«Пусть ребенок идет в православную школу, там его плохому не научат, а в неправославной школе-то как можно развратиться», — услышала я как-то от одной мамы. «Я мечтаю перейти из своего вуза в православный институт, там община, молятся перед занятиями, не надо читать нечестивую литературу», — это уже студентка прекрасного московского вуза. «А мы своего младшего перевели из православной гимназии в математическую школу – уж там-то его – лентяя — будут держать в ежовых рукавицах, ему там расслабляться нельзя» — это сказал многодетный священник, все дети которого выросли верными чадами Церкви.
В современной школе – средней или высшей, проблем – не счесть. Выбрать хорошее место обучения с ответвлёнными преподавателями и доброй атмосферой – катастрофически сложно. И все чаще можно встретить родителей, убежденных в том, что все православные школы хорошо только потому, что они православные, а, соответственно, все светские плохи тем, что светские, что наличие в школе духовника – панацея от всех сложностей.
О проблемах и светских, и молодых православных школ написано немало, наверное, самые лучшие статьи о сложностях православной школы принадлежат протоиерею Алексию Уминскому, директору одной из первых и лучших православных московских школ. Мы же попробуем проследить, как относились к светскому образованию святые Православной церкви.
Современная образовательная ситуация в определенном смысле уникальна. Вся европейская наука и образование неразрывно связано с христианством, церковью и монастырями. С самого начала средних веков – становления европейской цивилизации – именно монахи были практически единственными грамотными людьми, при монастырях были скриптории, библиотеки, туда отдавали в обучение детей, при монастырях зарождались первые школы и все первые европейские университеты тоже сформировались в монастырских стенах. Поэтому для европейца на протяжении многих веков не существовало проблемы светского образования: он учился читать по священным текстам. В России еще в начале 20 века большинство грамотных людей получили свое образование в церковно-приходских школах.
Где же нам искать пример?
Наиболее близка к сегодняшнему времени эпоха первых веков христианства – христианство было религией гонимой, или просто не официальной религией, общество и школа были отделены от государства. Вся система образования была построена во многом с опорой на изучение текстов античных философов и мыслителей, значит, главными текстами были, по сути, тексты языческой тематики. Как же поступали родители-христиане, как поступали те родители, которые вырастили святых детей?
Святитель Иоанн Златоуст – один из трех великих святых, о которых Церковь вспоминает как о «Великих святителях». Его проповеди собирали тысячи слушателей, и сегодня от его книг, однажды вчитавшись, не оторваться. Мать Иоанна, о которой житие рассказывает как об образцовой христианке, дала ему блестящее, лучшее из всех возможных тогда образований. Она отправила Иоанна учиться риторике у лучшего оратора того времени – Ливания. Ливаний был язычником, причем недружелюбно настроенным к христианам. Иоанн был лучшим его учеником. Когда Ливаний умирал, его спросили, кого бы он назвал преемником, и тот со скорбью ответил «Конечно Иоанна, если бы не похитили его у нас христиане».
Вместе с Иоанном Златоустом Вселенскими учителями Церковь также называет Василия Великого и Григория Богослова. Они также происходили из христианских семей. Кстати, семья Василия Великого уникальна – пятеро детей и мать причислены к лику святых – шестеро канонизированных святых в одной семье: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина, брат Григорий, епископ Нисский, брат Петр, епископ Севастийский, младшая сестра — праведная Феозва, диакониса, и мать святителя праведная Емилия.
В Афинском университете святой Василий учился так, что ему не было равных – он не был средним, серым, незаметным студентом, учившимся «от и до», о его знаниях ходила настоящая слава: «»Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета; каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому». Он был филологом, оратором, философом и диалектиком. «Легче было выйти из лабиринта, чем избежать сетей его слова, когда он находил сие нужным». Из астрономии, геометрии и науки об отношении чисел он изучил настолько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство. Собственные телесные недуги заставляли его изучить врачебную науку. Он был еще и юристом и естествоведом. Словом, «это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы»» (Проф. Н.И. Сагарда. Святитель Василий Великий).
Брат святителя Василия святитель Григорий Нисский также получил превосходное образование.
Впоследствии святитель Василий ответит на такой насущный для многих и сегодня вопрос – нужно ли христианину читать языческих авторов, и какой в этом смысл. «Займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым.» (Святитель Василий Великий. Беседа к юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений).
Лучшим университетским другом святителя Василия был святитель Григорий Богослов. Из его записей мы знаем, как занимались в университете молодые люди, думается, что именно эти слова могут быть настоящим девизом для православного студента: «Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних».
Григорий Богослов родился по молитве матери. Она дала обет посвятить его Богу. Но интересно, что посвящение сына Богу для нее не означало отдать его в подростковом возрасте в монастырь. Напротив, почти до 30 лет будущий святитель учился. Он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии, Афинах.
А теперь перенесемся в двадцатый век, чтобы вспомнить еще о нескольких удивительных судьбах всемирных светильников веры.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – блестяще учился в Киевской медицинской академии. Валентин Войно-Ясенецкий был в числе инициаторов организации Ташкентского университета. Он прошел через лагеря. Его книга «Очерки гнойной хирургии», удостоенная Сталинской премии, выдержала много изданий и до сих пор (!) – один из базовых учебников в своей сфере. Гениальный диагност, он назначал лечение, даже будучи уже слепым. А был он Крымским епископом, потому что власти хотели иметь его поближе к своему санаторно-курортному месту и лечащие врачи регулярно ходили за советом к свт. Луке.
Монахиня Игнатия (Пузик) – ученый с мировым именем – она занималась патоморфологией туберкулёза, она автор всемирно известных монографий. К вере она пришла в университете, и в 25 лет приняла монашеский постриг. Оставаясь тайной монахиней в миру, она не оставила своей исследовательской научной деятельности, а со временем стала также писать и христианские книги.
Здесь можно было бы рассказать и о профессоре протоиерее Глебе (Каледе), игумении Серафиме (Черной) и многих других удивительных умнейших и добросовестных христианах, но поставим здесь точку.
Конечно, как средняя, так и высшая школы таят в себе много сложных ситуаций, непродуманных программ, спорных учебников. Да, надо бояться развращающих души, и бороться за то, чтобы не дать прийти в школу предметам в духе «Основ сексуального воспитания». Но совсем не обязательно, что в православном учебном заведении не будет таких же, а вдобавок и своих проблем. Школа хороша, если работают в ней хорошие и честные люди. Школа, даже открыто атеистическая, не страшна, если дома ребенок видит настоящую любовь, веру и благочестие.