Вопрос. Сын с начальной школы занимался фортепиано, завоевывал награды. В 13 лет вдруг решил все бросить. Так жаль потраченных усилий! Как убедить ребенка вернуться к занятиям?
Спросите: «Что случилось?»
Нужен тщательный анализ ситуации. Насколько ребенок внятно артикулирует, что он испытывает, почему произошло это выгорание?
Самый хороший вопрос: «А что случилось?» Но ребенок порой не может ответить на него, не может осознать. Тогда можно спросить по-другому: «Слушай, а что могло бы сейчас измениться, чтобы ты смог продолжать? Что бы ты хотел поменять в этой ситуации?» И ребенок, например, скажет: «Я хочу поменять Марьиванну». Или: «Если бы со мной не занималась такая-то девочка…» И выясняется, что возникли нездоровые отношения в коллективе и ребенок хочет все это прекратить.
Обсудите другой формат обучения
Сейчас есть дети, прокачанные в плане эмоционального интеллекта. Например, они говорят: «Токсичная среда не способствовала». Тогда все понятно.
У меня есть реальный случай: ребенок обладает талантом к музыке. Но преподаватель откровенно токсичный, он привел ученика к определенным результатам, но сил выносить это больше нет.
И тут вопрос, в какой момент мы начали это осознавать. Иногда бывает, что мы поняли это настолько поздно, что ситуация обросла такой травмой, что хочется забыть про все, в том числе и про музыку. Если мы это подловили в начале, началось недовольство, то стоит поменять формат обучения.
Например, можно уйти из музыкальной школы, найти наставника и заниматься в индивидуальном режиме. Можно брать курсы, мастер-классы, краткосрочные программы.
То есть дать ребенку возможность выбрать себе альтернативу. И дальше смотреть, куда это приведет, с какой целью он будет всем этим заниматься.
Если все это не работает, возможно, стоит временно уйти, чтобы через год вернуться к теме на новом этапе. Иногда дети сами возвращаются к делу, от которого отказались. Но посыл энергии должен исходить от ребенка.
Подумайте о других занятиях
Иногда мы вроде как предоставляем ребенку выбор, но на самом деле его нет. Потому что он знает — если брошу, родители будут разочарованы. Есть дети, которые все делают и соглашаются, что это полезно, потому что не хотят расстраивать родителей. Им даже представить странно, что они скажут: «Не хочу».
Самое плохое, что можно сделать — это, не разбираясь, сказать: «Слушай, у тебя осталось до конца музыкалки два года, давай дотянем». Я всегда в таких случаях говорю: «Два года — это огромный срок, можно столько всего перепробовать».
Если мы хотим, чтобы наш ребенок был самодетерминированным, осознанным, то мы должны учить его задавать себе вопрос: «Зачем я это делаю, какого хочу результата?»
Результат — диплом музыкальной школы? И следующий вопрос — что делать с дипломом музыкальной школы?
Когда я начинаю задавать такие вопросы ребенку, он говорит: «Ну нет, в музыку я точно не пойду. А диплом — будет лежать, приятно как бы». На одну чашу весов кладем диплом, а на другую — то количество свободного времени, которое можно посвятить совершенно другим занятиям. И я задаю вопрос: «Представь, что нет твоей музыкальной школы. А чему бы ты хотел научиться? А что бы ты вообще стал делать?» И тут оказывается, что есть хотелки, которые не осознают, не озвучивают. Или мы считаем, что они несерьезные — «как это — в театральную студию?», «что значит заниматься тренировкой своей собаки?»
Иногда стоит уметь выйти из какой-то деятельности, сказать «стоп», чтобы открылось пространство для чего-то нового. Чтобы себя зарядить, вдохновить и подпитаться новыми внутренними смыслами, которые дадут нам энергию выполнять рутину, которая никуда не исчезает.