Тбилиси – город совершенно неповторимого колорита, обаяния, теплоты. Поэтому войдя в ограду церкви святого благоверного князя Александра Невского, на мгновение замираешь от изумления: ты неожиданно попадаешь в Россию прежних лет – строгую, скромную, простую.
Впервые сюда меня привел около десяти лет тому назад один грузинский священнослужитель. Он в тяжелую для него минуту молился на могиле схиархимандрита Виталия. Мое сердце тронуло это полное доверия обращение за помощью к русскому старцу, словно к живому.
Сегодня я вновь у отца Виталия. Идет панихида. Она служится здесь почти ежедневно. Звучат ласковые южно-русские напевы. После панихиды люди не расходятся, опускаются на колени, просят о сокровенном. А я поднимаюсь в «крестилку», где меня ждет матушка Елисавета. Она переехала в Тбилиси из России по благословению отца Серафима (Романцова) в 1975 году.
Тогда при Александро-Невской церкви собрались старцы из закрытой Глинской пустыни – митрополит Тетрицкаройский Зиновий (в схиме Серафим (Мажуга, †1985), схиархимандриты Серафим (Романцов, †1976), Андроник (Лукаш, †1974) и Виталий (Сидоренко, †1992) . С читателями «Правмира» матушка делится необыкновенным опытом жизни в послушании святым старцам.
Матушка Елисавета – игумения. Время от времени к ней заглядывают то свечница за свечами, то водитель, который привез продукты; возле храма накрыты столы, кормят нуждающихся. «Так всегда было в Глинской, – поясняет матушка с улыбкой и продолжает, — вот…старцы ушли, а я так и осталась у них на послушании».
Филиал Глинской в Тбилиси
– Матушка Елисавета! Святейший Патриарх Илия Второй как-то назвал Александро-Невскую церковь «филиалом Глинской пустыни». Как старцы Глинской пустыни оказались в Тбилиси?
– Владыка Зиновий (Мажуга) – глинский воспитанник. Когда в первый раз монастырь закрыли в 1922 г., владыка Зиновий подвизался в горах Кавказа, недалеко от Сухуми. На Кавказе был тогда и отец Серафим (Романцов). После ссылок владыка вернулся в Тбилиси. Он постоянно поддерживал связь с Глинской пустынью, которая в 1942 г. была открыта вновь. Оттуда к нему приезжали старцы. И он к ним ездил.
А когда в 1961 году обитель упразднили, то кто-то отправился в Троице-Сергиеву лавру, кто-то – в Одессу, кто-то – в Почаев. Отец Андроник (Лукаш), отец Павлин (Мищенко) приехали в Тбилиси к владыке Зиновию. Отец Серафим (Романцов) находился в Сухуми. Некоторые ушли в горы. Так Кавказ принял старцев.
Верующие из России постоянно приезжали к старцам в Тбилиси, окормлялись у них. А как же?! Ведь мы же всегда стремимся к своим родителям поехать, их увидеть. Так и они, как к родителям, приезжали к глинским старцам. Поэтому и называли Александро-Невский храм «филиалом Глинской» (хотя здесь были не только глинские старцы, но и монашествующие из других закрывшихся монастырей – из Красногорского монастыря, с юга России, из средней полосы). Они обычно работали на производстве или в больницах нянечками, приходили в церковь молиться.
– В хрущевские времена в России гонения на Церковь возобновились. А в Грузии?
– Здесь было более мягко. Благословенная Иверия, первый удел Божией Матери, приняла старцев к себе.
– Как Вы попали в этот «филиал Глинской»?
– Меня благословил переехать в 1975 году отец Серафим (Романцов).
Мой брат, диакон, сестра, схимонахиня Варвара (она почила полгода назад), ездили в Глинскую. Брат служил в Таганроге, а у таганрогских была с Глинской связь. Сестра жила в горах у отца Виталия. И так через них я приехала в возрасте 24 лет. В монашество меня постригал отец Виталий. После Господь сподобил меня быть при последних минутах и владыки Зиновия, и отца Виталия.
Искали Бога – нашли старцев
– Что за дух имели эти старцы? Сейчас многие ищут старцев и обманываются…
– Мы искали Бога – нашли старцев. А сейчас люди ищут не Бога, а старцев, человеков ищут! Когда приезжали к отцу Виталию, то говорили иногда: «Отец Виталий, слава Богу, мы Вас нашли». А он отвечал: «Не вы меня нашли, а я Богу молился, и Господь избрал вас». То есть послал вас ко мне. Надо молиться, просить, и Господь Сам пошлет старца.
Конечно, сейчас время такое – людям очень тяжело. «Оскуде преподобный», – как обычно говорит владыка Никон Липецкий. Вся эта современная телефонизация, компьютеризация воздействуют на человеческий ум. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Приношении к монашеству» очень хорошо описал суету нашего времени и то, как враг будет отбирать любовь и веру у людей. Люди будут метаться, искать, а чего искать?!
– То есть это не старцев нет, а нас, настоящих верующих, нет?
– Естественно, «оскуде преподобный»! Нет той пламенной веры, какую имели наши старцы.
Послушание, смирение, на волю Божию упование
– А какая вера была у старцев и у настоящих верующих раньше?
– Мне благословляли досматривать схимниц. И я видела, какая сильная была у них вера! Мне до них далеко. Видела я и веру старцев. Отец Виталий в последние дни, в последние минуты не мог разговаривать, но что за сила была в нем! Он полностью предал себя Богу, горячо молился. Батюшку Андроника называли «молния» – такая сила духа была у него!
А сейчас… что сказать? Бедные люди. «Претерпевый до конца, той спасен будет». Нужно идти средним путем (это красной линией проходило и у отца Виталия, и у батюшки Андроника, и у владыки, и у отца Серафима). Послушание, смирение, на волю Божию упование иметь.
– В книгах об отце Виталии и о владыке Зиновии много говорится о послушании. Послушание важно именно для монашествующих или для каждого человека?
– Если мирской человек имеет духовного отца, то, опять же к Брянчанинову возвращаюсь (я очень его люблю): нет плохих старцев – есть плохие послушники. И отец Виталий об этом говорил. Если ты предался в руки старца, не думай, что «он не такой, не сильный, не молитвенник». Положись на волю Божию. Нам порой кажется, что если старец нам благословил то, чего мы сами хотели, это хороший старец. А если благословил не то, что бы нам хотелось, это уже не «такой» старец.
Келья еще не открывалась, я уже ждала, когда владыка выйдет. Он выйдет: «Владыка, куда благословите идти?» Он благословлял. Вечером служба заканчивалась: «Владыка, куда благословите?» Он благословлял.
И когда отец Виталий благословлял, мы шли, не раздумывая: «Вот это я сделаю, потому что удобно, а это не сделаю, потому что тяжело». У нас такого не случалось.
– У Вас не возникало чувства противоречия старцам?
– Ну, было как-то (улыбается)… К нам все время приезжали люди. И вот как-то отец Виталий начал одну из приезжих сестер распекать. Вообще он, как одна юродивая выразилась, был мирно-строгим. Когда он распекал кого-то, он не кричал. Но в такие минуты казалось, что лучше бы земля разверзлась, и тебя поглотила (у владыки Зиновия самым страшным «ругательством» было: «Ставлю Вам минус». А если «два минуса» владыка ставил, то ты был уже не человек!)
Так вот, отец Виталий стоит и ту монахиню распекает. А у меня, тогда мирского человека, в голове: «Ну что он к ней придирается?» Батюшка поворачивается: «Ну, конечно, я такой, я сякой, покоя ей не даю, распекаю…», – и вслух произнес все мои мысли. И добавил: «А ты разве знаешь, что у нее в уме крутится?!»
– Прозорливость такая…
– Такая прозорливость. Раз в жару мы с одной сестрой пришли, и та говорит: «Жарко! Давай от жары винца выпьем». Ну, сели – один тост, другой. Она и говорит: «Ой, что-то жара так и не прошла, мне все равно пить хочется. Давай с водой разведем!» – «Я уже не хочу». Приходим после к отцу Виталию. Дверь открываем, а он – бах, в ноги кланяется: «Вот искушение! Одну, вторую рюмку – мало. Так еще и третью с водой развели!» Все слова наши повторил! Иногда мы буквально чувствовали их присутствие. Понимаете? Среди таких старцев мы жили.
Знай себя, бойся себя и хватит с тебя
В Глинской отец Андроник был «мамка», а отец Серафим – «отец», потому что отец Серафим строгим был, а батюшка Андроник – мягким. Но и тот, и тот прозорливые, великой жизни старцы. Они милостивые были. И всегда говорили: «Жалейте людей, относитесь к ним нестрого. Сейчас люди несчастные в духовном плане». Раньше твердыня была, старцы, воспитание… А теперь все открыто, но фундамента нет.
– Старцы предвидели, что будут возрождать храмы, народ вернется в Церковь?
– Предвидели, говорили об этом, да.
– А о том, как нам, современным христианам, жить?
– Батюшка Андроник говорил: «Будь тише воды, ниже травы». А еще: «Знай себя, бойся себя, и хватит с тебя». Такими вот короткими фразами.
Если епитимью давать, надо самому ее выполнять
– Когда читаешь о глинских старцах, то поражаешься, что буквально на все испрашивалось благословение…
– Но так в монастырях раньше было, в Глинской. У старшего спрашивали, а тот: «Бог благословит». И у нас старались. Старцы приучали нас к послушанию.
– Если человек не слушался, наказывали?
– Ну, как, наказывали?! Пожурят, да и все. Отец Виталий старался епитимий не давать. Потому что если давать епитимию, надо самому ее выполнять. «А я, – говорил он, – не могу, как же я человека тогда этой епитимьей накажу»?! Наши старцы все брали на себя.
– Вы видели их подвиги?
– В основном они подвиги старались скрывать. Но все равно что-то было видно и нам. По ночам они обходили все иконы Александро-Невского храма, молились перед ними, пели тропарь и кондак. На это два с половиной часа уходило. Пока батюшка Андроник один земной поклон положит, отец Виталий – три. Андроник – один, Виталий – три. Тот и говорит: «Виталий, ты что, живым на небо хочешь пойти?!» А он такой был…
И вновь хочу сказать о послушании. Батюшка Андроник обычно между службами отдыхал вот здесь, молился, людей принимал в «крестилке». Приезжает отец Серафим. Берет благословение у владыки: «Я пойду с Андроником увижусь». Владыка ему ничего не отвечает (но он вообще мало разговаривал), а Андронику до этого не благословил с Серафимом видеться. Мы бы такое послушание выполнили или нет?
Отец Серафим подходит к двери: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Андроник молчит. Дверь толканул – закрыта. Тогда он говорит: «Андроник, я знаю, что ты здесь, открой дверь!» Тот снова молчит. Серафим постоял, обиделся, владыке все высказал и ушел. Видите, какое послушание!
Был еще такой случай. Когда батюшка Андроник отошел ко Господу, отец Серафим свою келейницу (была у него Лиза-горбатенькая, с 18-ти лет рядом, еще с Глинской) с другими послал на могилу батюшки Андроника принести немножко земли на Грмагельское кладбище, что на Тбилисском море (его еще «монашеским» называют, много похоронено там монашествующих и священников). Сестры пришли на могилку, набрали в целлофановый пакет земли, привозят батюшке.
Отец Серафим, как увидел: «Что вы наделали! Я немножко земли попросил, а вы привезли целый пакет! Если каждый так будет делать, то до крышки гроба докопаете. Везите назад!» И назад привезли они землю. А другие обиделись бы! Так старцы нас приучали к смирению.
– Что вам помогало не обижаться?
– Обижаемся – это наши страсти в нас полыхают! И я тоже обижалась, а как же! Возле отца Виталия была келейница мать Мария, она не допускала никого до батюшки. А отец Виталий на себя вину брал: «Вас ко мне по моим грехам не допускают». А ему люди такие грехи привозили – тетради целые по 96 листов!
– Как проходила исповедь?
– Сперва была общая исповедь, потом индивидуальная. И обычно отец Виталий повторял: «Ну я же епитимию на вас не накладываю, не ругаю вас. Что же вы стесняетесь свои грехи рассказывать?» Бывали такие случаи, он говорил: «Я сам буду перечислять». Разные приходили люди, смотрел по человеку. Мог сказать: «Я могу назвать тебе твои грехи, но ты лучше сам их назови».
Мокрое дерево хуже всего
– От чего старцы предостерегали духовных чад? Какие грехи считали страшными?
– Гордость и прелесть. Обычно отец Виталий повторял: «Мокрое дерево хуже всего. Оно тлеет. Или вообще не гореть, или гореть!» Одновременно старцы призывали идти средним, «царским», путем. А для этого просить у Господа мудрость и дар рассуждения.
– Бороться с грехами учили?
– Например, отец Виталий, хотя это его личный путь… рассказывал, что был брезгливым, и чтобы искоренять брезгливость, портил пищу. Мог в борщ положить варенье, рыбу, ткемали, зелень, сыр и заедать сладким пирожком.
– И Вас так кормил?
– Все время! Но когда ты начинал кушать, эта пища казалась необыкновенно вкусной. Вот что такое послушание! Владыка Зиновий отца Виталия благословил, чтобы тот каждый день хотя бы на полчаса заходил к нему. Ведь владыка, хотя и был духовным старцем, но одновременно он был и духовным сыном отца Виталия.
И когда отец Виталий приходил (а последнее время владыка вкушал уже через день), владыка то, что ему приносили, отдавал отцу Виталию. А у того ведь после операции фактически не было желудка!
– И как же он все это съедал?
– За послушание. Владыке принесут большую кружку кофе с молоком, две порции первого, две порции второго. Владыка пальчиком показывает: «Кушай!» Отец Виталий кушает. Съест владыкино. «А теперь свое кушай!» Свое кушал.
Когда паломники приезжали, на стол ставили одну большую миску, и из нее все ели. Иногда стеснялись, или не хотели, или за отцом Виталием «ухаживали»: «Да ты, отец Виталий, кушай». А он брал и ел, а ему же нельзя из-за болей в желудке! Кто-то из матушек увидит: «Ну что ты делаешь, отец Виталий»! «А мне сказали – «кушай». «За послушание, – говорил он, – всегда все хорошо бывает».
Была у нас одна духовная сестра. Она приехала в Глинскую, и там ей старшая сказала: «Отец Серафим благословил тебе съесть весь борщ» А борща было полведра. Та за послушание съела. Болящая была, и исцелилась. Бывало, когда приезжие стеснялись, отец Виталий мне говорил: «Ешь!» А я уже наеденная. Начинаю есть. Они смотрят: «Отец Виталий, давай мы ей поможем!» «Нет, теперь уже она сама пусть кушает».
– Вы никогда не отказывались?
– Нет, а как это можно? И представьте себе: выходишь от старца, пока до метро дойдешь (там до метро 500 метров), уже голодный! Вот что значит послушание. Ведь в этот момент старцы не только простой пищей кормили, но и духовной.
– Такое послушание необходимо только перед старцами или в гостях тоже?
– По обстановке, наверное, надо смотреть. Старческая трапеза одна, а в гостях – другая. Ведь старцы тебя кормят и телесно, и духовно.
Вся соль – в слове «верующие»
– Вы и сейчас чувствуете участие старцев в Вашей жизни?
– Конечно, и сейчас у них на послушании нахожусь.
– Разве это возможно, если их нет в живых?
– А «у Бога нет мертвых, у Него все живы», – отец Виталий всегда говорил. Как старцы поставили меня на послушание, так у них и продолжаю на послушании быть.
– Значит, самое главное в жизни – послушание?
– Обязательно послушание. Вот маленький эпизод. Прихожу я к старцу с духовной сестрой, которая до этого мясное не ела 35 лет. А старец ставит на стол мясо: «Кушай, я все знаю, но ты кушай ради смирения». Раз ты уже полностью предала себя воле Бога, должна послушаться. И она кушала и не ощущала, что ест мясо.
– Когда ты возле старцев – это одно. Но когда старцев нет с тобою рядом, то, как это послушание можно осуществлять в жизни?
– Один раз я такой вопрос задала отцу Виталию. А он говорит: «Так вот поэтому мы и называемся верующие!» Вся соль – в слове «верующие». Вера должна быть, а от нее все остальное. Моя сестра, схимонахиня, как-то приехала ко мне (а уже отец Виталий отошел, старцы отошли) и сетует: «Вот хотелось бы спросить, и ответ получить».
А я ей говорю: «Да, мы привыкли, потому что нам старцы всегда давали ответ. А ты, как отец Виталий учил, подойди к Матери Божией, попроси Ее. Попроси святых!» Если с пламенным, с чистым сердцем попросишь, получишь ответ.
Жили в миру и молились за весь мир
– Вы видели святых старцев и глубоко верующих людей. Видите и нас, нынешнее поколение верующих. Что бы Вы нам сказали в утешение?
– Главное – никогда не унывать, ни при каких обстоятельствах. С чем бы вы ни встретились, полагаться на волю Божию. Все, как преподобный Серафим Вырицкий пишет: «от Меня это было», все идет от Господа – и радость, и горесть. Все по Его попущению делается.
– А если вера угасает у человека?
– Просить надо у Господа. Да, современным людям тяжело. Мы-то видели старцев, их жизнь! Никогда не осуждать. Это самое тяжелое! Отец Виталий все старался сглаживать. Приезжали к нему: «Да тот буянит, да он…» А отец Виталий: «Все-таки я бы пошёл, поговорил бы с ним, помог бы ему, чтобы скандала не было, чтобы мирно». Так старцы смотрели на мир.
Может, современные люди скажут: «Да, просто они жили в своём мире». Нет: они жили в нашем мире и молились за весь мир.
По своей воле живешь, покоя не найдешь
Бывало, надо что-то делать. А у кого-то правило не вычитано, то, сё… Ну и что?! Послушание! Мы на послушание бежали всегда. Великий пост, последняя и предпоследняя недели. Нам благословляли печь куличи! Надо было три мешка муки выпечь. Это 700–900 куличей – для Святейшего, для владык, для монастырей.
А службы-то какие дивные идут! Мы их пропускаем. Но все равно в сердце такое тепло, такой покой! Потому что мы – на послушании. А послушание – это отсечение своей воли. Когда ты на послушании, все время чувствуешь радость.
– Очень трудно слушаться, когда один говорит одно, другой – другое…
– Истинное послушание – оно без рассуждений и разговоров. Отца Виталия старцы так смиряли. Один ему говорит: «Почему ты так делаешь? А ну прекрати!» Он прекращает. Другой: «Почему ты прекратил? Давай делай!» Он делает. Современному человеку покажется – издевались! А в духовном мире послушание только так и вырабатывается.
И сердце объемлет всех
– Что-то из жизни своих наставников в Глинской пустыни рассказывали старцы?
– Рассказывали… какие отцы были, как на сенокосы ходили. Но многие тогда Глинскую помнили, какая там жизнь была строгая. Еще глинские старцы говорили, что нужен совет. Не самочиние, а совет! И аккуратность. Отец Виталий был очень чистым и аккуратным, даже маленький кусочек бумажки у него не пропадал. И нас приучал к аккуратности, к чистоплотности. Он считал: если человек аккуратен в малом, то и в мыслях, и в молитве, и во всем он будет аккуратным.
– Какие-то глинские традиции старцы принесли в Грузию?
– Дух они глинский принесли сюда. И это ощущали все — от малых до высокопоставленных.
– Это почти невозможно, но попробуйте, пожалуйста, этот дух описать!
– Ну как же его описать?! Его, как воздух, нельзя описать! Это атмосфера в храме, это отношение к ближнему, это образ жизни. Различий не имел отец Виталий в людях. Иногда он шел по улице, видел нищего и обнимал, целовал его, незнакомого человека.
А вот какой случай произошел с батюшкой Андроником. Через 10 лет после его смерти к нам пришёл человек. Искал «старичка-старичка». Он нам рассказал, как однажды зимой они с батюшкой Андроником ехали, машина шла на подъём. Батюшка сидел и четку тянул. Вдруг (а было очень скользко) на них летит самосвал.
«Я чувствую, деваться нам некуда!» – проносится в голове у водителя. Батюшка, как сидел, так и продолжал сидеть. В 10 см от машины самосвал затормозил, водитель, бледный, выскочил. А Андроник четку тянул, не обращая внимания. И вот водитель спустя столько лет пришёл увидеть «старичка», с которым ехал: «Святой человек это был!»
– Я читала, что и блокада в Ленинграде была снята по молитвам владыки Зиновия…
– Владыке являлась святая Нина. И именно в день святой Нины, 27 января, была снята блокада Ленинграда. В его келье было много явлений. И Матерь Божия являлась владыке.
Поэтому когда этот дом, «крестилку», выстроили, владыка не захотел сюда перебираться. Его келья маленькая была, но такая дорогая! Когда к нему приезжали и Святейший Пимен, и Алексий Второй, и епископы, он так, стесняясь, говорил: «У меня келья маленькая!» А один из иерархов ответил: «Зато она расширяется, когда гостей много! И сердце объемлет всех».
– Обычные люди тоже приходили к владыке с вопросами?
– А как же! Благословлялись, советовались, что-то просили. Очень простой был владыка. Хотя отец Виталий всегда говорил, что у нас владыка «не простой». Потом через 10, 20, 30 лет слова владыки начинали исполняться. Нужно было просто впитывать, как промокашка, а когда уже слова исполнялись, ты вспоминал все. Только после смерти владыки узнали, что у него в домике была решетка, а в решетке дырочка. Через эту дырочку он людям подавал копеечку. Они потом приходили и говорили, как многим он помог.
Часы приема? Круглосуточно!
– Были какие-то часы приема у владыки?
– Да какие часы приема! Круглосуточные были у него часы!
– Счастливые вы!
– Как мне сестра сказала – мы пробыли в сказке! Да. Теперь старцы ушли. А мы остались!
Фотографии Александры Никифоровой. А также из книг: О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. М., 2044; Чесноков Зиновий. Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима. М.,2011.
Читайте также:
Тбилисские старцы из Глинской пустыни. Митрополит Зиновий (Мажуга)
О духовниках истинных и ложных