аббата и нескольких монахов. Выжившим пришлось искать убежище в Ирландии. Бенедектинский монастырь , основанный на острове в 13 веке, был разорен в годы Реформации.
Так продолжалось до 1899, когда все оставшиеся строения были переданы Трасту Церкви Айоны – организации, связанной с Церковью Шотландии. Финансировать восстановительные работы Траст должен был самостоятельно. Но начались англо-бурские войны, неблагоприятное время для благотворительности. Собирать средства начали только в 1901 году. Работа началась в следующем году – перекрывали крышу и вставляли окна. Работы продолжались по мере поступления пожертвований. Частные пожертвования зачастую оказывались более щедрыми. На некоторых окнах собора святого Ионы есть надписи в память благотворителей.
В 1938 году было основано Общество Айоны The Iona Community. Его задачей было привлечь молодежь к работе по обустройству и реставрации монастыря. Первоначально это были студенты духовных учебных заведений и мастера-реставраторы. Закончилась реставрация монастыря в 1965 году. С этих пор Общество Айоны, которое сегодня стало «христианским экуменистическим обществом», управляет паломническим центром, а также участвует в ежедневном богослужении.
По материалам сайтов:
http://www.isle-of-iona.com/abbey.htm
Читайте также:
Кельты: новые святые в наших святцах?
День всех святых Великобритании и Ирландии