«Ребенок поет на уроках и отказывается писать сочинения»
Вопрос: «“Ваш сын срывает уроки. Устраивает зоопарк, не дает другим заниматься. Ну и зачем ему ходить в школу?” — пишет классный руководитель. Сыну 13 лет. Он и правда может запеть на уроке, комментировать учителя и отвлекаться на болтовню с одноклассниками. Умный, добрый и беззлобный. Учится на четверки. Но также может сдать учителю чистый лист со словами: “Я не стал писать сочинение, все равно не успел бы”. Двойки бывают, потому что “устал и параграф читать не стал”. Строгость с ним не работает. На замечания он улыбается. Учителей такое раздражает.
Домашнее обучение, которым нам грозят, если не исправится, не вариант. Не пойму, может ребенку трудно и неинтересно в этой школе? Что делать?»
Три причины проблем с поведением
Чтобы разобраться в причинах поведения и поступков, всегда важно знать, что было в раннем развитии и в младшей школе. Поведение, которое раздражает окружающих, характерно для ребенка или появилось внезапно? Описания ребенка очень не хватает.
Еще два аспекта обращают на себя внимание. С одной стороны, ребенок хорошо учится. С другой — поведением недовольны педагоги. Если мальчик может не сдать сочинение, не подготовиться к уроку, то откуда четверки? Из чего складываются? Почему так случается, что ребенок внезапно ничего не делает и решает не напрягаться? Может, устает? Или у него занятий дополнительных целый ворох?
Второй момент: наивное поведение, нарушающее стандартные границы и правила присутствия на уроке, наводит на мысли, которые требуют подтверждений. У ребенка нельзя исключать некоторые особенности развития. Например, расстройство аутистического спектра. Не зная, как мальчик развивался, вел себя в раннем детстве и младшей школе, сказать определенно, есть оно или нет, нельзя. Но дети с РАС, действительно, обладают хорошей памятью, знают массу фактов. Могут активно работать на уроках и проявлять себя, потому что у них часто есть отдельный и глубокий интерес к чему-то конкретному. При этом может иметь место нарушение поведения. Ребенок будто не понимает, что делает что-то не так. Начать насвистывать мелодию, встать и уйти, заниматься своими делами — все это подходит под типичные проявления такого расстройства.
Трудно в описанной ситуации заподозрить СДВГ. Но исключать его мы не можем. Главные жалобы педагогов и родителей в этом случае были бы из разряда «не сосредоточен», «часто отвлекается сам и не дает учиться другим», «много болтает с соседом по парте».
Когда есть разрыв между социально приемлемым поведением (жалобы есть, но они экстравагантные) и успешной учебой, вариант с СДВГ мы рассматриваем в последнюю очередь.
Есть последняя версия, которую не стоит скидывать со счетов. Плохо себя ведут в школе приемные дети. У них обычно много тревоги. Основная задача таких ребят — сделать ситуацию предсказуемой. Такой для них она бывает в одном случае — когда плохо себя ведешь. Только тогда ребенку понятно, как отреагируют на его выходки взрослые, сверстники. Это связано с тем, что во взрослении таких детей как будто пропущены программные элементы, которые дают сложности и сбои на выходе. Дело даже не в том, что у детей не было возможности познавать мир, так как ими не занимались, а зачастую ограничивали в активности, а в том, что они подвергались жестокому обращению и эмоциональной депривации. Таким детям было не до учебы — они банально занимались выживанием. Страх и тревога еще долго остаются фоном их жизни. Словом, поведенческие жалобы частая история именно с приемными детьми. Особенно популярны они, если дети не до конца адаптировались к семье, у них долго длится состояние стресса и не уходит в связи с тяжелым ранним опытом.
Разберитесь, на каких уроках ребенок отвлекается
Часто бывает, что учителя жалуются на поведение ребенка с особенностями развития (особенно недиагностированными). Он может быть вполне себе воспитанным, но иметь некоторые особенности, которые необходимо просто учитывать, помогая ему с ними справляться. Повторюсь, для этого необходим анализ ситуации.
Например, родители могут попытаться выяснить: на всех ли уроках ребенок так себя ведет? Или только на тех, где с педагогами отношения не сложились? На чьих именно уроках подросток предпочитает петь, качаться на стуле, торговаться или открыто заявлять «было скучно, поэтому читать параграф не стал». Нельзя исключать, что ребенок ведет «войну» с конкретным педагогом. Никогда не бывает лишним расставить точки над «i» и отделить тотальное от исключительного.
Нужен разговор по душам с ребенком. Задайте подростку вопросы: что, как, почему не нравится? Меняется ли что-то в этих отношениях с учителем? Обязательно посочувствуйте.
Не лишним будет объяснить подростку, что борьба учителя и ученика, особенно методами, которые есть у ребенка, обычно оборачивается против него. Так и скажите: «Ты можешь бороться сколько угодно, но в ситуации со школой все будет против тебя. Если ты думаешь, что подколы и срыв уроков сработают, это не так. А тебе они точно выйдут боком. Победит школа. На ее стороне власть, правила, закон и предписанные тебе обязанности учиться и не мешать другим. Но я, как родитель, всегда буду тебя морально поддерживать. А за усердие награждать».
Если у ребенка нет особенностей развития, если ему просто пришла в голову идея всему миру продемонстрировать свою незаинтересованность школой и учителями, он открыто протестует против школы, которая для него воплощение зла, борется не с конкретными учителями, а с системой — опять важен разговор. Спрашивайте: почему борешься со школой? Кто нанес тебе обиду? Что хочешь поменять в системе?
Важно оставить за ребенком право сменить учебное заведение. Договоритесь, что для перехода в другую школу хорошие отметки потребуются всенепременно. Здесь поможет введение бонусной системы.
Чем помогут бонусы
Как правило, когда у детей нет ярких эмоциональных причин вести себя неадекватно, нет тотальной неуспеваемости, а отношения в школе хорошие, прекрасно работает бонусная система. Бонусы скорректируют поведение и помогут подростку быть чуть усерднее в учебе.
Вариантов работы с такой системой два. Первый, когда родители находятся в контакте с учителями. Второй, когда такого контакта нет. Тут вводить правила и следить за их функционированием придется в одиночку.
Если контакта нет.
Для начала разработайте систему поощрений (плюсики, жетоны). Обменивайте их на то, что ребенок сильно любит.
Например, если у ребенка расстройство аутистического спектра, скорее всего у него есть сильный интерес к какой-то сфере. Это могут быть животные, которыми он увлечен.
Система поощрения в таком случае может касаться видеоконтента про зверей, который ребенку надо смотреть в сети. Задача у подростка простая: нет замечаний из школы, двоек за несделанное задание и невыполненную домашнюю работу — бонус. Если ребенок просто не справился из-за нехватки ресурса, мы на это не реагируем! Если двойка получена им, потому что ребенок не приложил усилий, поленился, занимался чем-то другим — бонус отсутствует.
Бонусная система зависит от возраста и семейных традиций. Для кого-то это может быть прибавка к карманным деньгам. Например, родители дают ребенку 200 рублей в неделю на карманные расходы. За отсутствие жалоб на поведение могут приплюсовать к этому еще 100, а за отсутствие двоек по базовым предметам плюс 50. Как будто бы это зарплата, к которой прилагается премия.
Второй вариант. Педагог участвует в бонусной системе. Это позволяет сделать систему более детальной.
Заведите дневник, который ребенок будет носить в школу и давать учителю во время урока. Учитель может ставить в него плюсики по специальным правилам, разработанным для конкретного ребенка. Например, там могут быть пункты: «внимателен на уроке», «вел себя тихо и соответствовал правилам», «написал все, что требовалось записать на уроке». Трех пунктов достаточно, чтобы было легко и педагогу, и ребенку.
Если у ребенка есть заинтересованность и ему нравится тот бонус, который по итогу он получает, он без напоминаний станет всем учителям предлагать свой дневник для выставления плюсов. По итогам дня плюсики регистрируются и меняются родителями на бонус, который любит ребенок.
Для детей 4–7-х классов бонусная система с дневником работает на ура. Но ее можно применять не только в отношении детей младшего и среднего возраста. На моей практике она работала даже с девятиклассниками.
У подростков не было бумажного дневника, зато была договоренность между родителями и учителями. Каждый день родители смотрели в электронном дневнике комментарии педагогов. Если двойки за невыполненную домашку или не сданную работу отсутствовали, то этот успех автоматически конвертировался в бонусы.
Бонусная система — это работа над навыком самоконтроля. Мы и так даем детям карманные деньги, покупаем вещи, которые они любят. Это нормальная часть нашей жизни.
Когда вводим систему бонусов, мы просто привязываем ее к тому, чтобы наше чадо чуть больше потрудилось над собой. Как показывает мой опыт, со временем навык вырабатывается и в ситуации, когда вдруг невыносимо скучно на уроке, ребенок уже не качается и не пинает соседа, а спокойно рисует в своем блокноте, никому не мешая. Кстати, это повод ввести более сложные навыки.
Что ответить учителю на замечания
Представляю, как неприятно родителю получать сообщения о том, что ребенок устраивает зоопарк на физике. Порой лучшая стратегия, чтобы никого не злить, отвечать в спокойном тоне: «Ок, принято! Понимаю, у сына есть сложности. Мы работаем над этим».
Дайте понять учителям, что вы приняли информацию и работаете с ней. Не ссорьтесь, не конфликтуйте. Выясняйте подробности, что происходит и как себя ведет ребенок на уроках. Это поможет вам составить правила для бонусной системы, подходящие под ваш конкретный случай.
Что бы ни случилось, будьте на стороне ребенка. Он должен чувствовать, что родители помогают решить его непростые проблемы.
Фото: freepik.com