Вопрос. Мой сын в 9-м классе. Иногда рассказывает о шутках, которые ходят в компании, а у меня волосы дыбом встают. Понимаю, что это подростки, но они обсуждают ВСЕ, иногда не думая, что могут кого-то задеть, оскорбить. Я беспокоюсь, что он перестанет отличать просто смешное и доброе от хамства. Как с ним поговорить про христианский смысл юмора?
Ответ. Христианский смысл юмора, смеха — тот же, что и общечеловеческий: смех — это оружие. Но от тебя зависит, оружие чего именно: нападения или защиты, войны или мира, добра или зла, жизни или смерти.
Есть старинная японская притча: были два великих мастера мечей. Один делал мечи для нападения, а другой — для защиты жизни. Взяли два меча, работы того и другого мастера, и воткнули их в дно ручья, по которому плыли опавшие листья. Когда листья касались острого лезвия меча первого мастера, мастера войны, они распадались надвое. А меч второго мастера, мастера защиты, листья аккуратно огибали, оставаясь целыми…
Быть остроумным, уметь прикалываться — одно из достоинств, ценимых в компании, это известно. Но, думаю, любому записному остряку хорошо знаком такой житейский эффект: как прикольно высмеять кого-то, когда за твоей спиной смеется и вся компания, и тебя распирает от самоупоения — и как больно и обидно, когда кто-то высмеял тебя самого, и твоя компания снова смеется за твоей спиной, но уже над тобой… А то, что на всякого остряка найдется еще более острый — в этом не сомневайтесь, ведь на всякую агрессию всегда найдется более агрессивная.
В чем тут дело, какова природа юмора? Юмор — действительно средство защиты, потому что снижает ложный пафос, развенчивает предрассудок, ложный страх, дутый авторитет, нелепый обычай, способствует примирению охваченных огнем гнева или чесоткой обиды противников, недаром один из синонимов слова «пошутить» — выражение «разрядить обстановку».
Смех, в некотором роде, способен выявлять подлинные черты вещей, и, читая Библию, умный и верующий читатель не раз отметит, что и Бог относится к человеку иногда с усмешкой и иронией, как Отец к неразумному, но любимому чаду.
Но очень важно, черты каких именно вещей «низводит и курощает» смех — истинных или ложных.
Будучи направлен на ложные вещи, смех может вытащить их на солнце правды, показать их подлинный невеликий масштаб, лишить эти вещи силы и власти над человеком. Тогда это — хороший смех, способность к нему вложена в человека Богом. Но если смех направлен на истинные вещи, на добро, любовь, кротость, на нечто святое, он «ломается» о них сам, теряет свою обличительную силу и становится проявлением зла.
Потому, прежде чем тренировать в себе чувство юмора, надо натренировать более важные качества: внимательность к людям, понимание того, над чем можно шутить, над чем — ни в коем случае, способность к любви и состраданию, веру и убеждения, способность думать над явлениями жизни, понимать людей и разбираться в них, разбираться хотя бы в том, подбодрит ли ближнего твоя шутка или, наоборот, обидит.
И еще очень важно — прежде чем отпустить шутку, уметь примерить ее на себя: понравится ли мне, если ТАК пошутят надо мной? Недаром мудрые говорят: высшее проявление юмора — умение посмеяться над собой. Есть заповедь, и христианская, и составляющая основу всех этик мира: «Никогда не делай другому того, чего не пожелаешь себе».
Вы замечали, что многие выдающиеся юмористы из артистов эстрады и кино, писателей и поэтов, те, чьи меткие высказывания мы так любим цитировать, часто в жизни были сосредоточенно-печальны и никогда зря остротами не сорили?
Вглядитесь в портреты Чехова и Гоголя, Чарли Чаплина и Жванецкого, Енгибарова и Юрия Никулина — и поймете: эти люди мудры, они познали и то, как бывает трудна жизнь, и страсти душ человеческих, и прежде всего — познали себя самих, потому их юмор не губит, но спасает. Это — настоящие мастера смеха, порой беспощадного, но всегда целительного, а не бездумные клоуны. Впрочем, и клоуны бывают разные: есть клоун, который приходит в хоспис, чтобы развеселить и приободрить неизлечимо больных детей, а есть — омерзительный монстр Пеннивайз, обитающий в канализации…
Словом, подводя итог нашему разговору, скажем так: смех — это оружие. Маши им осторожно, чтобы случайно не ранить тех, кого ты любишь.