Вопрос. Переживаю за учебу своего ребенка. В школе я была отличницей. У сына есть четверки и даже тройки, по русскому языку. Умом понимаю, что оценки не главное. Но никак не могу себя перебороть. Испытываю какой-то комплекс «плохой матери», раз мой ребенок учится не на пять. Это же пока второй класс, что же будет дальше? Как заставить себя понять, что четверка — это не конец света.
Ответ. Из-за учебы и оценок детей переживают многие родители. Нельзя сказать, что оценки — это не главное, а важны только знания. Все дети сейчас сдают ЕГЭ. И ребенка принимают в вуз не по знаниям, а по баллам, которые он получит на экзамене. Поэтому тревога в какой-то мере обоснована.
И важно говорить об этом с ребенком. Дети часто не понимают, зачем получать хорошие оценки, в чем их смысл. Одни ребята получают удовольствие от учебы. Другие — радуются, что получают пятерки, для них это подтверждение самооценки. Они тоже мотивированы на учебу. Есть дети, которые не испытывают удовольствия от процесса обучения.
И тут возникает вопрос — как мотивировать ребенка. Чтобы он не просто получал хорошие оценки, а хотел учиться. Один из способов — награда.
Про комплекс плохой матери — здесь важно поставить границу. У ребенка своя собственная жизнь, и он будет нести ответственность за свои поступки и выбор. Есть люди с разными способностями. Кто-то хорошо учится в школе, кто-то плохо. Это не связано с материнством. Если у женщины есть чувство вины, которое ее мучает, то, может, ей нужно подумать о реализации материнства в других вещах — например, в заботе о ребенке. И не смотреть на оценки как показатель.
Четверка — это действительно не конец света. Зачем переносить свои ожидания, правила собственной жизни на другого человека, который растет, формируется?
Второй класс — не тот период, когда надо делать выводы. Многие люди в начальной школе учились на отлично, а потом в старших классах получали тройки. И наоборот. Бывало, что начальная школа начиналась с двоек и троек, а в средней школе ребенок выравнивался, потому что у него появлялись цели, он понимал, кем хочет стать.
Время еще есть. Самое главное — думать не о своем плохом материнстве, а о том, чем можно быть полезным ребенку.
Оценки за второй класс не попадут в аттестат. Но уже сейчас стоит мотивировать ребенка на достойные результаты в учебе, чтобы в будущем он не пасовал перед сложностями и прилагал усилия на пути к цели.