Все святые, в земле российской просиявшие, и знать не знали, что они святые и что они сияют. Более того, и окружающие не думали так. Напротив, они возмущались.
Дескать, понаехали тут — поклонники Распятого. В жертву этого варяга с нечестивым его сыном! Дескать, и князь туда же — порушил все отеческие скрепы, крестился и народ баламутит. Дескать, заманивают молодежь в свои норы, отрывают от семьи, гробокопатели заунывные.
А иные совсем рехнулись — нормальным монахам все доходы обнулили и имущество обобщили, о каком-то умном делании трындят, ну не фанатики ли?
Или вот — взяли моду перечить царю. Ну что с ними поделаешь — засадить, кляп в рот, да и удавить. А эти — просто враги народа и агенты японской разведки, мироеды и скопидомцы, охмурители трудящихся масс. Да, будем честны, многие из наших святых — это иже от православных умученные. Есть в их числе и те, кто, увы, подобные мучения причинял.
Есть и такие, чья святость граничит с элементарной порядочностью и образованностью, тягой к книгам и к просвещению. Есть полиглоты. Есть безумцы.
Но нет тех, кому было бы все равно. Кому Евангелие не мешало бы жить. Кто сам не мешал Евангелию жить в себе. Замечал это. Плакал. Вставал и шел дальше — в небесный Иерусалим.
А скольких из них мы не знаем? Ибо каждый христианин призван войти в народ святой, народ Божий, народ, взятый в удел. О каждом мы поем после его рождения в вечность: со святыми упокой его, Господи, он — Твой. По сути — просим Бога о малой канонизации усопшего, о прославлении его в лике Небесной Церкви.
И ниоткуда не следует, что Бог не прославляет усопших верных в Своей пасхальной вечности, коль скоро ради нее они и жили всю свою земную жизнь.
Святость — не приговор. Не инопланетность. Не чужеродность.
Нет, это наше, земное, человеческое, ставшее Христовым, неотмирным, человечным. Пусть не во все мгновения времени, пусть иногда. Но это «иногда» — и являет нам путь, следуя которым придешь к цели — к Царствию.
Собственно, различение этого пути в чьей-либо судьбе — и есть акт церковной канонизации.
Не все в жизни святого свято. Но есть то, что можно назвать таковым. И это подлинное измерение подвига и определяет чин прославления, будь то мученики или молитвенники, правители или многодетные праведники, апостолы или юродивые. Все они пребывают рядом с нами, незримо заботятся о нас и встречают нас там, где нет ни печали, ни воздыхания, а есть лишь Христос во славе и наше недоумение о том, как же мы раньше не сообразили, не подготовились, не обновили свой внутренний мир. Вот почему мы ответно сегодня прославляем всех русских святых.
Очень хочется к ним. Все святые, в земле российской просиявшие, не отчаивайтесь в нас.