Тайна Бога, тайна человека. «А как же помидоры?» – спросите вы
Священник Сергий Круглов
У нас в Минусинске на Преображение Господне приносят освящать, конечно, и яблоки тоже, но не они в этот день главенствуют в храме, а помидоры. Здесь, в природной котловине на юге Красноярского края, помидоры возрастают особенно крупными и обильными, к 19 августа традиционно приурочивают общегородской праздник – День минусинского помидора, и этот Спас в наших краях – не яблочный, а скорее помидорный.
Обычай освящать плоды нового урожая на Преображение – один из обычаев Церкви, по которому особенно любят пройтись критики, объявляя его пережитком язычества. Это обвинение критиков появилось не на пустом месте – многие из крещеных людей в России, увы, несут в этот день на освящение плоды, но не раздают их в честь праздника, а уносят домой, чтобы потом прикладывать «свячоное» к больным местам, при этом – знают и понимают ли они, во что именно они крещены и что такое христианство, открывали ли Евангелие, применяли ли заповеди Христа в своей жизни… Ну, «многие» – слово риторическое, конечно, разговор на эту тему велик зело, и заниматься сейчас сомнительным делом подсчета процента «истинно верующих» я не хочу.
Я сейчас о другом: о том, что в таком, казалось бы, однозначно радостном событии, как праздник Фаворского света и откровения человеку Божества, кроется глубочайшая тайна и трагедия… Тайна Бога, тайна человека.
Мир должен быть преображен
Тайна Божественного света… Читая в Евангелиях о событии Преображения, не могу не вспомнить другие страницы Библии. За много веков до того, как Христос привел Своих учеников на вершину горы, на вершину другой горы поднялся вождь Израиля, пророк Моисей. Именно он принес людям великий дар от Бога, дар, перевернувший мировоззрение, веру, смысл жизни человечества – Его заповеди, и свет Божества стал таинственным, но явным для всех удостоверением истинности Богооткровения:
«Господь сказал Моисею: „Запиши всё, что Я сказал тебе, ибо это и есть соглашение, которое Я заключил с тобой и с народом Израиля”. И пробыл там Моисей с Господом 40 дней и 40 ночей. Он ничего не ел и воды не пил; и написал слова соглашения на двух плоских камнях.
Когда Моисей спустился с горы Синай, неся с собой два плоских камня с соглашением, он не знал, что лицо его сияло от того, что Бог говорил с ним. Аарон же и весь израильский народ, увидев, что лицо Моисея ярко сияет, боялись подойти к нему. Но Моисей призвал их, и подошли к нему Аарон и все вожди народа, и Моисей говорил с ними.
После этого весь народ приблизился к Моисею, и он передал им заповеди, которые Господь дал ему на горе Синай. Закончив говорить, Моисей закрыл лицо покрывалом. Всякий раз, когда Моисей представал перед Господом, чтобы говорить с Ним, он снимал покрывало, а потом, когда возвращался, чтобы передать израильскому народу всё, что заповедал Господь, народ видел, что лицо Моисея ярко сияет, и Моисей снова закрывал лицо и не снимал покрывала с лица до тех пор, пока снова не шел говорить с Господом» (Исх. 34, 27-35).
Тайна человека, явнее всего процветшая и исполнившаяся в жизни Богочеловека Христа, а затем и всех тех святых, кто в течение веков шел за Ним… На Фаворе Божественный свет тоже стал уверением Богооткровения для учеников.
Но на этот раз тайна открылась еще полнее, и именно в аспекте всей ее трагичности: чтобы этот свет мог светить в мире, мир должен перестать быть – падшим.
Но на этот раз тайна открылась еще полнее, и именно в аспекте всей ее трагичности: чтобы этот свет мог светить в мире, мир должен перестать быть – падшим.
Мир, вслед за человеком, должен быть преображен. И для этого мало просто увидеть этот свет, быть им осиянным, порадоваться тому, как «хорошо нам здесь быти»…
Для этого свет должен погаснуть до времени, пройти сквозь тьму, сквозь вольное страдание, смерть и тлен – к воскресению. Именно об этом настойчиво напоминал Христос ученикам, именно этого они на тот момент всё никак не могли понять и принять в полноте…
«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 2-9).
А как же помидоры
Тайна Бога – всецелая, самоотверженная, пламенная любовь к человеку, любовь до смерти и – за пределы смерти. Тайна человека – принятие этого света и пламени и смирение до зела, тоже – самоотверженное, тайна человека – смертию смерть поправ, тайна человека – не революция, не оппозиция, не противление нечеловеческому злу, смерти и тлению – человеческой силою или любым из инструментов мира сего, но что-то совсем, совсем иное, коренящееся в ответной любви человека к Богу, ребенка – к Отцу, любви, которая не бывает без послушания, и послушания даже до креста. Преображение Господне – в первую очередь об этом.
«А как же помидоры? – спросите вы. – Что ж, отменить обычай освящения плодов на Преображение как пережиток язычества?» Нет, конечно. Злоупотреблять этим обычаем мы не станем, но и слушать критиков и пренебрегать им – тоже не станем. Потому что – Господня земля и исполнение ея, пусть даже, глядя вокруг, и видим мы эту землю, этот прекрасный дар Творца человеку, изрядно этим же человеком испорченной и загаженной…
Главный дар, который я приношу в этот день в храм – не «начатки овощей», неважно, выращенные ли на своем огороде своими руками или просто купленные на рынке, но дар благодарности Богу и дар восхищения Его творением, всем, что Бог сделал и делает для меня, для нас. И если лично мне обычай освящения плодов хоть как-то помогает развить в себе этот дар – я готов снова и снова идти на Преображение в храм с корзинкой помидоров.
Фото обложки: spbda.ru