В соцсетях в эти дни – битвы (да и как без них обойтись православным христианам «во дни печальные Великого поста»).
Одна из битв происходит прямо сейчас вокруг вопросов легитимности и уместности церковного отпевания недавно скончавшегося актера Олега Табакова и давно скончавшегося тирана Иосифа Сталина (нет, их не сопоставляют, конечно, просто распри по ним происходят в одно и то же время и даже в комментариях под одними и теми же постами).
Неудивительно, что разные люди, поскольку всяк разен, относятся к помянутым усопшим по-разному. Я – тоже по-разному : Табакова – люблю, за его прекрасные роли в фильмах, которые в свое время стали своеобразными кирпичиками в строении моего собственного сердца, частицами, пробуждающими и укрепляющими в нем добро и радость , насчет же того, каким был Табаков христианином, и был ли им, ничего не знаю, так как я его не крестил и не исповедовал. К Сталину — отношусь более чем неприязненно, за то, что он наделал с Россией, а о его христианском устроении/нестроении вообще говорить не стану.
А вот каким каждый из них был – не в качестве «профи» и не христианином, а просто человеком… Не ошибусь точно, если отвечу: грешником.
Вот об их грехах в основном и кричат, эмоционально и не стесняясь в выражениях, участники сетевой битвы, одни – выпячивая эти грехи, другие – оправдывая (список грехов, вменяемых тому и другому, многократно и разнообразно озвучен в ветках комментариев: не молился, не постился, тот был был лицедеем, делал одиозные политические заявления, а тот — взорвал храм Христа Спасителя, посылал на смерть верующих, и проч., и проч.).
На основе же того очевидного факта, что усопшие – грешники, эти люди, бдящие с харизмометрами наизготовку, делают вот какой вывод : отпевать их, а также вообще всех, кто хоть и был крещен, но не был «истинно верующим», нельзя, ведь в отпевании говорится «Со святыми упокой», а куда же их ко святым-то, нехристей? А некоторые, не такие нахрапистые, даже советуют сделать изощреннее: по примеру того, что вот недавно, из снисхождения к многочисленным родственникам самоубийц , составлен и предложен священноначалием особый молебный чин для утешения этих близких, составить также особый чин поминовения и тех усопших, кто формально был крещен, а на деле был невер и грешник…
Подумал об этом следующее.
А именно: советую тем, кто не читал, взять да перечитать обычный чин отпевания, или, как он называется, «Последование мертвенное мирских тел». Это не составит труда, текст есть в Интернете, в крайнем случае, попросите у знакомого батюшки Требник.
Почти всюду там – одно и то же: прости, Господи, многочисленные грехи усопшего, он есть прах и возвращается в прах, усопшему тяжко, смерть – вещь серьезная… Есть там и упоминания о вере усопшего (большой или маленькой – другой вопрос), но никаких упоминаний о том, что усопший был выдающимся христианским подвижником, непорочным праведником, своими добродетелями заслужил некие бонусы (ну, конечно, если только не посчитать таковыми упоминаниями слова ветхозаветного 118-го псалма, с древности употребляемого в заупокойных службах) , нет и особого перечня тяжких грехов, за которые грешника просят ввергнуть в ад , нет и прочих «указивок» Богу, как и что Ему делать с усопшим, а только просьба к Богу о Его праведном суде, о прощении и милости.
Вот молитва, произносимая священником при отпевании ( в русском переводе, чтоб понятнее было):
«Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [или усопшей рабы Твоей] (имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [или: ею] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [или усопшей рабы Твоей] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков».
И всё.
Тут, как видите, и адаптировать, и переделывать нечего (только сказать, как предписано чином, «Аминь», или уж промолчать, если не согласен).
Словом, мое отношение к помянутому вопросу – простое: был крещен – значит, можно отпевать. А прочее, суд над усопшим, определение его посмертия и так далее – предоставить Богу.
Но тут есть другой нюанс, весьма важный.
О случае отпевания Сталина и таких, как он.
Такие отпевания следует, на мой взгляд, делать келейно. Что я имею в виду? Что одно дело – молитва о душе усопшего человека, в присутствии его близких . А совсем другое – делать из этого отпевания шоу, ту или иную идеологическую манифестацию, и так далее. Помню, какие негативные чувства вызвало у многих верующих отпевание Ельцина, показанное на всю страну по телевизору… «Отпели – и слава Богу, но зачем на всю-то страну рекламировать?» — говорили обескураженные люди, при том даже и те, кто относился к Ельцину хорошо.
Одно дело – конкретный грешник, раб Божий Иосиф. Он уж давно умер, и пред Богом предстал давно.
А другое дело – живое и поныне, страшное демоническое существо, стоящее за ним, называемое «сталинизм». Бес, стремящийся воплотиться, только не в семипудовую купчиху, как у Достоевского, а в нечто более ужасное, губительное для умов и сердец многих и многих.
И вот его питать пиаром , мифотворчеством, идеологическими построениями , а тем паче легитимизировать с помощью церковных средств – нельзя ни в коем случае.
Суд над Иосифом – принадлежит Богу. А суд и действие в отношении сталинизма – в первую очередь нам, породившим и поддерживающим его или, напротив, обличающих и борющихся с ним.
И еще примечание о сказанном выше…
Однажды один батюшка с амвона горячо обличал прихожан. Они-де и маловеры, и суеверы, и обрядоверы, и сколько среди них захожан, то есть формально крещенных, но приходящих в храм едва ли раз в год яйца крашеные освятить, и отпевать-то таковых стрёмно, и так далее, набор этих обвинений нам всем хорошо знаком.
Пока один из слушающих всё это прихожан не ответил ему: «Скажите, а кто накрестил-то столько неверующих? Вы же, священники, и накрестили. Вот вам и разбираться с ними, вам и отвечать…»