Вопрос. Ребенку шесть лет, и он просит новые игрушки. Игрушек много, но дома он не играет. Вечером час мультики смотрит и спать ложится. В выходные тоже не очень жаждет в игрушки играть. В садик игрушки не носит, потому что сломают. Как перестать злиться по этому поводу? Меня бесит, что столько денег потрачено на игрушки, которые ему не нужны.
Почему ребенок не играет?
Есть ощущение, что автор письма с большим принятием относится к ребенку, признает, что сына не переделать. В этом контексте и возникает задача «перестать злиться». Но начать ответ стоит с конца, точнее, с проблемы умения играть.
Игра — это навык, который развивается со временем. У большинства детей он формируется естественным образом, то есть через общение, игры с родителями, старшими братьями и сестрами, друзьями и сверстниками в компаниях. Какие-то вещи ребенок подсматривает и так обучается игре. Какие-то идеи приходят к нему спонтанно, по наитию. Но у некоторых детей игра не формируется сама, им нужна помощь.
С другой стороны, игра — это не только навык, но и естественный язык ребенка. Это его способ выразить свои переживания. И как родному языку мы обучаемся, так же происходит с игрой. Мы не рождаемся с умением играть, например, в сюжетно-ролевые игры. Человеку необходим способ и условия этому научиться.
Обычно игре мы обучаемся через социум. Но этот процесс можно поддерживать и убыстрять. Как же? Подобно многим другим задачам — через зону ближайшего развития. Сначала ребенок делает что-то вместе с родителем, затем сам. Такие игровые сессии могут быть крайне полезны.
Играйте 15 минут перед ужином
Теоретически обучать игре можно со специалистом, то есть психологом, коррекционным педагогом, игровым терапевтом или просто няней, которая любит играть. А можно с родителем и старшими братьями и сестрами, то есть теми, кто умеет играть лучше самого ребенка и может вовлечь его в игру.
В таком процессе важно оставаться на уровне ребенка. Если игра сводится к тому, что я, как родитель, разворачиваю перед ребенком великолепный спектакль с ясным и простроенным сюжетом, то увы. В этом меньше обучающего элемента. Ребенок мало из этого возьмет для себя.
Эффективнее отталкиваться от идей самого ребенка. Любой ребенок немножко играет, а значит, задает темы, которые ему близки.
Через это больше шансов вывести его на уровень независимого инициатора игр.
Выделите время, создайте ритуал. Например, перед или после ужина 15 минут играйте вместе. Если ребенок озвучивает какую-то идею: «Мама, давай играть в паровоз» — поддержите и чуть-чуть развивайте ее в процессе. Самое важное здесь не делать больших шагов сразу, не бодаться, не спорить, не убеждать ребенка, что ваша идея и сюжет интереснее, полезнее, осмысленнее. Сначала присоединитесь к ребенку: «Ты хочешь поиграть в семью медведей? Ну, давай». И начните играть по его правилам.
На первом этапе игра должна быть недирективной, то есть полностью по правилам ребенка. Так можно играть в первый, второй, третий день, выжидая момент, чтобы сделать маленький шажок вперед: что-то добавить, аккуратно предложить, показать, как можно еще поиграть. Главная идея: начинать на уровне ребенка и, увидев возможность, сделать микрошаг вперед. Тогда только совместная игра станет тем, что поможет ребенку развивать ее: «О, а давай к ним зайка придет». Практика показывает, что, имея опыт игры с родителями, дети начинают играть самостоятельно гораздо охотнее.
Если сыну будет интересно и увлекательно, такие сессии могут служить затравкой и есть шанс, что у ребенка возникнет больше ассоциаций с игрой как с чем-то любопытным, классным, веселым, приятным. И тогда с большей вероятностью он будет посвящать игре свое свободное время.
Убедитесь, что у ребенка есть время и место для игры
В практике часто сталкиваюсь с ситуациями, когда дети не играют по банальной причине: из-за отсутствия свободного личного времени. Даже у маленьких детей порой так много дополнительных занятий, что к концу дня они сильно истощены.
Бывает, ребенок активно и много играет в детском саду. Поэтому ни в конце рабочего дня, ни в выходной у него не возникает дополнительной потребности поиграть еще и дома. Человек так наигрался за день и даже неделю, что ему хочется посвятить себя какой-то иной деятельности. Если вы поймете, что дело именно в этом, возможно, это чуть снизит переживания из-за отсутствия интереса к игрушкам у вашего ребенка.
Еще один важный момент — среда.
Есть ли хорошее место, где ребенку удобно играть? Некоторым детям в 6 лет одним в своей комнате некомфортно, а в родительской нельзя шумно играть.
Или в комнате есть старший брат, который все время говорит: «Не шуми». Или игрушки убраны высоко, ребенок не может сам достать. Или купленная игрушка предполагает партнера, а подходящего человека дома нет. Продумайте, где, когда и как ребенок мог бы играть с теми игрушками, что вы ему покупаете.
Покупайте игрушки для радости
«А что делать с проблемой покупки новых игрушек?» — резонно спросите вы.
Действительно, удовольствие от покупки новых игрушек напрямую не связано с процессом игры. Для большинства детей новая игрушка прикольна не тем, что в нее можно как-то по-новому поиграть, а тем, что она новая. Ее приятно получить в руки, стать хозяином.
Вспомните себя, когда мечтаете о смартфоне. Многим взрослым хочется новый телефон. Они к этому стремятся. Продумывают способы приобретения. Кто-то даже кредит берет, чтобы стать обладателем «новой игрушки». При этом на новом телефоне человек делает ровно то же самое, что делал на старом. Вообще никакой разницы нет. Выходит, мы покупаем новый телефон вовсе не для того, чтобы проводить в нем больше времени.
Так как же не злиться? Ответ простой: чем меньше наши ожидания, тем меньше разочарование. Попробуйте не создавать у себя лишних ожиданий. Не думайте, что если ребенку купить новую игрушку, он будет играть в нее круглые сутки. Не будет. Кстати, имеет право. Больше скажу. Если бы маленький ребенок был способен сформулировать причину, по которой умоляет мамочку купить красную машинку, для многих она сводилась бы к формуле: «Мне приятно получить машинку».
Примите для себя: «Покупаю игрушку ребенку не для того, чтобы он в нее играл нон-стоп. Покупаю ее, потому что хочу дать сыну радость подарка, радость от обладания тем, чем хочется обладать». Это чувство естественно для человека. Вообще, иметь новые и красивые вещи приятно. Жанр «распаковка» на YouTube ярко это доказывает. Нам интересно даже смотреть, как кто-то получает новую красивую вещь и распаковывает ее. А уж самому это делать, согласитесь, в тысячу раз приятнее.
Помните о границах
Есть еще одна идея, которая поможет не раздражаться при виде горы невостребованных игрушек. Она касается личных границ и будущего.
Бывает хорошо задать самому себе простой вопрос и постараться честно на него ответить: «Сколько денег я готов тратить на игрушки, учитывая, что игрушка — радость и удовольствие для моего ребенка? Готов ли тратить вообще? Как часто готов?» Попробуйте договориться сначала с собой, затем с ребенком, о том, как и на каких условиях вы станете покупать игрушки в будущем.
Например, вы можете решить, что раз в месяц выделяете определенную сумму, чтобы купить что-то новое. В шесть лет ребенок вполне способен считать, планировать, договариваться об условиях и о соблюдении правил в семье.
Можно обозначить сумму, объявить дату и условиться с ребенком, что в определенный момент на определенную сумму будет куплен подарок по его желанию.
Еще лучше вместе с ребенком составить вишлист, в котором фиксировать все, что хочется и чего очень ждешь. Это простое действие помогает сформировать крайне полезный навык у ребенка — умение откладывать удовольствие. Когда чего-то очень хочется, можно записать это в список желаний. Когда приходит срок, например, первое число месяца, мы вместе садимся и выбираем из списка то, под что выделен бюджет. Если денег не хватает, мы их копим и ждем следующего месяца, чтобы получить именно то, во что так хочется поиграть.
Иными словами, стоит развивать игру как навык, создавать ребенку время и среду для игры, формировать у себя реалистичные ожидания и договариваться о комфортной частоте и стоимости покупок.
Фото: freepik.com