Каждый год на Страстной мы слышим отрывки из Евангелия о последних днях земной жизни Христа. Текст давно знаком и оттого кажется понятным. Но часто только кажется. Зачем Господь проклинает смоковницу? Чем прогневали Его торговцы в храме? Кто был «любимый ученик» Иисуса? Библеист Анна ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА ведет нас по главам Нового Завета, открывая новые смыслы старого текста и объясняя некоторые места, о трудности которых мы даже не подозревали.
Явления Воскресшего Христа
Воскресение в Евангелиях не описано. Как именно Господь воскресает, никто не видел. То событие, которое изображается на воскресных иконах, а именно сошествие во ад, это не событие Воскресения. Однако, во всех четырех Евангелиях описываются оставшиеся во гробе пелены.
В Евангелии от Марка говорится о женщинах которые рано утром (9 апреля 30 года) бегут ко Гробу, взяв с собой все что нужно, чтобы закончить обряд погребения. Они находят гроб пустым. Камень отвален и тела нет. Можно предположить, что Он встал и ушел. Они видят пелены и бегут в страхе. У Матфея говорится, что воины в панике (Мф.28:4), почему они не уследили, как Он воскрес? Иудейское начальство дает им денег, чтобы они сказали, что, мол, да, заснули, да совершили должностное преступление. И до сих пор иудеи именно так и считают (Мф.28:15) — в Талмуде сказано, что ученики унесли и закопали тело.
А дальше мы видим разные истории о том, как Христос является ученикам. Удивителен эпизод в Евангелии от Луки с идущими в Эммаус, где Христа узнают только в преломлении хлеба (Лк.24:30-31). Мы как-то догадываемся, что Он изменился внешне. Его не узнает Мария Магдалина, пока Он не называет ее по имени, Его не узнают ученики по дороге, не узнают ученики в тот же день вечером, когда при затворенных дверях Он стал перед ними, не узнают и потом в Галилее, — Он другой. Он может ходить не сквозь двери, а раньше Он этого не делал, Он возникает и исчезает, у него стала другая внешность, но когда Он преломил хлеб и стал их угощать, они его узнали. Для чего это постоянно рассказывается? Я думаю, здесь говорится о том, что человек изменяется неузнаваемо, и каждый, кого мы встречаем, может оказаться переодетым царевичем. Он Воскрес, Он создает Церковь, Он дарует Святого Духа, но плоть Его покрыта ранами и язвами. Значит, Воскресение — это не исцеление, это что-то другое. И увидев это, Фома произносит слово, которым фактически все Четвероевангелие заканчивается: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).