Таблица Менделеева, «Франкенштейн» и песня Yesterday. Как сны помогают нам творить
Три научных открытия, совершенные во сне
Считается, что три знаменательных научных открытия были совершены во сне. В двух случаях решение научной проблемы предстало в сновидении в полностью законченном виде.
В 1869 году русскому химику Дмитрию Менделееву приснился сон, о котором он позже вспоминал так: «Во сне я увидел таблицу, в которой все элементы находились на своих местах, как нужно. Проснувшись, я сразу же записал ее на листке бумаги». Эта таблица впоследствии стала известна как Периодическая система химических элементов, или таблица Менделеева, которую школьники изучают и сегодня, 150 лет спустя.
Во втором случае в 1921 году немецкому фармакологу и психобиологу Отто Лёви приснилась идея эксперимента, который позволил продемонстрировать, что для взаимодействия друг с другом нервные клетки выделяют химические нейромедиаторы. Этот эксперимент в 1936 году принес ему Нобелевскую премию. <…>
Но в третьем случае решение не было представлено во сне в явном виде. В 1865 году немецкий химик Август Кекуле пытался расшифровать структуру химического вещества бензола, который, как известно, содержит шесть атомов углерода. Эти атомы могут быть соединены в молекуле различными способами. Однако Кекуле доказал, что все атомы углерода ведут себя одинаково, что было бы невозможно, если бы молекула представляла собой одну из этих структур. Атомы, находящиеся сбоку или на конце таких структур, должны были бы вести себя иначе, чем атомы, которые находятся в их середине.
И тогда Кекуле приснился судьбоносный сон. Вот как ученый описал его в речи на праздновании 25-й годовщины своего открытия:
«Я сидел и писал учебник, но работа не продвигалась… Я развернул кресло к камину и задремал. Перед глазами мелькали атомы… Мой умственный взор, обострившийся в результате постоянных видений такого рода, мог теперь различать более крупные структуры разнообразной конфигурации: длинные ряды атомов, иногда более тесно прилегающие друг к другу, постоянно извивающиеся, как змеи. Но погодите! Что это? Одна змея вцепилась в собственный хвост, продолжая насмешливо кружиться перед моими глазами. Я проснулся как громом пораженный… Остаток ночи я провел за размышлениями над следствиями этой гипотезы».
В своем сне Кекуле не увидел структуру бензола как таковую. Он увидел странный образ змеи, глотающей собственный хвост, — ранее не исследованную возможность.
Этот образ навел его на мысль о другой неисследованной возможности, а именно: молекула бензола может образовывать кольцо, в котором каждый из шести атомов углерода соединен с двумя другими. Таким образом он установил структуру молекулы бензола — первой из органических молекул, у которых была открыта кольцевая структура.
Можно ли вызвать у себя вдохновение?
Существует множество примеров того, как творческие озарения во сне приводили к рождению изобретений (швейная машина Элиаса Хоу), романов («Франкенштейн» Мэри Шелли) и песен (Yesterday Пола Маккартни). Почти в каждой области творческой деятельности известны примеры того, как сновидения послужили источником вдохновения, и это наводит на мысль, что творческое решение задач и есть функция сновидений.
Однако с этим выводом не все так просто. Во-первых, многие из этих знаковых снов появились в гипнагогическом периоде после размышлений над какой-либо проблемой незадолго до сна. Физиологические особенности гипнагогического состояния, содержание и функции сновидений в этот период уникальны. Физиологические процессы, протекающие в гипнагогическом состоянии, в большей степени связаны с процессами в состоянии бодрствования, а сновидения в этот период отражают текущие проблемы дня сильнее, чем на более поздних стадиях сна. Именно поэтому гипнагогический период некоторые использовали для творческого решения таких проблем.
Томас Эдисон, получивший более тысячи патентов на свои изобретения, разработал именно такой метод. <Роберт Стикголд> узнал о нем во время экскурсии по бывшей исследовательской лаборатории Эдисона в Форт-Майерсе (штат Флорида). Во время экскурсии ему показали кресло, перед которым, чуть сбоку, лежала оловянная тарелка. Здесь, как рассказали Бобу, Эдисон решал проблемы, мешавшие завершению самых сложных изобретений.
Эдисон сидел в кресле, положив руки на подлокотники и держа над тарелкой металлическую ложку большим и указательным пальцами одной руки. Затем, размышляя над не поддающейся решению проблемой, он медленно засыпал. Когда он погружался в гипнагогический сон, мышцы большого пальца расслаблялись — ложка падала, с шумом ударялась о жестяную тарелку и будила его, а в голове уже было ясное решение задачи!
Похожие истории можно найти и об Эйнштейне. Но подробный рассказ об использовании этого метода представил Сальвадор Дали. Он описал технику «дремоты с ключом» в своей книге «Пятьдесят магических секретов мастерства» <…>.
При всей гениальности людей, продемонстрированной в этих классических примерах, творческие озарения во сне случаются очень редко.
Мало кто из нас может назвать крупный или даже незначительный творческий прорыв, который был явлен во сне, и почти никто не припомнит, чтобы такой прорыв случился с ним на прошлой неделе. Даже если во сне возникают озарения или всплывают готовые решения проблем, они, как правило, выкристаллизовываются в полноценную форму только при обдумывании сна после пробуждения, а не во время самого сна.
И наконец, открытия во сне происходят не у всех подряд и не в любое время. Каждое из описанных научных открытий, связанных со сновидениями, произошло после того, как ученые месяцами, а то и годами одержимо работали над решением проблемы. Менделеев многие годы трудился над различными вариантами периодической таблицы элементов, прежде чем остановился на том, который явился ему во сне. Таким образом, хотя сны с «решением проблем», безусловно, встречаются, они довольно редки и не могут отражать нормальный процесс работы сновидения.
Иллюстрации: нейросеть Midjourney