Каждый год на Страстной мы слышим отрывки из Евангелия о последних днях земной жизни Христа. Текст давно знаком и оттого кажется понятным. Но часто только кажется. Зачем Господь проклинает смоковницу? Чем прогневали Его торговцы в храме? Кто был «любимый ученик» Иисуса? Библеист Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА ведет нас по главам Нового Завета, открывая новые смыслы старого текста и объясняя некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали.
Очищение храма
Затем Господь идет в Храм. Что делали в Храме все эти люди, менялы и продавцы животных? Благочестивые люди приходили в Храм три раза в год. А Храм был единственный, так что люди шли отовсюду, из самых дальних окрестностей Иудеи, из других стран. И прежде всего на Пасху, то есть в эти самые дни; нужно было принести жертвы, очиститься. Для этого нужны были тельцы, ягнята, горлицы. А где их искать, когда ты в Иерусалиме никого не знаешь, а некоторые и на иврите говорили плохо? Поэтому прямо в храмовом дворе располагались люди, которые продавали все необходимое по чудовищно взвинченным ценам.
Кто из Галилеи потащит с собой ягненка? За морем телушка полушка, да рубь перевоз. Так что прихрамовые дельцы людей ставили в безвыходное положение: не очистившись нельзя войти в Храм, а хочешь очиститься — плати. Но это еще не все. Ведь люди приезжали со всех краев Римской империи. Повсюду одна фискальная система, а в Храме деньги другие. Деньги с изображением римского императора — поганые, вносить их в Храм нельзя, поэтому кругом стоят менялы и меняют вам ваши драхмы на шекели по курсу, не имеющему никакого отношения к реальности.
Мы часто думаем об очищении Храма как о «ревности по Дому» — в Храме не должно быть ничего постороннего. И это, конечно, верно; но главное острие очищения направлено на надругательство над чувствами верующих, которое совершают торговцы не тем, что делают что-то недолжное (их деятельность была необходима), а тем, что бессовестно обирают пришедших. И где? В Храме. Там где хорошо бы нищим давать бесплатно все то, что им нужно для молитвы.
Друзья Христа
Во вторник Господь опять уходит в Вифанию. И мы понимаем, что семья Лазаря — это Его друзья. В нашем, человеческом смысле этого слова. Лазарь — Его друг, Марфа — Его подруга, Мария — Его подруга. Это дом, где Господь хочет быть. Дом, где Ему рады, куда Он возвращается каждый вечер. Поскольку количество паломников значительно превышало количество местных жителей Иерусалима (иудейский историк Иосиф Флавий говорит о сотнях тысяч жертв, а это нужно умножить на 10, чтобы посчитать число людей) никаких гостиниц им, конечно, не хватало. Поэтому люди ставили палатки в окрестностях Иерусалима. Но Господь не делает этого, Он каждую ночь уходит в Вифанию.
Я говорю это , чтобы было понятно, что у Него был свой круг, своя община. И когда Он идет обратно, они видят засохшую смоковницу. Здесь мы видим снова трогательное, детское изумление: апостолы не могут привыкнуть к тому, что Он может сделать все что угодно, уже было воскрешение Лазаря, а они удивляются тому, что засохла смоковница. А Он им говорит, что еще не то вы сможете делать сами: «Все что ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).
В иудаизме была распространена и до сих пор иногда всплывает в разных оккультных, часто американских книжках точка зрения, что Иисус Христос — колдун. Будто бы Он ездил в Индию, в Египет и овладел там какими-то особыми навыками. Мог взлетать выше Храма и так далее. Но эти евангельские слова предупреждают нас, что ничего подобного — все возможно верующему.