Согласно официальным данным правительства, Росстата и Минэкономразвития, которые приведены в докладе ИПЕМ, индексация коммунальных тарифов в 2017 году превысила рост доходов населения в 1,8 раза. Индекс платы за коммунальные услуги поднялся на 4,4%, цены выросли на 2,5%, а население стало богаче на 2,4%. В 2016 году этот разрыв был еще сильнее: при подорожании ЖКУ на 4,7% и повышении цен на 5,3% доходы выросли менее чем на 1%.
В исследовании рассмотрены 15 «городов-миллионников», включая Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Ростов-на-Дону, Красноярск, Волгоград. Медленнее всего тарифы в 2018 году растут в Новосибирске (3,0 %), Нижнем Новгороде (2,9 %) и Казани (3,1 %). Максимальные значения прироста платы специалисты зафиксировали в Уфе (6,9 %) и Екатеринбурге (5,9 %).
Авторы исследования подсчитали, сколько на услуги ЖКХ тратят жители крупнейших российских городов. Результаты расчётов показывают, что минимальная нагрузка на бюджеты домохозяйств (отношение составляет 7—10 %) характерна для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и Казани за счет высоких доходов населения.
Максимальна эта нагрузка (более 13 %) в южных городах, где уровень доходов не так высок, а газ, напротив, сравнительно дорогой (из-за высокой удалённости от газодобывающих регионов). Также существенный уровень нагрузки (13,6 %) характерен для Челябинска, где высок норматив потребления тепла, а доходы населения — низки. В Волгограде услуги ЖКХ обходятся россиянам дороже всего – на них уходит 15,9% семейного бюджета.
Эксперты Центра по эффективному использованию энергии, на которых ссылается ИПЕМ, рассчитали критический порог доли услуг ЖКХ в семейной бюджете — 15%. После пересечения этого показателя платежная дисциплина снижается. «Таким образом, Волгоград находится на грани, за которой резко возрастает риск массовых неплатежей», — резюмируют авторы доклада.
Рост тарифов регулируется правительством, которое ежегодно утверждает предельные индексы платы за коммунальные услуги. Ориентируясь на этот показатель, региональные правительства принимают решения о повышении тарифов в субъектах РФ.
При его расчете учитывается индекс потребительских цен, изменение стоимости энергоресурсов и другие факторы, но во внимание не принимается благосостояние населения. «Среди этих предпосылок нет уровня доходов населения, что объясняет крайне низкую корреляцию между индексами платы и показателями доходов населения», — говорится в исследовании.
Но даже и эти предельные индексы, являясь ориентирами для региональных правительств, «не являются незыблемыми», т.е. могут не соблюдаться в отдельных городах. По данным ИПЕМ, в 2018 году они были фактически превышены в 7 из 15 городов — Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Самаре, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске и Перми.
«В половине городов-миллионеров наблюдается превышение фактического прироста платы за коммунальные ресурсы над региональными индексами, которое, вероятно, обеспечивается соответствующим занижением прироста платы за ресурсы в других муниципальных образованиях соответствующих регионов», — отмечают авторы доклада.
Прямая ответственность за превышения предельных индексов отсутствует, однако утверждаемые на федеральном уровне индексы платы не являются бесполезными, говорится в докладе. «Они представляют собой чёткий ориентир, нарушение которого неизбежно учитывается при оценке работы региональных органов власти со стороны федерального центра», — подчеркивают эксперты.
В РФ действуют меры социальной поддержки граждан, которые отдают за ЖКХ более 20% доходов семьи, и обсуждаются новые, сообщила «Правмиру» исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.
«Тарифы у нас индексируются каждый год, я напомню, что последние годы по поручению президента рост тарифов не превышает уровень инфляции, то есть каждый год тарифы повышаются не более чем на 4 процента по всей стране. Но в законодательстве не прописана индексация зарплат вместе с инфляцией. При этом предусмотрена субсидия. В большинстве регионов она выплачивается, если плата за ЖКХ превышает 22 процента», — отметила Разворотнева.
Показатели могут отличаться в разных регионах, в Москве он составляет 10% доходов. По словам представителя НП «ЖКХ Контроль», субсидию получает порядка 7% населения страны.
В апреле 2018 года в Госдуму внесен законопроект, предлагающий законодательно установить предельно допустимую долю расходов граждан на услуги ЖКХ в размере 15 % от совокупного дохода семьи. Сейчас документ находится на этапе предварительного рассмотрения.