Греческое слово krypt е, от которого происходит слово «крипта» — «подземное помещение храма», означает «тайник». Что же хранится в нем? Об этом рассказывают преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.
Гробница святого
Крипта как архитектурный элемент появилась еще в языческих храмах. «Открытый языческий храм не являлся храмом с нашей точки зрения, — рассказывает Никита Гайдуков. — Там не происходило богослужение, собрание общины. Языческий храм — это, в наших категориях, часовня. Община же языческая собиралась где-то в роще, на горе — не в храме. А крипта была местом совершения тайных обрядов: посвящений, мистерий».
Но в христианстве нет тайных обрядов и закрытых мистерий. Зачем же тогда крипта в христианском храме? Впервые крипты начали устраивать для того, чтобы можно было почитать отдельные реликвии. К этому времени возникает не просто почитание святых, но и почитание мощей, в первую очередь мощей мучеников. Мощи, нетление тел свидетельствуют о прикосновении к святыне, о прикосновении к Богу, ведь по законам природы тело должно истлеть. Поэтому мощи мучеников с благоговением перевозились в крипты, которые могли себе устроить состоятельные христиане и завещать там похоронить их и их род.
Одно из первых христианских сооружений с криптой — это Мавзолей святого Анастасия в Салоне (рубеж III — IV веков, территория нынешней Хорватии). «Там жила некая знатная дама, — говорит Никита Гайдуков. — И она хотела быть похороненной рядом с мучеником. У этой дамы было место на кладбище. Она выкупила тело мученика, перенесла его на свой участок кладбища и похоронила в крипте под храмом. Устройство этого здания было такое: алтарь, под алтарем стоял саркофаг с телом мучника, а посередине крипты она завещала похоронить себя, что и было сделано».
Впервые крипта не с частным захоронением, а такая, в которую мог спуститься каждый желающий, появилась в IV веке. Это было подземное сооружение в Ватикане, где хранился надгробный памятник апостола Петра.
Постепенно мощи повсеместно начинают переносить с мест захоронения в храм, иногда в другой город. Такая практика зарождается в середине IV века. Поначалу это было непросто, потому что по закону для того, чтобы перенести тело умершего, нужно было либо разрешение его родственников, либо специальный эдикт императора.
Первый зафиксированный факт — перенесение мощей мученика Вавилы, епископа Антиохийского, в IV веке. Его мощи были перенесены в предместье Антиохии Дафну, где был языческий храм Аполлона, а когда город стал христианским, надо было этот культ как-то разрушить. В Дафне была построена небольшая церковь, и в большом каменном ковчеге в нее были положены мощи святого. Когда к власти пришел Юлиан Отступник (он правил с 361-го по 363 год), он приказал эти мощи вынести (как повествует житие св. Вавилы, во время похода на персов Юлиан захотел узнать у идола об исходе войны, но идол не ответил из-за того, что рядом хранились мощи мученика). Христиане перенесли мощи обратно в Антиохию, а после смерти Юлиана — назад в Дафну.
Второй яркий случай — это перенесение мощей апостолов Луки, Андрея и Тимофея в Константинополь. К концу первой трети IV века, когда умирал император Константин Великий, одним из немногих достроенных храмов в Константинополе был храм святых апостолов. Константин завещал похоронить себя в этом храме так: в середине крипты поставить его собственный саркофаг, а вокруг 12 саркофагов с именами апостолов, но поскольку самих мощей апостолов в Константинополе не было, саркофаги должны были остаться пустыми. Такой способ захоронения ужаснул своей претензией и его сына, и епископов, поэтому они не стали выполнять завещание. А в храм были перенесены мощи апостолов Луки, Андрея и Тимофея.
Скоро оказалось, что храмов значительно больше, чем мощей. И ко второй половине IV —V веку мощи стали разделять. Части мощей могли храниться и в криптах.
«Идея того, что Престол должен стоять на мощах и освящается вложением мощей, постиконоборческая, — говорит Никита Гайдуков. — Иконоборцы выступали против почитания не только икон, но и реликвий. В ответ на иконоборчество за мощами закрепляются два места в храме: Престол и крипта. Если мощи неразделенные, то их хранили в саркофагах в крипте под Престолом. Иногда под Престолом устраивалась имитация крипты — небольшое крестообразное углубление, куда при освящении вкладывался ковчежец с мощами. Небольшие частицы мощей вкладывали в специальное отверстие с восточной стороны Престола».
Но жесткой связки «крипта — мощи мученика» нет. «Бывают крипты — просто подземные помещения для индивидуальных молитв, — говорит Никита Гайдуков. — Такое обычно встречается в монастырях — какой-нибудь подвижник выкапывал себе под кельей или под храмом место, где он мог спокойно молиться. Иногда в криптах устраиваются храмы, как, например, в храме Троицы в Никитниках (Москва). Там служба идет в крипте, которая предназначалась для погребения уже не мученика, а просто ктитора (попечителя) храма — купца Никитникова».
Где увидеть крипту?
«Крипта в греческих храмах обычно располагается под алтарем. В русских храмах, если крипта и находится под всей площадью (как в Богоявленском соборе в Коломне, в котором при реставрации мы обнаружили крипту с захоронением первого игумена Григория), сами захоронения находятся под алтарем. Помещение крипты создает определенное отрешенное настроение: столбы огромного размера, поскольку это фундамент, тяжелые своды, толстые стены, мало света», — рассказывает архитектор Андрей Анисимов.
Никакого особенного оформления в криптах обычно нет, хотя у каждой есть свои черты. «Например, в одной из известнейших крипт — в Бари (Италия) мощи святителя Николая находятся под сенью, навесом, — объясняет архитектор Андрей Анисимов. — Обычно вход в крипту никак не акцентируется — это небольшая дверка. А в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых (она находится в крипте), входной портал вынесен на улицу и украшен майоликой. В московском Сретенском монастыре недавно сделали крипту, в которую были помещены огромные слайды в натуральную величину Туринской плащаницы. Особенность этой крипты в том, что там сделали Престол. Обычно в крипте для службы ничего не предусмотрено: ни алтаря, ни Престола».
Часто ли сегодня строят крипты и для чего? Андрей Анисимов: «Когда мы начали проектировать храмы по частным заказам, я предложил одному заказчику: “Давайте мы для вас сделаем там захоронение”. У него было удивление, смешанное с радостью: он даже и подумать не мог, что может лежать не рядом с храмом, а под этим храмом. Мы заготовили там места для него, для его сына и сделали места для его родителей, которых он сейчас, наверное, уже перенес из какой-то деревни, откуда он родом. И это не единичный случай.
Недавно я был в Краснодаре. Там в кафедральном соборе Святой Екатерины есть огромная крипта, в которой прямо в стене (толщиной три метра) сделаны ниши, туда замуровываются почившие. Эти ниши закрывается мраморными плитами, на которых написано, кто здесь покоится. И с десяток плит чистых, заготовки. Сейчас у настоятеля есть желание возродить эту традицию и предложить свободные места потенциальным попечителям».
«Крипта — необязательная часть архитектуры, — подводит итог Никита Гайдуков. — И в ней необязательно хранятся мощи. Это может быть просто подземный храм, захоронение ктиторов, попечителей или духовенства».