Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 3.
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 1.
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 2
Часть 3.
Люди «кавказской национальности» ходят обычно по двое, а то и по трое, особенно те, кто приехал недавно. Или муж приводит жену с ребёнком, или та, что лучше говорит по-русски, приводит ту, что похуже говорит. Вот и сейчас — две азербайджанки. Привели простуженного мальчика лет шести. Полиса и прописки — нет. Однако, мальчик пристроен в детский сад.
— Доктор, ты толко хорошо сматры, мы тебэ заплатым!
Смотрю, стараюсь ничего не пропустить. Кстати, платят они, как правило, потом не очень охотно. Больше разговоров. А когда поживут здесь, в Подмосковье, подольше, некоторые просто обманывать начинают говорят: «заплатим», а уходят, не заплатив.
Официальная оплата у нас — через бухгалтера. Должна быть квитанция, и с этой квитанции врачу доходит около двадцати процентов, а медсестре — меньше десяти. И почему-то всегда плохо доходит. То потеряется где-то, то оплатят половину, и то месяца через два.
Грешна, беру деньги от бесполисных… Беру без конторы. Часто за счёт этих денег только и можно прожить, дотянуть до получки.
Был такой момент в моей жизни, когда я работала в детском учреждении, в таком полузакрытом интернате. Работала я там старшим врачом, и в мои обязанности входила проверка закладки продуктов, вообще — проверка кухни.
Это был довольно трудный момент моей жизни. Очень трудно было видеть столько воровства. Воровства у беззащитных, у детей, у сирот. Причём директор учреждения принципиально закрывала на всё это глаза, и вероятно, стояла во главе всей этой системы. Да-да, это была та самая директриса, которая тасовала своих приближённых. Кладовщица была приближена к ней постоянно, хотя и держалась на не котором расстоянии.
До сих пор помню величественную и недоступную фигуру этой кладовщицы и выражение её лица. Лицо её говорило открытым текстом: «Проверяй-проверяй, всё равно повара сделают так, как я скажу!» И повара всё так и делали.
Если мне удавалось поймать какое-то грубое нарушение, повара всегда брали вину на себя, выгораживая кладовщицу. А я оказывалась в положении гонителя, что довольно сложно в закрытом коллективе.
По прошествии времени я познакомилась с поварами и кухонными работницами поближе, и даже подружилась с ними в такой мере, что могла просто спросить у них:
— Девочки, почему же вы всё время всё на себя берёте? И выговора, и даже переводы из поваров в кухонные?
Ответ был прост:
— Мы тебя уважаем, — говорили они,- потому что ты не берёшь. Но если мы пойдём против кладовщицы (т.е. против директора), то мы вылетим отсюда в шесть секунд, и потеряем даже ту малость, которую имеем. Ты врач, у тебя специальность есть, вот ты и не боишься. А у нас зарплата такая, что можно с голоду умереть. Только то и есть, что вот эта кухня. Город маленький, вылетишь — работы не найдёшь. Вот так и сидим.
В конце концов я пошла к директору и всё в открытую сказала ей, прося одуматься и сменить свою тактику, то есть разобраться с кладовой и всей пор очной воровской системой. Выложила и факты, собравшиеся у меня к тому времени. За что мне очень быстро и предложили уволиться.
Я не следователь, и не могу правильно и документально подтвердить меру ответственности и директора, и кладовщика, и кухонных, и свою собственную. В смысле уголовной ответственности.
Да и уголовная ответственность у нас часто бывает двуликой — богач получает шесть лет условно, а тои вовсе от суда как-то отмазывается, а бедняк садится на всю катушку. (Наверно, в этом случае кухонные бы сели).
А ведь воровство — смертный грех. И какая мера ответственности перед Богом?
Как будешь, Боже, тех судить, у которых «не своруешь — с голоду умрёшь»?
Как, Боже, будешь тех судить, кто дал людям такую зарплату, на которой крупными буквами написано: «остальное сам своруешь!» Ведь просто пропитаться на эту зарплату невозможно, не говоря ни о чём другом, что составляет жизнь человека. Кто придумал участковым врачам такую маленькую зарплату, наверно, то же самое имел в виду.
Ещё Гиппократ говорил: «Врач должен быть хорошего цвета, и хорошо упитан». А кому расскажешь о своём головокружении посреди продуктового магазина? Засмеют! И про свой обед — из макарон с то матной пастой? Это всё было, было.
Сейчас у меня бывают и вызова платные, и консультации, и вот, бесполисные лица.
Вызова балансируют на тонкой грани между оплатой и благодарностью, но в глубине души и родители ребёнка, и я — знаем, что это оплата.
А ещё так бывает — говорят: «Возьмите, доктор, мы же знаем, что у вас зарплата маленькая!» Это уже балансирует где-то между оплатой и милостыней. Тут только «Господи, помилуй!» помогает.
С удовольствием перешла бы на законную и достойную оплату от государства.
С удовольствием работала бы в платной системе, только законной, и не обирающей меня, чтоб не десять рублей со ста, взятых с человека, доходило до меня. Иначе слово «оплата» потеряет смысл, и всё опять вернётся на свои круги. Только будут обворованы и врачи, и пациенты.
При современной зарплате я получаю приблизительно пятьдесят рублей в день, если на одну ставку работать. Больных же в день — не меньше двадцати, не говоря уже о периодах эпидемий. Можно посчитать, сколько получается за одного больного.
Прости, Господи! Остаюсь я так, как была. Практически так, как девочки мои кухонные. Получается, что люди дают мне то, что должно было бы дать государство.
И как бы это простить должников наших?
Когда взяла я в руки первую живую сотню, жгла она мне руки. И только исповедь помогла мне примириться с собой.
— Бери эти деньги, если дают их тебе за твой труд. Бери их, как из рук Божьих. Только не вымогай, не требуй. Будь милостив, Господи, за всю меру моей вины.
Входит бабушка Славика. Оформляет инвалидность. Мальчик — инвалид, причём прогноз — известный.
Папа бросил маму на раннем сроке беременности. Ребёнок родился с виду нормальным, но очень скоро была у него выявлена единственная почка, и та поражённая гидронефрозом. Мальчик — очень симпатичный, разумный. Ему уже пять лет. Бабушка души в нём не чает. Всюду ходит с ним, развивает, лечит. Маму мы почти не знаем, знаем только, что много работает, и что замуж — не вышла.
Бабушка не произносит лишних слов, молча смотрит анализы, молча берёт справки.
Перед уходом достаёт две коробки конфет и кладёт на стол — для меня и для медсестры.
— Спасибо!
Хочется склонить голову перед молчаливым достоинством человеческого несчастья, хочется сказать что-то особенное, что помогло бы ей. Но слова останавливаются в горле.
Помилуй, Господи, Славика, и бабушку, и маму его. Продли, Господи, годы жизни его, ведь иной надежды у него нет. Может, хоть призрачная перспектива пересадки почки?
Дальше проходят, как по заказу, несколько молодых и симпатичных мамочек с двухлетними детишками. Эти оформляются в детский сад. Само по себе дело хорошее, однако, скорее всего, вернутся все через две недели — все будут болеть, а все мамаши будут сидеть на больничных. Хорошо ещё, если через две недели. Рекорд у нас был — четыре дня!
И всё равно не слушают, всё равно оформляют. Риск заболевания детей никого не останавливает.
Бывают, конечно, случаи, когда вопрос зарабатывания денег молодой мамашей — очень насущный для семьи. Но, в основном, аргумент определения ребёнка в сад такой: «Он (она) так мне уже надоел(а)! Я уже сидеть дома не могу! Я уже дома одурела! Я хочу уже одеться и в люди выйти!» Вот и оформляют. Поэтому аргумент, что ребёнок будет болеть, почти не действует.
Медсестра измеряет вес и рост, приводит в порядок прививочные карты. Выписка длинная, возни много. Собираю интервью: от какой беременности и родов, как рос, чем болел, и т.д.
И пока я пишу длинную выписку, я думаю о стариках, которых бросают собственные дети. Мысль эта возникает помимо моей воли, как-то издалека. Иногда — нечасто — даже в картинках, то есть, как бы применительно к данному конкретному лицу. Что мы сеем, познаем во время жатвы.
Я не гоню эту мысль — она уходит сама в суету приёма, прячется за другими мыслями, и вот её уже совсем не видно, а на столе лежит уже готовая выписка в детский сад.
Снова оформление инвалидности. На этот раз мама, с тяжело идущим, перекособоченным ребёнком ДЦП, детский церебральный паралич.
Кто виноват, Господи, «он или родители его?» Ребёнок умственно сохранён, занимается во втором классе по общей программе. Сколько сил кладёт эта хрупкая женщина на своего мальчика, только Бог знает. А вот папа от них ушёл, не выдержал сына-инвалида.
Пишу им заключения — и за ЛОР-врача и за хирурга, чтоб им было ходить меньше. Окулиста и невропатолога пусть лучше проходят, вдруг что-то изменилось.
Ещё раз сжимается сердце перед человеческим страданием, перед мужеством человеческой борьбы, перед материнской любовью, и, простите, перед отцовской слабостью.
За что ещё уважаю эту женщину — за то, что она никогда никого не винит. Часто родители больных ДЦП винят врачей, уверяют, что ребёнок был нормальный, а врачи в роддоме всё неправильно делали, и вот… Такие случаи есть, но их мало.
Обычно ребёнок болен уже внутриутробно, и если есть смысл кого-то винить, то только себя. А вот это самое трудное.
Самое трудное на свете — принять всё, как есть, и постараться найти свою часть вины.
Только так можно что-то исправить, даже в таком случае, как детский церебральный паралич.
Мать эта не очень идёт на контакт, она скорее замкнута, общение – только по делу. Я видела её с мальчиком в церкви у нас, нечасто, правда, но видела.
Помилуй её, Господи! Соверши, Господи, чудо распрями его ноги и руки!
— До свидания. Специалистов пройдёте, можете за выпиской без ребёнка прийти. Заглянете, мы вас без очереди вызовем.
Хоть что-то сделать для нее.
Мой вопль, постоянный вопль: «Помилуй!» Чем ещё помогу я им?
***
Мы носим проклятья ушедших родов,
Мы плачем от лжи и измен
В объятьях своих городов и годов,
Без альтернатив и замен.
О, Боже, помилуй! — я буду кричать
Ослепших в колодцах дворов,
Старушек, «детишек», и чахлых внучат,
Милицию и докторов.
Вот входит мама с девочкой — долго-долго кашляющей, всеми средствами леченой-перелеченой. Мать худая, высокая, ещё совсем молодая. Усталая, вымученная. Девочке — шестой год.
Вся драма разворачивалась на наших глазах. Сначала папа загулял, потом ссоры — месяца три, потом — несколько судов, драматический раздел квартиры и имущества. И всё это время девочка болела то больше, то меньше. Чем только мы её не лечили!
И только-только она стала поправляться…
К аллергологу они сами поехали, я не посылала. Тут, так сказать, беру грех на душу — не посылаю, вернее, посылаю редко, когда уже совсем положение безвыходное. Если ребёнок хоть плохо, хоть через месяц, но выздоравливает — то не посылаю. Потому что аллергологи, по новой классификации, ставят сразу диагноз — «бронхиальная астма». А раз диагноз, то и лечение. Сразу куча спецпрепаратов, ингалятор гормональный, и всё проходит.
И когда они приходят от аллерголога с назначенным спецлечением, с полным набором лекарств — для выписывания бесплатных рецептов, я испытываю горечь, испытываю такое чувство, как будто не сделала что-то важное. Я не объяснила, не убедила мать, что в глубине страданий её дочери, чаще всего, лежит болезнь духа, глубокая, нераскаянная болезнь души.
Горечь эта бывает и в других случаях, но почему-то особенно при оформлении на диспансерный учёт свеженькой, новоиспечённой бронхиальной астмы. Конечно, по-разному бывает. И астма разная бывает, бывает и такая, с которой не справиться без спецпрепаратов, и даже не справиться и со спецпрепаратами.
А вот выздоровевших — после спецпрепаратов я пока не видела. Не видела, нет.
Мне всё время кажется, что можно попытаться справится без них, что надо ещё побороться, что надо родителям дать ещё время — чтобы понять что-то важное. Надо продлить время для борьбы с болезнью, а честнее сказать — может быть, ещё немного, и мать этой девочки придёт к своему покаянию. Ещё немного, и она станет на единственно правильный путь в отношении этой болезни, и всего остального тоже. Кажется – ещё немного, и придёт к ребёнку та, та самая единственная помощь, которая исцелит его.
Я же страдаю от своей немоты. Часто — почти всегда — слова мои не имеют отклика.
Конечно, им (больным моим) станет легче. Сейчас они начнут систематически дышать через ингалятор, и у них появится иллюзия выздоровления. Им станет легче, и не в чем, и не зачем будет каяться.
Духовная природа этого страдания отодвинется ещё дальше, может быть, до того момента, когда ингалятор перестанет им помогать.
Произойдёт привыкание. Человек быстро привыкает к своему зависимому положению, пусть это даже будет зависимость от ингалятора.
А мамаша вроде бы как даже с упрёком:
— Вот, доктор, вы нас не посылали к аллергологу, а у нас, оказывается, уже астма бронхиальная!
Тут срабатывает стереотип названия, наименования.
— Да, конечно, мы с вами знаем, как она у нас долго и часто болеет. Хотелось без этих противоастматических препаратов справиться.
Я делаю последнюю попытку:
— Знаете, ведь не зря говорят, что все болезни от нервов. Мне кажется, перед тем, как начинать лечение, вам надо ещё раз в своих отношениях что-то проанализировать. Вы ведь крещёные?
-Да.
— Может, надо крепко Богу помолиться, чтоб вразумил, в чём дело, что надо менять, от чего избавляться!
(Как сказать ей — такой замученной, разведенной, находящейся с мужем в длительной имущественной тяжбе, что причина на девяносто процентов в ней, а куча противоастматических препаратов — это просто следующая ступень, но в обратную сторону от здоровья и от правды, наконец!)
— Да я пробовала…
— Ну вот, и хорошо. Я по опыту знаю — надо сначала того простить, на кого больше всего обижаешься. Вот, мужа своего попробуйте простить…
— Нет! Нет!
— Но вы подумайте! Это не значит, что вы должны ему снова на шею броситься. Просто в душе надо простить. Чем больше мы прощаем, тем больше Бог прощает нас. Мы освобождаем от зла своё сердце, а Бог освобождает нас от болезней. Иногда и не знаешь, за что и как, но это случается, поверьте.
Никто не придёт к Господу, пока призван не будет! Призови её, Господи, призови и вразуми.
Трудно объяснить человеку, что его болезнь имеет причину духовную. Что сам человек со своими болячками — это ни что иное, как отражение своей собственной больной души.
Вот приходит человек к врачу на прием и говорит:
— Доктор, как мне избавиться от болезни? Но учтите, я сам при этом — категорически меняться не хочу!
Доктор отвечает:
— Вы уже немного изменились! Вы сидите дома, а не рвётесь по своим делам! Вы ограничили свою пищу! У вас почти нет сил на то, чтобы ругаться на своих родных!
Больной возмущён:
— Но я не хочу этого! Я хочу, чтоб было всё по старому! А если вы, доктор, не дадите мне хорошей таблетки, чтобы всё стало на свои места, значит, вы плохой доктор!
Доктор:
— А вы не думаете, что это Бог вам подсказывает изменитесь сами, и болезнь ваша отступит!
— Я не верю в Бога! Всё это ерунда, просто вы не умеете лечить. Я ухожу от вас к другому специалисту, который назначит мне правильные лекарства.
— А как же смертные грехи? Смертные, значит, ведущие к смерти. А как же десять заповедей, которые мы все нарушаем?
— Доктор, вы мне ещё про Адама и Еву расскажите! — Может, и рассказала бы, если бы вы могли услышать!
И пока он сам не поймёт, пока Бог не откроет ему глаза, он будет ходить от врача к врачу.
Ибо и проповедник-то — кто? А вот этот врач участковый, на котором и самом от всяческих грехов живого места нет. Не слышат такого проповедника…
Зов Божий ещё надо услышать. Надо иметь достаточно обострённую душу, часто обострённую именно болезнью. Себя вспомнила — ведь тоже услышала не сразу!
И после первого зова — тоже всё не сразу, не сразу. Я помню этот миг — я хорошо помню миг Первого Зова.
Когда перевели меня, ещё беременную, в больницу для операции по освобождению лёгких от спаек, определили в палату, расположенную в конце коридора. (Как я теперь понимаю, про спайки только мне говорили, на самом деле предположительный диагноз был другой.)
Женщина, лежащая на соседней койке, вся обвешенная какими-то шлангами и проводами, спросила меня:
— Тебя-то зачем сюда, в эту палату?
— Не знаю!
— Это же смертников палата! Я тут умираю.
— Как же?
— у меня рак лёгкого. Меня разрезали и зашили. — Откуда вы знаете?
— Да, врачи врут, а медсестра моя знакомая мне всё рассказала. Я с ней по-честному до операции договарилась. Да и дышать уже совсем не могу.
— Я, наверно, тоже умираю. Мне плохо, а никто не знает, почему.
— Ты что, беременная?
-Да.
— Ты выживешь! Я чувствую! Отодвинь занавеску!
Вот, смотри и молись!
Я отодвинула оконную занавеску. В желтом от смога Петербургском небе, среди голых осенних ветвей, плыла подсвеченная прожекторами, бело-жёлтая колокольня. Казалось, что она не касалась земли. Чувство щемящей чистоты, какой-то неземной, возвышенной силы исходило от неё. И боль, и вся суета больницы, и даже близко стоящая смерть отошли на второй план, отодвинулись, исчезли.
Я была некрещёной, и не знаю, какой была моя молитва. В ней не было слов, в ней не было просьб. Не то, чтобы я каялась — я просто предстала.
Я не просила о выздоровлении.
Я не ощущала времени.
Невыразимое спокойствие, подобное утреннему штилю на море, снизошло в мою душу.
Через некоторое время я очнулась, твёрдо зная, что Бог есть, и что я буду жить.
А вот настоящее превращение в верующего человека произошло уже намного позднее.
у Бога — всему время своё.
Вот то стихотворение, которое написано там, в той «палате смертников». Вернее, несколько строк нацарапала я тогда не кусочке обёрточной бумаги, назвав их «предсмертными». Но они оказались не предсмертными, а пред-жизненными.
***
Коло-около — в желтом небе
Плывет белая колокольня,
Колокольня — в тумане небыль
В желтом небе плывет тихонько.
Коло-около — тишиною
И туманом оденет ветки
Тополей безнадежно голых,
Тополей безнадежно редких.
Колокольня оправлена в раму
Фиолетово-белого цвета,
И за этою рамой больше
Ничего уже нету, нету.
Коло-около — колокольня
Проплывает в ночи, качаясь,
И болит моя боль — не больно,
И покаюсь в грехах, не каясь.
Колокольня плывет за мною
В высоте, тишине и блеске,
И, как два крыла херувима
Казенные занавески.
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив! И мы ещё живы, мы и выздоравливаем, мы и лечим. И дай нам, Боже, понять, чего же надо-то нам, детям Твоим…
Медленно подходит приём к концу. Сил уже почти не осталось. Не то, что есть хочется, а просто слабость. Мозги просят отдыха, тело просит передышки.
Эти пациенты живут близко, но приходят всегда за пять минут до конца. Мама с двумя детьми, которые постоянно простужены, выздоравливают плохо и всегда требуют много внимания.
В душе поднимается протест. Ведь мать делает так совершенно сознательно! Она знает, что я всё равно приму её!
Круглые глаза смотрят с уверенностью, даже с некоторой запальчивостью.
Бывает, что люди просто опаздывают, или расписания не знают — но эти! Опять!
— Когда же вы научитесь вовремя приходить? — Ещё без трёх минут, доктор!
— Неужто я вас успею принять за три минуты? — Доктор, простите нас, но мы опять кашляем, да так сильно, и вчера было у Вовы почти тридцать восемь, а у Саши — тридцать семь и две!
Заканчиваю с ними в половине первого, вместо двенадцати.
Кстати, на «спасибо» эта мамаша очень скупа. Уходя, говорит: «До свидания», а то и просто молча уходит. Минуты три сижу, не могу двинуться с места. Медленная, и не очень ясная, мысль приходит ко мне.
Я думаю: выздоровели бы её дети быстрее, если бы она пришла к началу приёма, а, уходя, сказала бы «спасибо»? А если бы она мне ещё коробку конфет принесла? Нет, это уже была бы не она, и дети — не её!
Не то, что нужна мне её коробка конфет. Ей, пожалуй, она нужнее, потому что благодарность — это такое чудо на земле, которое сродни любви. И редкость
настоящей благодарности практически Библейская - один к десяти, как в притче о десяти прокажённых. Из десяти больных, по-настоящему, врача благодарит один. Причём форма благодарности — самая разная, но чувство в душе всегда возникает одинаковое.
Настоящая благодарность возвышает и того, кто благодарит, и того, кого благодарят. И, наверное, как и любовь, снимает с человека его прегрешения.
После того, как перевели меня в спинальную больницу, стали готовить к сложной, рискованной операции на позвоночнике. Оперировала меня хрупкая и очень пожилая женщина-врач, Анастасия Владимировна. Всю жизнь она проработала в этом отделении,
потеряв мужа и сына в автомобильной катастрофе за много лет до того момента, как я в это отделение попала.
Конечно, я переживала, плакала перед операцией. Я ведь была студенткой пятого курса мединститута, и прекрасно понимала, что могу остаться парализованной, прикованной к постели — до конца своих дней.
Анастасия Владимировна пришла вечерком, села ко мне на кровать и говорит:
— Поверь мне, есть вещи, над которыми мы не властны. Я делаю операции всегда одинаково, но результат бывает разный. В лучшем случае — ты будешь полноценным человеком, сможешь даже родить. Институт уж точно закончишь.
— А в худшем?
— А про худший мы не будем говорить. Давай будем единомышленниками, и будем говорить только о лучшем.
Я не знаю, была ли она верующей. В то время я не думала об этом. Но она была моим ангелом. У нас вернее, у неё получился лучший вариант.
Настоящее, щемящее чувство благодарности к ней возникло в сердце не после выписки, а после рождения первого сына. Я приехала в больницу с огромным букетом цветов.
В вестибюле больницы встретил меня её портрет в чёрной рамке. Она умерла накануне, прямо в отделении, не дойдя нескольких шагов до ординаторской.
Смерть её была внезапной, а жизнь её была служением. Помилуй, Господи, рабу Божию Анастасию. Примите от меня, мой дрогой доктор, запоздалую мою благодарность, все мои цветы и конфеты.
Простите меня все, кому я была неблагодарна, на всём протяжении жизни моей.
И тут прибегает запыхавшаяся, расстроенная мамаша со снимком в руках. Пневмония подтвердилась.
— В стационар поедете?
— Доктор, пожалуйста, мы не сможем, у меня ещё двое дома!
— Тогда давайте, я вам всё лечение распишу, а вы мне пообещайте, что будете ходить через день-два, чтобы вы были у меня под контролем! И ещё, вы должны понять, что это не просто простуда, а болезнь, от которой может быть очень плохо!
— Спасибо, доктор, мы придём через день!
Ну, теперь всё! Сейчас посижу чуть-чуть, и на вызова. Где там мой бутерброд?
И пока я жую свой бутерброд, я думаю о том, что за годы врачебной работы сложились у меня правила, которых я стараюсь не нарушать. А сложились они, начиная с той ночи возле буфета, в хирургическом отделении.
Первое правило называется: «Дай закурить!» Это значит — скажи хоть слово, хоть что-то лично ему, тому, кто пришёл к тебе. Если надо — откажись от себя.
Второе правило называется: «Ты терпеливый!» Это значит — даже если это не совсем правда — подбодри его, скажи ему что-нибудь хорошее. Может, скоро это превратится в настоящую правду.
Третье правило: «Не задёргивай занавеску!» Это значит — не ощущай своего преимущества: 1) одетого перед голым, 2) дающего — перед просящим.
Это значит — не используй его в своих целях. Это правило всегда мешало мне заводить «нужные» знакомства — ну и ничего, и без них прожила. Да, уже почти прожила…
Четвёртое правило: «Давай, Я тебя послушаю!» Это значит — даже если всё явно и понятно, всегда есть вероятность того, что ты чего-то не видишь. Поэтому, послушай даже тогда, когда это кажется совершенно не нужным.
Пятое правило: «Прости, что Я тебе не верил!» Это значит — верь ему! Соблюдай свою, врачебную, презумпцию невиновности! Если его жалобы не укладываются в сложенную тобой клиническую картину. Значит, смени картину! Или хотя бы допусти возможность ее изменения.
Шестое правило: «Качество не зависит от денег». Это значит — принимаю я деньги, как от Бога, с благодарностью. А работаю — всегда одинаково, и с платными, и с бесплатными.
Седьмое правило: «Не жди благодарности!» Благодарность придёт из Божьих рук, когда будет надо.
Восьмое правило и последнее: «Всё в руках Божьих». Это значит:
1) буквально всё и вся в руках Божьих — и я, и больной, и результат лечения, и даже количество вызовов (чтоб не роптать!)
2) если есть у тебя силы, постарайся, попробуй объяснить и больному, что всё — в руках Божьих, в неизменных и вечных, имеющих высшую справедливость Божьих законах.
Вот если бы ещё смогла я всегда выполнять свои правила!
Продолжение следует…
Источник: Татьяна Шипошина. «Тайна Спасенного квартала». М., 2006
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 1.
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 2