Вопрос. Какие ошибки приводят к тому, что у ребенка с историей все плохо? Сыну трудно запоминать даты, он часто путает имена исторических деятелей, не ориентируется в предмете. Хочу помочь ему, но не знаю, как.
Ответ. Некоторым детям история сама по себе неинтересна. Первым не интересно вообще ничего в школе, их, увы, очень немало. Вторым интересны, скажем, естественно-научные предметы или математика, но совершенно неинтересно развитие общества.
Например, обществознание многим детям дается гораздо легче, чем история. Потому что там обсуждают жизнь вокруг, ученики понимают, что это и какое к ним имеет отношение. С другой стороны, они совершенно не понимают, какое отношение к ним имеют какие-нибудь средневековые короли. Или, скажем, российское прошлое III–V–VII веков. Нам это все зачем?
Я своим ученикам часто говорю: история — самый бесполезный предмет в школе. Географ вас научит, как не заблудиться в пространстве. Химик — какие вещества смешивать нежелательно во избежание проблем.
А я этому не научу. Но я, может быть, вас научу тому, как распознать манипулирование. Понимать, что вы на земле не первые и не последние. И каким образом эти далекие времена влияют на нашу сегодняшнюю жизнь. Насколько вам это надо — другой вопрос.
Самое, на мой взгляд, опасное представление: это то, что история — набор дат.
Как только человек начинает заучивать наизусть даты, то и предмет становится ему неинтересен, и не выучит он ничего.
У меня были такие прецеденты. На первый взгляд это выглядело очень странно. Вот ребенок встает, произносит две-три фразы наизусть, после этого замолкает и дальше сказать ничего не способен. У меня училась девочка. На уроке она начинала отвечать как по писаному, развернутыми фразами, хорошо поставленной речью, достаточно долго. И в некий момент говорила: «Дальше я не знаю».
Так отвечают дети, которые заучивают наизусть. Но у всех разная память и возможности. У той ученицы память фантастическая была, она способна была вот так ответить три страницы текста. А другой ребенок так сможет ответить две-три фразы. Но и то, и другое — тупиковый путь.
Не надо ничего заучивать. Надо постараться понять логику событий, их взаимосвязь между собой, научиться выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, находить общее и различное, объяснять мотивы.
Конечно, есть даты, которые человек, живущий в России, должен знать. Это даты первого порядка, опорные точки — дата Куликовской битвы, Полтавской битвы, Бородинской битвы.
Не очень хорошо, что мы идем по войнам и битвам. Но, к сожалению, так построен курс.
Должна работать ассоциативная память. За это я могу похвалить составителей ЕГЭ. Хотя я не очень люблю этот экзамен, мягко говоря. «Назовите дату события», — такого вопроса в ЕГЭ практически не бывает. Иногда нужно совместить события с датами.
Но правильный вопрос — это последовательность. Правда, в ЕГЭ он упрощен — там приводят три события, далеко стоящие друг от друга, которые нужно расставить в хронологическом порядке. То, что Аустерлиц, условно говоря, был до Бородино, но после Итальянского похода — вот это понимать надо. Иначе все мешается в голове.
Если ребенок ошибся в дате на пару лет — некритично. А если он, скажем, НЭП отправил во вторую половину 30-х годов — критично, потому что это разные по содержанию эпохи.
Ошибка родителей — садиться вместе с ребенком и заучивать даты.
Такую ошибку в свое время сделал мой папа. Правда, он не по истории меня дрессировал, тут надобности не было. Он взялся меня тренировать по ботанике, с которой у меня были отношения сложные. Пятый класс, бесконечная тройка. А папа мой в ботанике понимал, думаю, еще меньше меня тогдашнего. Он взял учебник, и началось. Кончилось это страшной совершенно ненавистью. Конфликт у меня разрешился с этим предметом только тогда, когда пестики-тычинки сменились геоботаникой, географией я всегда увлекался, мне было интересно. Папа ушел в отставку, проблема решилась сама собой.
Мне кажется, не надо вмешиваться в изучение предмета.
«Сядь и мне ответь», «давай я с тобой порепетирую», — говорят родители. А потом приходят к учителю: «Ну он же мне дома отвечал, и отвечал хорошо». — «Вы знаете, я не могу сказать, что он отвечал вам, я могу сказать, что он отвечает в классе…»
Был у меня много лет назад анекдотический случай. Есть у меня коллега, литератор. Приходит папа одной из его учениц и говорит мне совершенно безнадежным голосом: «Вы знаете, я уже устал, измучился и сдался. Написал за свою дочь сочинение. И получил “3” с припиской “за штамп”. А я доктор наук и, скажу вам прямо, не самый большой дурак среди докторов наук». Ну я понимаю, что коллегу надо выручать. И отвечаю: «Вы, Эдуард Александрович, каких наук будете доктор?» — «Геолого-минералогических», — говорит мне папа. — «А сочинение писали по Достоевскому?» Он засмеялся и ушел.
Не надо писать за ребенка сочинение по Достоевскому, даже если ты доктор геолого-минералогических наук. Потому что хорошего из этого ничего не получится. Ребенок должен учиться сам, набивая шишки и залечивая их.
Не надо учить историю с ребенком. Но с ним можно поговорить о ней, спросить: «Как это событие связано с тем, что ты уже изучал раньше?»