Вопрос. Как говорить с подростком про первую любовь и расставание, если отношения были только в интернете, без реальных встреч? Не хочу обесценивать чувства сына, но понимаю, что важно донести мысль, что все еще будет. Как это сделать правильно?
Почему подросток ищет любовь в Сети
Первая любовь — это значимый эмоциональный опыт человека, независимо от того, в кого он влюблен и в каком формате и контексте проявились чувства. Здорово, когда близкие бережно относятся к таким эмоциям, не обесценивают и создают условия, позволяющие подростку обратиться за поддержкой, гарантируя, что с ним будут честны и открыты. Необязательно подросток воспользуется такой возможностью, но уже сам факт, что взрослые доступны для общения, дорогого стоит.
Отличается ли влюбленность онлайн от офлайна? Если говорить про биохимический процесс, то больших различий здесь нет. В момент влюбленности в нашем организме запускается нейромедиаторный-гормональный отклик. Он формирует чувство симпатии, привязанности и влечения. Есть мнение, что дофаминовый отклик в виртуальной влюбленности может быть даже более выраженным. Это связано с тем, что у человека формируется больше чувства предвкушения, ожидания, чем в офлайн-общении. Впрочем, единого мнения у исследователей пока нет.
Люди, выбирающие для себя онлайн-знакомства, значимо не отличаются от тех, кто предпочитает знакомиться в реале. Гипотеза о том, что к виртуальному общению склонны неуверенные в себе и испытывающие бóльшую тревогу от общения в офлайне, не подтвердилась исследованиями.
Зато существенным фактором выбора в пользу онлайн-отношений становится длительность нахождения в виртуальном пространстве, то есть время в Сети, что во многом определяет современных подростков. Проще говоря, подросток знакомится в интернете, потому что проводит там много времени.
Во влюбленности в онлайне гораздо больше, чем в офлайне, возможности проецировать на собеседника значимые для нас качества, больше идеализации.
Недостаточная обратная связь позволяет нам додумывать, что бы сказал собеседник, а часто вообще придумывать желаемый идеальный образ.
В сети проще раскрыться, ведь другой кажется «по-настоящему понимающим меня человеком». Да и отношения выглядят безопасными. Во-первых, ты постоянно на связи, благодаря выходу в интернет. Во-вторых, отношения легко прервать без обязательств. Выключил телефон — нет никаких отношений.
Однако есть и недостатки у такого общения, которые порождают дополнительную уязвимость. Фоновую тревогу, например, может вызывать то, что в Сети оказывается чрезмерно много вашей личной информации. Люди часто склонны скрывать свои онлайн-отношения от близких, так как боятся осуждения.
Влюбленные расстались. Что делать?
В диалектико-поведенческой терапии существует прием, который может быть отличным способом поддержать подростка, чьи отношения в Сети закончились. Этот прием укладывается в акроним ДРУГ.
Д — доброжелательность подразумевает уважение, безоценочность высказываний, главное, отсутствие осуждения. Не стоит произносить фразы: «Да это разве серьезно? Ну кто влюбляется в интернете? Наивный какой! Да с самого начала понятно было, что это не настоящее чувство, а глупость!»
Гораздо правильнее начать разговор с подростком, решившимся рассказать о переживаниях, с демонстрации, в лучшем смысле этого слова, ваших знаний на тему. Признайте, что онлайн-влюбленность, пусть и существующая в виртуальной реальности, вполне себе реальное чувство. Дайте понять подростку, что вы готовы относиться к этому с уважением.
Р — расположение указывает на желание действительно разобраться в ситуации.
Не стоит произносить фразы: «Да все через такое прошли. Подумаешь, эка невидаль. Расскажи-ка лучше, сынок, как дела в школе?» или «Что у тебя там произошло? Только скоренько давай, а то мне надо по работе ответить».
Дайте понять подростку, что вы заинтересованы его поддержать. Готовы по-настоящему выслушать, не перебивая и не додумывая ситуацию.
Если вы действительно решили поговорить с ребенком, выделите для этого время, когда вас не отвлекают другие заботы.
У — успешно валидируйте. Это означает, что вы понимаете происходящее с другим. То есть осознаете причину его действий, чувств, рассуждений. И даже будучи не согласны, не разделяя позицию, готовы относиться к ситуации по-настоящему серьезно.
Не стоит говорить: «Ой, да у всех все одинаково! Зачем ты так себя повел?», «Нет причин грустить, завтра все пройдет! Разве нормально, как ты поступил?», «Откуда эти мысли, почему ты так думаешь? Неправильно это все!», «Ты вообще чем думал, когда это ответил?»
Можно сказать подростку: «Могу представить, как тебе тяжело! Тебе может показаться, что я не пойму тебя. А я все-таки постараюсь, потому что хочу помочь». «Наверняка тебе не хочется делиться, потому что это довольно больно…» «Учитывая ситуацию, у тебя могло возникнуть такое чувство (назвать его), не удивительно, что так вышло (что ты так поступил)…»
Г — говорите без принуждения. Общайтесь непосредственно и легко, без нравоучений, принимая своего собеседника. Не стоит давить, принуждать к разговору, заставлять говорить об этом немедленно, даже если вы делаете это из добрых побуждений. Дайте ситуации дозреть.
Дайте подростку высказаться. Покажите, что вы готовы быть рядом. Аккуратно объясните, что боль расставаний неизбежна, но со временем она обязательно трансформируется. Тогда-то и станет чуть легче.
Фото: freepik.com