Преподаватель Перервинской духовной семинарии Роман Булочев о паломничестве как бизнесе и его последствиях для всех причастных.
Эту поучительную историю наверно помнят многие, кто хоть раз читал Ветхозаветные Книги. Вкратце, суть ее проста — ученик и слуга пророка Елисея Гиезий решил воспользоваться ситуацией, и заработать на излечении его наставником от проказы военачальника Неемана.
Когда пророк отказался от даров выздоровевшего больного и тот уехал в свой город, Гиезий догнал Неемана, и, сказав что наставник его Елисей передумал, взял дары (два таланта серебра, и две перемены одежды). Когда слуга возвратился к своему учителю, тот спросил ученика: где ты был, куда ездил. Гиезий солгал, сказав, что никуда не отлучался. В результате болезнь Неемана перешла на него.
Данный библейский рассказ служит хорошей иллюстрацией истины — нельзя не только продавать духовные дары за деньги (даром приняли, даром давайте), но и улучшать свое материальное благосостояние путем оказания посреднических услуг жаждущим воспользоваться от дара.
Паломнические поездки пользуются в настоящее время большой популярностью. Многие верующие стараются проводить выходные или отпуск с пользой для души — посетить монастырь, помолиться у чтимой святыни. Тем более, что сделать это сейчас просто. Достаточно позвонить в одну из многочисленных паломнических служб, выбрать маршрут, оплатить услугу и приготовиться «получать благодать». Не беда, если ничего не знаешь о выбранной обители и ее святынях. Во время поездки на автобусе сопровождающий гид все расскажет или покажет фильм, а также прочитает акафист, чтобы группе «избежать вражеских искушений». В общем, все в нашем мире располагает к «духовному деланию».
Отдельной услугой, пользующейся повышенной популярностью, является организация поездок к живущим «старцам». Почти любая уважающая себя паломническая фирма имеет их в своем маршрутном графике. Причем, некоторые фирмы специализируются «на старцах», предлагая широкой ассортимент поездок на любой вкус и кошелек. География поездок охватывает почти всю Россию. Наиболее популярными маршрутами являются Ивановская область, Мордовия, Курская и Рязанская области, Псков и другие.
Конечно, дело не обходится без «эксклюзивчиков». Одна из московских фирм обязуется доставить клиентов к известному схиархимандриту в Калужскую область, акцентируя внимание потенциальных заказчиков на том, что ее руководству «так благословлено». Разумеется, предложение ограниченно, ведь группа проходит к батюшке без очереди, то есть не придется ждать несколько дней, соответственно, необходимо раскошелиться. И уже не вызывает особого ужаса пометка о том, что размер пожертвования оговаривается с каждым индивидуально…
Другая фирма, тоже из первопрестольного града, возит клиентов в глухие места Мордовии, за духовным советом к отцу, который всех лечит копием, отчитывает бесноватых, отмаливает заблудших. Причем, никаких точных координат служения «старца» на сайте нет.
При наличии желания и достаточных материальных средств, можно заказать индивидуальную поездку, во время которой гарантируется прием у провидца, причем без очереди. Очевидно, у фирмы заключены долгосрочные договора с отцами о взаимном сотрудничестве.
Записаться «к старцам» можно и на православных выставках, у известных в Москве и Петербурге храмов и монастырей, и даже на курортах. Так, один из санаториев в Новгородской области, желая привлечь дополнительных клиентов, предлагает поездку к местному прозорливцу, бывшему шоферу без духовного образования, который, приняв сан, щедро одаривает всех страждущих и обремененных советами «во спасение души». Любовь батюшки к страждущим настолько велика, что он неустанно трудится даже находясь на излечении в больнице.
Так, одной юной особе, лежавшей в соседнем отделении, батюшка велел завести тетрадь, в которую надо будет записывать советы и рекомендации «старца» по устройству счастливой жизни. Этот же авва любит во время полиелея, помазывая маслом чело прихожанина, открывать ему будущее. Однажды своей духовной дщери батюшка назвал возраст, после которого та станет счастливой, и мирно заживет, сожительствуя со своим возлюбленным. Пока же счастью молодых мешает родственник молодого человека. Остается только дождаться его скорой смерти.
Если у вас не хватает силы духа услышать, через сколько лет вы станете счастливы, можно обратиться в другую фирму, которая прямехонько доставить к еще одному старцу. Правда, для приема у него нужно как можно быстрее сформулировать свой вопрос и внимательно выслушать крайне немногословный ответ, ведь на общение отводится всего четыре минуты. Сложная технология приема подробно описана на приходском сайте храма, где настоятельствует сей достопочтенный протоиерей.
Сначала составляется годовой график приема паломников, привозимых специализированными фирмами. Клиент такой фирмы имеет право на внеочередной прием в течение минуты. Затем принимаются паломники, приехавшие индивидуально. Каждый — тоже на минуту. После этого, паломники, приехавшие в составе группы, включенной в годовой план приема, могут побеседовать с батюшкой еще по три минуты каждый. Как утверждается, подобный способ приема страждущим благословил правящий архиерей, владыка Анастасий.
Интересно, что можно узнать в такой поездке, какую духовную пользу получить? Очевидно, что время беседы со «старцем» времени хотя бы задать действительно наболевшие вопросы духовной жизни, а тем более выслушать грамотный, понятный ответ попросту не будет. Следовательно, вопросы, приносимые духовнику для разрешения, включают в себя определенную вариативность, устранить которую и призван «старческий совет». Примерами таких вопросов могут являться типичные, к сожалению, дилеммы: увольняться или нет, брать или не брать (ИНН, УЭК, ипотеку, и т. д.), покупать, не покупать, разводиться или нет.
Для всех сомневающихся «в богомудрых отцах», сотрудниками паломнических фирм проводится ликбез, во время которого рассказы о благодатных дарах современных прозорливцев щедро разбавляются ссылками на жития преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Оптинских старцев. Если недоверие клиентов полностью не растворяется в агиографической сахарной пудре, то тут же начинаются увещевания и обещания в том, что именно эта поездка будет способствовать «стяжанию и укреплению веры» паломника.
Правда, почему-то не уточняется, веры в кого или во что? В реальность сверхъестественного, в возможность чуда, во Христа — или в то, что в дальнейшем все возникающие в жизни неурядицы легко разрешить, набрав заветный номер фирмы и отправившись в сопровождении гида «к старцу», не забыв при этом обговорить размер пожертвования за услугу? А ведь именно такой вариант развития событий чаще всего заканчивает все эти поездки.
Иногда руководители служб проявляют инициативу, привозя паломников вместо обещанной обители на отчитку к местному «бесогону». В результате некоторые верующие, только недавно переступившие порог храма и на свою беду решившие прикоснуться к сокровищнице православной веры в паломнической поездке, принимают решение в следующий раз искать Бога преимущественно в собственной душе. Многие интернет-форумы пестрят подобными сообщениями. Это происходит и в Санкт-Петербурге, и во Владимире, и в Пскове, и в других городах.
Однажды автобус с паломниками из Самары, ехавшими в Псково-Печерский монастырь, привезли в какой-то сельский храм на службу. Служащий там священномонах стал петь народные песни и песни собственного сочинения. Руководитель поездки млела и называла происходящее «отчиткой». Одну из трезвомыслящих паломниц, рискнувших предположить, что на молебен о недужных нужно самому батюшке и руководству паломнической фирмы, подвергли травле и хотели высадить из автобуса.
Аналогичный случай был в Курске. Группу обещали доставить на Литургию в Коренную пустынь, вместо чего привезли в скит, опять на пресловутый «бесогонный молебен», а в качестве бонуса предлагали собеседование с молодым иеромонахом, гарантируя его «прозорливость и молитвенность». Некоторым паломникам, отказавшимся от спецпредложения, было сказано: а зачем вы вообще тогда ездите в поездки?
Вот уж воистину, по мнению руководителей таких фирм смысл паломничества заключается в том, чтобы вовремя заплатив нужным людям, попасть к штатному прозорливцу. Очень коварная идея, которая, однако, легко конвертируется в успешный псевдоцерковный бизнес-план. О том, что подобная практика категорически расходится со святотеческим церковным учением, упоминать даже как-то неудобно.Приведу лишь слова первого христианского путешественника — святителя Мелитона Сардийского, который паломничал по тем местам, где происходили события Священной истории — «На том самом месте, где происходили проповеди и события, я изучал книги Ветхого Завета».
С первых веков христианизации Руси паломничество на Святую Землю, в Константинополь и в другие заморские земли предпринимались нашими предками с двумя основными целями: сакральной и познавательной. Описания паломничеств, дошедшие до нас, содержат много исторических, литургических, географических, культурных деталей. Но в них нет выволакиваемого на публику чувства, личностных эмоций, которыми преизобилуют сегодняшние рассказы.
В многостраничных сообщениях о посещении «старцев» «все благодатно», все вызывает бурю эмоций, слез, смеха, чего угодно. В трапезной скита накормили первым, вторым и напоили чаем из одной и той же немытой посуды — «благодатно, как в древнем монастыре»; в Дивеево суровая монахиня потребовала оставить Литургию и пройти с ней мыть посуду и чистить картошку — «благодатно, послушание выше поста и молитвы»; там же в Дивеево особо потрудившимся после молебна надели на голову чугунок преподобного — «благодатно, батюшка Серафим благословил»; у входа в келью старца потребовали покаяться в поедании кроликов и лечении у евреев — «благодатно, генеральная исповедь».
Все внешнее наделяется сверхсмыслом. Внимание концентрируется на глазах «старца», тембре его голоса, отношении келейниц. Силы ума и духа уже не хватает вместить настоящий смысл и значение событий. «Благодать» опьяняет, придает новые ощущения, неведомые ранее, становится наркотиком. Паломник снова и снова ищет повторения. В результате возвращается к поставщику — в паломническую фирму, за очередным счастливым билетом «к старцу».
Корыстный, антицерковный мотив деятельности большинства паломнических фирм подтверждается опытом многих попавшихся на их красочные рекламные уловки. Так, одна из верующих москвичек, доверившись агитатору на православной выставке-ярмарке, вместе с близкими поехала к еще одному «раскрученному» схимнику.
Смущения о правильности происходящего стали появляться еще до отъезда, когда выяснилось, что организаторы паломничества продали билетов больше, чем было мест в предоставленном автобусе. Для преодоления назревавшего конфликта руководитель группы, спекулируя чувством христианской любви, попросил худеньких девушек-паломниц занять одно место на двоих, а на освободившиеся кресла посадить оставшихся паломников.
Во время почти восьмичасовой поездки гид рассказывал о чудотворце, встреча с которым предстояла группе, параллельно призывая не скупиться на жертву, клятвенно обещая, что Бог воздаст сторицей. Правда, на вопрос: почему тогда он не бесплатно возит паломников, ведь Господь, по логике, должен «завалить деньгами», предпочитал отвечать, что это «бесовское искушение». По приезде «к старцу» паломников поразила бедность храма и, одновременно, огромное количество страждущих из всех концов необъятной России.
Все они послушно платили за навязываемые отчитки, за «письма и записки к батюшке», за отмаливание совершенных женщинами абортов по строгой таксе — 100 рублей за убиенного младенца… Слава Богу, что у многих паломников из московской группы хватило ума осознать ложь происходящего и не отвратиться от Церкви. В этот раз зерна от плевел были отделены верно. Но кто даст гарантию, что у остальных паломников хватит рассуждения и здравого церковного опыта?
Мне бы не хотелось предъявлять претензии только к отцам. Многие из них — уже престарелые люди, которых, вероятно, подкупило внимание и лесть руководителей паломнических групп. Кто-то из отцов, вероятно, может дать дельный совет, помолиться, да просто приласкать израненную душу. Однако корыстолюбие некоторых дельцов формирует уродливую систему, в которой все меньше места остается Христу и Его Церкви.
Возвращаясь к истории Гиезия, следует сказать, что в ней необходимо осмыслить несколько моментов. Во-первых, он долгое время самым тесным образом соприкасался со святым человеком, пророком, через которого Бог творил чудеса и возвещал Свою волю. Однако непобежденная страсть сребролюбия и гордыни привела ученика к падению.
Во-вторых, Гиезий зарабатывает не на своих способностях и труде. Он беззастенчиво пользуется чужим даром, чужой славой. Это внутренне разлучает его со своим учителем. Он клевещет на него Нееману, выдавая свое желание наживы за желание учителя. Падение находит свою логическую точку во лжи Елисею, когда вместо ожидаемого покаяния Гиезий отрицает очевидное. Абсурдность ситуации усугубляется тем,что ученик прекрасно знает, что его учитель — пророк, которому известны тайны. Результат — появление телесной проказы как видимая форма ранее уязвленной грехом души.
Читайте также:
Гуруистические группы в Церкви
О духовниках истинных и ложных
Протоиерей Артемий Владимиров: О пастырях и пасомых