«Сын все время играет в стрелялки. Боюсь, что он вырастет жестоким»
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Подросток увлекается компьютерными играми и пропадает в них часами. Как понять, есть ли у него зависимость, и вызывает ли увлечение «стрелялками» агрессию? Отвечает психолог, доброволец БФ «Старый свет» Светлана Бачинина. 

Вопрос. Компьютерные игры, в которые играет мой сын, какие-то агрессивные, страшные, в них убивают. По идее, такое должно пугать, а четырнадцатилетний подросток готов часами по сети рубиться. Боюсь, вырастет жестоким. Как бороться, чем заменять?

Светлана Бачинина

5 факторов, которые делают компьютерные игры увлекательными

Для начала важно отделять собственные эмоции от того, что в игре привлекает вашего ребенка. Давайте попробуем разобраться.

Рынок сегодня предоставляет колоссальный выбор компьютерных игр самых разных жанров и сценариев, в том числе содержащих элементы жестокости и насилия. Наиболее популярными, по результатам исследований специалистов по зависимостям, являются ролевые и многопользовательские игры, по данным AKJournals, крупнейшего научного издания в Центральной и Восточной Европе. 

Речь идет об играх, которые позволяют играть в компании с большим числом участников. Игрок может выбрать персонажа и выполнять задания — миссии игры. Для некоторых задач приходится «убивать» других участников. Не менее популярен жанр боевых арен. В них игрок уже вынужден «убивать» других пользователей, чтобы самому остаться в живых. 

Впрочем, главной целью подобных игр является не убийство само по себе. Цель — получить приз, виртуальное вознаграждение, в том числе денежное. Это позволяет игроку прокачать персонажа, сделать его сильнее. Или, например, «купить ему большой дом в Калифорнии», «спортивную машину». Словом, в игре имитируются вполне реальные устремления людей.

Общесоциальный контекст — успешность и богатство — далеко не главное, что интересует людей в компьютерных играх.

Разработчики комплексно изучают предпосылки и условия для создания привлекательной игры. И жесткость, действительно, является одним из значимых факторов.

Вообще, психологических исследований, касающихся того, что влияет на интерес, привлекательность и увлечение игрой, проводится немало. 

В Великобритании, например, существует целая комиссия, которая была создана в целях изучения и анализа особенностей зависимости от видеоигр. Один из членов этой комиссии — профессор психологии Британского университета Ноттингем М. Гриффитс и его компаньон Д. Кинг, доцент кафедры клинической психологии Австралийского университета Флиндерса, много лет занимаются проблемой лудомании, в том числе в видеоиграх. В 2010 году в «Международном журнале психического здоровья и зависимости» ученые описали пять факторов, способствующих чрезмерному игровому поведению, то есть сверхувлечению пользователя игрой.

Первый фактор — возможность манипулирования. Это способность персонажа влиять на отношение к нему других участников игры, менять их поведение. Чаще этого удается добиться с помощью фантастических способностей. Например, способности вызывать движение стихий, уникального сверхзрения, памяти, речи или с помощью физической суперсилы.

Второй фактор — создание аватара. Пользователь, ребенок или взрослый, может создать уникальный образ. Наделить его важными свойствами, особенными внешними данными. Это позволяет игроку чувствовать себя максимально уверенно и получать реакции восхищения со стороны других участников.

Третий фактор — презентация. Она предполагает наделение персонажа по-особенному красивым и привлекательным для игрока контекстом: звуковым и визуальным. Погружать героя в пространство, до мельчайших подробностей воссоздающее, например, природу со всеми ее водопадами, горами, животными. При этом совершенно не важно, в какой части мира в этот момент находится игрок и окружает ли его хоть что-то близкое к тому, что он имеет в игре. 

Четвертый значимый фактор — вознаграждение и наказание. 

Пятый — обладание некоторыми социальными функциями. 

Мы не успеваем жить здесь и сейчас 

За последние 10 лет в игровой индустрии произошел серьезный скачок. Игр стало не просто больше. Каждая третья игра теперь адаптированная — учитывает возраст, пол и даже национальные особенности игрока. 

Исследования последних лет выявили, что наиболее захватывающими играми, которые привлекательны широкому кругу участников, являются игры двух типов. 

Первый тип ближе всего к азартным. В них игроки получают ожидаемое вознаграждение или случайные призы (лутбоксы). Второй увлекает игроков своими социальными функциями. Это такие конфигурации игр, которые максимально реалистично и приближенно к настоящей жизни показывают место, в котором разворачивается сюжет, физический облик персонажа. Они передают даже его эмоции и отражают бытовые мелочи повседневной жизни.

Что же мы имеем? Если на заре появления компьютерных игр, по мнению ученых, они привлекали немало людей с признаками патологий: депрессией, тревогой, низкой академической успеваемостью, агрессивным поведением, имеющих проблемы со сном, то игры нового поколения привлекают внимание более широкой аудитории. Причем это, как правило, психически здоровые дети и взрослые. 

Ученые отмечают, что игры нового поколения затрагивают сферы жизни, в которых современный человек так или иначе испытывает дефицит. Поэтому-то они так популярны!

Острая нехватка времени, постоянная занятость, многозадачность приводят человека к поверхностной жизни, скольжению без погружения. Современный человек, будь то взрослый или ребенок, просто не успевает быть в пресловутом «настоящем». Нам сложно удержаться в моменте, найти время и почувствовать хруст снега под ногами, журчание струящегося в чашку кипятка, остановить взгляд на улыбке случайного собеседника. Быстрый темп жизни в каком-то смысле лишает и нас, и наших детей жизни, которую «с лихвой» способны восполнить видеоигры. Оказывается, компьютерные игры способны погрузить любого из нас в ту самую реальность, без которой живому человеку сложно оставаться психически здоровым.

Запрещать играть — не выход

Как же бороться? Вопрос, конечно, интересный, но не вполне уместный, когда мы говорим о компьютерных играх. Борьба — это не тот способ, который позволит решить проблему. Ведь любая борьба — психологическая, физическая — подразумевает насилие, применение силы, власти, которые позволят вам одолеть противника. 

В случае с детьми родители предполагают, что борьба — это система запретов, наказаний или манипулятивные приемы: «не прекратишь играть в компьютерные игры, лишу карманных денег», «не закончишь музыкалку, на новый телефон не рассчитывай», «не поступишь в МГУ, помощи не жди». 

Но важнейшим фактором развития подростка является реализация личного выбора. Только научившись делать выбор, человек обретает самостоятельность, независимость, научается нести ответственность за поступки. Когда родитель подавляет волю подростка, когда не позволяет выбору быть, он не просто обрубает крылья собственному ребенку, он не дает личности состояться.

«Но если у ребенка зависимость? — может возмутиться родитель. — Сидеть и спокойно смотреть?» Тревога здесь очень понятна, но гораздо важнее уметь отличать норму от патологии, а увлечение от зависимости. В 2018 году ВОЗ официально признала зависимость от видеоигр заболеванием. Игромания вошла в Международную классификацию болезней (МКБ-11) наравне с алкоголизмом и наркозависимостью.

Зависимость по природе многофакторна. Это биопсихосоциальная проблема, в которой духовная составляющая остается существенной. Именно поэтому «лечение» зависимости — игровой, алкогольной, от наркотиков — отличается от традиционного медицинского подхода. «Пациента не лечат от зависимости. Пациент выздоравливает от зависимости». Основной принцип работы с игроманией состоит в переходе зависимого из пассивной (детской) роли в активную субъектную позицию. Человек учится быть полноценным субъектом, менять свое отношение к событиям и обстоятельствам, пересматривать стиль реакции, наконец, нести ответственность за собственные поступки. Выходит, внешняя борьба с патологической увлеченностью игрой лишь больше отдаляет подростка от позиции самостоятельного субъекта. 

Проблему игровой зависимости ученые обозначают сегодня как пандемию.

Однако, по данным публичных источников, процент истинных зависимых от видеоигр все-таки ничтожно мал. От общей численности населения Американского и Евро-Азиатского континента он составляет не более 0,03%.

Добавьте физическую нагрузку

Так что же делать? Во-первых, присмотритесь к ритму жизни подростка, к его восприятию окружающего мира, к эмоциям, которые он испытывает. Это архисложная задача, понимаю. Она требует некоторой включенности. А еще чуткости, внимания к потребностям подростка. Не говоря уже о том, что предполагает способность родителя вести конструктивный диалог без обесценивания. 

Во-вторых, все дети по-разному чувствуют нагрузку. Возможно, в каких-то сферах жизни необходимо дать послабление подростку, может быть, предложить альтернативу, которая больше подойдет к темпераменту вашего ребенка.

В-третьих, можно попробовать сменить интеллектуальный кружок на секцию активного спорта. А можно, наоборот, разбавить физическую нагрузку решением интересных задач, подключив подростка к новым обучающим курсам, учитывая его интересы.

В-четвертых, разговаривайте с детьми без нравоучений. Лучше задавайте вопросы и слушайте. Наши дети, увы, привыкли, что их кто-то постоянно поучает. Возможно, такова особенность детства вообще, не исключено, что это свойство нашей с вами культуры. 

Искренняя заинтересованность родителей увлечениями ребенка не только дает подростку почувствовать свою важность и внимание со стороны близких. Это увеличит доверие внутри семьи. Главное, позволит разглядеть вам самим то, в чем действительно в данную минуту нуждается подросток. 

Да, это сложно, учитывая, что и у родителей немало дефицитов и порой нет времени просто выдохнуть. Но вы же все-таки заметили, что ребенок играет в «агрессивные» игры. Найдите в себе силы спокойно поговорить об игре, причине интереса к ней. Задавайте простые вопросы. 

Не обесценивайте то, чем ребенок увлечен. Вместо «угу», «ага», «ну понятно», сказанных сквозь зевоту, спрашивайте о том, что вам по-настоящему непонятно, странно, забавно, интересно.

Главное — слушайте ответы ребенка и относитесь к ним с уважением. Только в диалоге можно прийти к пониманию и согласию друг с другом. Может оказаться, что вашему подростку гораздо интереснее рассказать вам о том, что происходит в игре (ведь в ней он хоть в чем-то вас превосходит), чем просто играть. 

В-пятых, сценарии «игр для мальчиков», как правило, действительно основаны на военных событиях, действиях с преодолением препятствий. Да, в компьютерных играх они воссоздаются с учетом текущей жестокой реальности, с максимальной точностью и подробностью. Это может пугать родителей. Однако, если предрасположенность к психическим расстройствам у ребенка отсутствует, эти факторы, как и любые другие, будут находиться под контролем игрока. Они не сделают вашего ребенка более жестоким, черствым, бездушным или кровожадным. 

Впрочем, стоит обратиться к специалисту, если:

  • несмотря на договоренности, ребенок не может спокойно и без скандала завершить игру,
  • он перевозбужден и после игры проявляет агрессивность, 
  • его поведение в целом вам кажется деструктивным,
  • вы полагаете, что интерес к играм все-таки патологический. 

Фото: freepik.com

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.