Давно уже привычными и общеизвестными стали рассуждения о вреде телевизора и компьютера для ребенка. Мы ничуть не сомневаемся в том, что в компьютерные игры детям играть не следует, равно как и в том, что не стоит смотреть слишком много мультиков и видеофильмов. Но вполне понятен интерес детей, особенно много читающих, к тому, чтобы увидеть наяву героев любимых книг и поучаствовать самим в развитии сюжетов. Что же мы можем предложить им взамен компьютерных аналогий и зачастую нелепых экранизаций?
С чего начинается театр?
«Давайте сами поставим спектакли по сюжетам любимых книжек!» — решили мы. И сразу же столкнулись с существенной трудностью. Дети хотели оживлять сложные сказки, в которых множество персонажей, а нас всего четверо — папа, мама, Миша и Маша. Нам самим всех не сыграть! И мы стали пробовать разные техники кукольных представлений.
Самая простая идея — перчаточные куклы на ширме. Сейчас выпускаются готовые наборы кукол для постановки сказок. Первый наш спектакль был именно таким: «Конек-Горбунок» Петра Ершова словно специально написан для чтения по ролям, мы только сократили немного текст, а набор действующих лиц купили в магазине. Ширму мы устроили очень просто. У нас в доме есть широкий короткий коридор, мы перегородили его двумя занавесками из одинаковой пестрой ткани. Заднюю занавеску поместили на уровне поднятой руки, это задник сцены. На него вешаются долговременные декорации, нарисованные на плотной бумаге, которые чередуются при смене картин. Переднюю занавеску повесили на высоте примерно 1 м 20 см, она и является собственно ширмой, по которой ходят куклы. На нее вешаются кратковременные декорации, некоторые действующие лица тоже делаются из бумаги и вешаются на эту занавеску. Так мы изображали, например, Кобылицу и Кита. Между занавесками пространство шириной около метра, там сидят на корточках или стоят на коленках кукловоды.
От сказки к сказке
Когда мы ставили «Конька-Горбунка», дети были еще маловаты и им отводилась роль зрителей. Начиная же со следующего спектакля, они стали настоящими артистами, кукловодами и художниками-оформителями наравне со взрослыми.
Перчаточных кукол мы использовали еще в двух спектаклях — «Беляночка и Розочка» по сказке братьев Гримм и «Марко Богатый» по сказке Андрея Усачева. Тут нам уже не хватало кукол из готовых наборов, некоторых персонажей пришлось изготавливать самим, переодевая и раскрашивая имевшихся.
Перчаточные куклы хорошо подходят для постановки спектаклей по классическим народным сказкам. Детям же хотелось попробовать оживить и другие сюжеты, например, такую сложную сказку, как «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа. Ее романтический настрой трудно передать с помощью забавных перчаточных кукол. И мы решили попробовать сделать теневой театр.
Сначала папа с Мишей стали мастерить экран. Они взяли оконную раму без переплета и с помощью маленьких гвоздиков натянули на нее тонкую белую ткань. Снизу приделали поперечные ножки, чтобы конструкция могла устойчиво стоять на столе. Стол закрыли длинной скатертью до самого пола, за которой могли спрятаться кукловоды. За экраном установили яркую лампу так, чтобы предметы, находящиеся между ним и лампой, отбрасывали на экран тень.
Теперь надо было изготовить кукол и декорации. Когда мы просто вырезали цельных кукол из картона и стали двигать их за экраном, их движения показались нам грубыми и неестественными. И тогда мы придумали, как сделать кукол подвижными: мы вырезали их руки и ноги отдельно и скрепили с туловищем шарнирами из детского металлического конструктора. Теперь герои стали двигаться совсем как живые!
Еще нам было жалко, что экран получается черно-белый: ведь тени не бывают цветными. Тогда мы решили изготовить некоторых кукол и часть декораций не из картона, а из прозрачной плотной пленки, раскрасив ее прозрачными красками для стекла. И вот в домах засветились желтые окошки, в груди Петера Мунка забилось красное сердце, а камзол Стеклянного Человечка стал сине-зеленым.
На сцене как в жизни
Большой теневой экран мы использовали еще в одном спектакле — «Два брата» по сказке Евгения Шварца. Эта сказка состоит из трех частей: в начале и в конце рассказывается об обычной жизни двух мальчиков и их родителей, а в средней части действие идет в волшебном лесу, где происходят разные чудеса. Поэтому начало и конец сказки мы сыграли в живом плане (Маше пришлось сыграть мальчика, младшего брата, но она спрятала косички под кепку и вполне справилась с ролью), а среднюю часть мы представили на теневом экране.
Работа над этим спектаклем помогла нашим детям в жизни. Два брата, о которых речь идет в сказке, сначала никак не могли научиться жить дружно, но после трудностей и испытаний смогли понять, как они на самом деле любят друг друга. Сыграв эти роли, Миша с Машей тоже стали меньше ссориться и научились лучше понимать друг друга.
Для рождественского спектакля «Зверь» по рассказу Н. Лескова мы сделали другой теневой экран, поменьше. Он изготовлен из картонной коробки, задняя стенка которой вырезана и затянута белой тканью. Перед началом спектакля на стол ставится закрытая коробка, потом ее створки медленно открываются, и зрители видят экран, на котором начинается действие. В этом спектакле мы использовали только неподвижных кукол, но главные герои были нарисованы в нескольких вариантах для разных сцен, при смене плана менялись все куклы. Так, одних только Медведей использовалось шесть — от маленького Медвежонка на руках у Ферапонта до устрашающего Зверя, крутящего бревно.
Готовя по книгам сценарии теневых спектаклей, мы не расписываем весь текст по ролям, а просто сильно сокращаем его. При подготовке первого же такого спектакля мы поняли, что для кукловодов слишком трудно и следить за движениями кукол, и произносить их слова. Поэтому в теневых спектаклях весь текст у нас читает за кадром папа, а мама с детьми водят кукол по экрану и меняют декорации.
Дети мечтали поставить спектакль, где они сами смогут озвучивать роли. Для этого мы выбрали простейшую технику — бумажные куклы на столе, представив таким образом сказку Дмитрия Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Мы использовали готовую обработку сказки для детских кукольных театров, слегка сократив ее. Вырезали из картона и раскрасили с двух сторон всех действующих лиц, нарисовали простые декорации — пруд и деревья. Лапки уток и зверей мы загнули в разные стороны, так что наши герои смогли стоять на столе. Как и в первом теневом спектакле, куклы были подвижными за счет шарнирных соединений. Стоя за столом, дети просто передвигали кукол и декорации. На каждого кукловода пришлось по несколько персонажей, так что учить роли было нелегко. Но дети не просто произносили роли наизусть, а так передавали переживания героев, что зрители затаив дыхание следили за приключениями кукол, совсем не замечая кукловодов.
Таланты и поклонники
Во всех наших спектаклях важную роль играет музыкальное оформление. Мы стараемся подбирать к каждой постановке музыку соответствующего стиля. Так, в спектакле «Зверь» по рассказу Лескова использовалась музыка русских композиторов ХIХ века — Мусоргского, Танеева, Римского-Корсакова, для спектакля «Холодное сердце» по сказке Гауфа мы подобрали отрывки из европейской классики.
Со временем из всех техник и жанров у нас выделился «Рождественский теневой спектакль в коробке». Вслед за «Зверем» мы поставили сказку «Сампо-Лопаренок», принадлежащую перу замечательного финского христианского сказочника Захарии Топелиуса, а потом «Метель» по Пушкину, конечно же, с музыкой Свиридова. «Спектакль в коробке» отличается большой технологичностью. Его легко вывозить на гастроли: бумажные куклы лежат в своей коробочке, дети помнят все движения кукловодов, саунд-трек собран на флешке, а папа читает под музыку, следя за тенями кукол на экране.
Важно, чтобы в каждом спектакле была неожиданная для зрителей изюминка-кульминация. Например, в «Сампо-Лопаренке» это восход огромного красного Солнца, которое своими лучами ослепляет злобного Горного Короля и не дает ему сожрать главного героя.
Каждое такое коробочное представление мы давали в разных местах не меньше пяти раз: в классах наших детей, в воскресной школе в храме, в училище сестер милосердия…
За несколько показов представление становится настолько отрепетированным, что его нетрудно повторить даже спустя год после постановки. Страшный и веселый «Сампо-Лопаренок» собирал аншлаги уже больше чем через год после постановки, хотя, казалось бы, наши дети уже переросли этот сюжет. Не знаю, в чем тут дело. Может быть, в музыке, которая подобрана из фольклорных мелодий настоящих саами и других народов Севера.
Конечно, подготовка спектакля требует много сил и времени, но как приятно бывает услышать слова маленьких зрителей: «Спектакли гораздо интереснее, чем мультфильмы!»
Наталья СЕМЕНОВА