Татьянин день
В России имперской и советской было множество других учебных заведений, множество самых разных студенческих и молодежных общественных инициатив и забав. Был даже старинный Дерптский университет с давними европейскими традициями. Но не он породил, может быть, единственную в России европейскую традицию — традицию студенческой вольницы.
Мало кто помнит, что учредил Татьянин день именно как праздник студентов император Николай I, за которым в истории стараниями самих студентов сохранилась репутация душителя всего молодого и свежего. До того главными университетскими праздниками были торжества в память об открытии учебного заведения и торжественные акты по окончании учебного года с присутствием сановных попечителей. Но отмечать студенческий праздник именно в Татьянин день, когда императрица Елизавета Петровна подписала указ о его основании, предложил именно император Николай Павлович.
Ничто не смогло повредить этому дню студенческой вольницы — ни смешные на сегодняшний взгляд строгости царской полиции, ни пуританизм ранней большевистской власти, ни удушливые партийно-комсомольские традиции позднего советского времени, ни теперешнее разрушение всех традиций. Ни даже стремительное поглощение университетского строя частыми зубчиками пасти болонской системы, которая тщательно пережевывает и мерными глотками заглатывает все оригинальное, что еще осталось от системы высшего образования и самого его оригинального строя.
Татьянин день в советское время университетские студенты превратили в некую форму протеста, который невозможно было осудить. Не за что было ухватиться. Наши стукачи сами были очарованы всей этой мишурой старого московского неистребимого духа. Ведь ни речей не произносили, ни листовок не раздавали. Это был, конечно, праздник рафинированных московских умников, которые при этом знали, как надо готовить жженку, как ее пить, какие слова при этом говорить, как веселиться. Эти умники умели танцевать вальс и полонез, а не просто напиться до головной боли и тихо икать в сугробе.
На этих праздниках, которые устраивались на дачах и в больших московских квартирах, играли в фанты и шарады с таким азартом, как карбонарии затевали заговоры. Ничего подобного не было заведено ни в Ленинградском университете, ни в Казанском, куда московские дипломники иной раз приезжали посидеть в библиотеках. Татьянин день невозможен в ресторане. Он странен в аудиториях и бальных залах. Это праздник тех, кто понимает, — как старый Новый год, который, между прочим, тоже отмечался, хоть и в разгар сессии, с неким фанатизмом невыраженного протеста.
Восстановлен домовый университетский храм святой Татианы, хоть и много копий было сломано, а нужен ли сегодня такой храм, да не помешает ли он студенческому театру. Храм пока никак не впишется в старые формы, никак не наберется денег, чтобы восстановить архитектурное совершенство его облика. А в те времена, когда к храмам выставляли дружинников, чтобы не пропускать молодежь, университетская публика ходила в храм на Воробьевых горах. Высшим шиком было с утра попасть в храм, а вечером отмечать студенческий праздник.
Мы живем во времена, когда Татьянин день — не только убогий сериал, но и разрешенная и идеологически обезвреженная общая попойка студентов страны. Пить медовуху из пластмассовых стаканчиков — это куда более суровое испытание для личности, чем ходить назло комсомольскому начальству к обедне. Но святая великомученица Татиана опекаемое ею веселое студенческое братство врагу рода человеческого так просто не отдаст. [Н.К.]
Статья опубликована в издании «Газета», №11 от 25 января 2010 http://www.gzt.ru/column/-tatjyanin-denj-/284428.html?from=copiedlink