Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 4.
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 1.
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 2
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 3.
ВЫЗОВЫ
Страна Регистратура встречает меня своей всегдашней суетой.
Позвольте мне пропеть хвалебную песнь регистраторам, и в их лице — всем работникам всех справочных служб. Я люблю находиться здесь, в самом сердце, а точнее сказать, в солнечном сплетении всей поликлинической жизни. От того, как работает регистратор, как ответили больному, как нашли карточку, зависит, с каким настроением больной придёт ко мне в кабинет.
На сколько мне придётся меньше сил потратить на убеждение и на лечение больного, часто зависит от регистратора. И наоборот — если больного «завели» уже на подступах — увы!
Здесь — как бы оперативный штаб. Здесь мелкие и крупные наши тайны, здесь выплёскивают свои эмоции не только больные, но и врачи: у нас нет ординаторской.
Здесь, по этой тонкой стеклянной перегородке, проходит граница, которая делит окружающую среду на две чётких половины — они и мы. Они — это пациенты, мы — это сёстры и врачи.
— Нет, я не могу больше! — это моя коллега, доведённая до порога терпения — они вызвали меня на температуру тридцать восемь! Прихожу, а у них уже три дня назад всё прошло! Говорит мне: «Извините, доктор, Я на приём опоздала, вы мне справку не дадите?» Ребёнку уже восемь лет! А я топала на восьмой этаж, пешком, без лифта!
— Да, да, — кивает регистратор, киваю и я.
А что сделаешь? Таких случаев сколько угодно!
Иногда вызывают только потому, что у них лифт в доме сломался — лень по лестнице на приём идти. И врут, врут. Врут про температуру, про сроки болезни, про то, как лечились и как не лечились.
Как-то меня вызвала восемнадцатилетняя девица (мы обслуживаем «детей» до восемнадцати лет), пытаясь убедить меня, что простужена. Однако «выхлоп» из её рта говорил совсем о другой причине недомогания. Однако как это доказать, подтвердить?
Нет такого механизма, который защищает участкового врача от поведения больных, граничащего с прямым издевательством, по крайней мере, от унижения. Часто встречают, не стесняясь, в нижнем белье, в неприбранной квартире, не предлагают стула, куда присесть. Вызывают ради больничного, не слушая назначений и, тем более, не выполняя их…
Иногда не пускают дальше кухни своей богатой и ухоженной квартиры. Подозрительно косятся на твои, видавшие виды, туфли, на не модную и недорогую одежду.
Нет чётких критериев, когда надо принимать вызов,
а когда можно спокойно, на законных основаниях, отказать в приёме. Особенно тяжело во время эпидемий, когда число вызовов зашкаливает за двадцать, и врачи работают на грани своей физической выносливости.
Вот тогда вызов «на тридцать девять», когда на самом деле оказывается, что «тридцать семь и два, вчера было», воспринимается, как тяжёлое оскорбление человеческого достоинства врача.
Это одна из причин, наряду с нищенской зарплатой, почему молодые врачи не идут в участковые. Посмотрите, кто в поликлинике — старая гвардия, в основном.
Эдакая мрачная получилась у меня другая сторона моей медали! Ведь на первой стороне по-прежнему сияет — бескорыстная и чистая, и профессиональная помощь, закрывая собой всю черноту другой стороны. Иначе работать было бы невозможно! Но мы стараемся
держать своё врачебное достоинство, держать, не смотря ни на что, пытаясь в любой ситуации остаться сначала врачом, а затем уже — все обиды, все унижения, и все другие издержки профессии.
Я молюсь, всегда молюсь про себя, и так вот выдерживаю другую сторону медали. Может быть, то, что я стала участковым сейчас, уже в такие зрелые годы, и не случайною.
Ты, Боже привёл меня сюда в тот момент, когда я могу уже выдержать эту работу.
— Сколько там сегодня у меня вызовов? Девять?
Ну, с Божьей помощью!
Участок мой не далёкий, рядом с поликлиникой. Машиной пользуюсь редко, в основном хожу пешком. Хожеными — перехоженными, мерянными — перемеряными дорожками.
Наблюдаю по дороге, как сменяют друг друга времена года. Появляются первые почки, затем деревья вдоль реки покрываются яркой зелёной листвой, так что даже начинает кружиться голова от зелёного цвета.
Потом наступает любимая моя пора — золотая, жёлтая, красная, малиновая осень. Взлетает над кронами деревьев пронзительная небесная синь, открывается великая тишь и благодать природы.
Затем опять зима, мороз, шуба, шарф, шапка — бедный участковый! Хочешь — не хочешь, а раз двадцать на дню, а то и больше — оденешься и разденешься.
Трудный для меня ещё один момент — весна, когда сходит снег, и проявляется на поверхности многострадальной земли всё, что скрывали трёхмесячные слои снега. Вылезают пробки от бутылок, всевозможные обёртки и кучи собачьих отбросов. Как же не любим мы Землю свою!
Но Земля снова и снова прикрывает нас, прощает нам — и вот появляется трава, какие-то кустики, скрываются и грязь, и пробки, и обёртки. Жизнь продолжается!
Первый вызов к мальчику лет шести. Встречает бабушка, старенькая, почти глухая.
Мама и папа на работе. Бабушка протягивает записку — мама написала обо всём, что было с мальчиком, и какие лекарства давала ему. Смотрю ребёнка, и поскольку не вижу ничего, кроме обычной простуды,
и пишу маме ответное послание. Что сделаешь, зарабатывать надо. Мать решила сама, что ей важнее.
Выхожу на площадку, вызываю лифт. Могу сказать, что знаю все площадки на своём участке. Где написано: «Спартак — чемпион», где что ещё — непечатное. Как землю свою не любим, так и площадки, и лифты. Чего здесь только нет! Очень трудно было в начале ра
боты, пока не привыкла — кружилась голова, мутило от грязи и запаха в подъездах.
А вот лифты я люблю! Это друзья мои! Какова была бы моя работа без лифтов? Грязные, вонючие, обшарпанные — но ездят, ездят, великие труженики!
Как вхожу, всегда мысленно говорю ему (лифту): — Привет, друг! Всё служишь?
— Да, служу! — отвечает он мне. — Вот спасибо! Тогда — поехали.
За два года работы застряла в лифте только один раз, и то была вызволена достаточно быстро. Это они мне отвечают любовью на любовь.
В таких случаях отходит на второй план и то, как тебя встретили, и то, какая квартира, и то, какая мама, и какой ребёнок. Это и есть основное, ради чего мы ходим по домам.
Мать суетливо собирает вещи.
— Недаром мне сегодня во сне зуб выдёргивали! — Да, сердце матери всегда чувствует! Ничего, мальчик взрослый, сильный, справится, даст Бог.
Я успокаиваю их, как могу, и провожаю на «скорую». Хорошо, что быстро приехали.
Медленно отхожу от подъезда. Сны, сны, сны! Где летает сейчас та бабочка, которой любовался Конфуций?
Покуда лифт скрипит в своем пути, Как счастлива я, Господи, прости. Ведь я свободна — и остаться и уйти, и душу потерять и душу обрести,
Покуда лифт — скрипит в своем пути.
На лестничной площадке, в тишине, Пред скрытою в дверях чужою болью, Я слышу, как в небесной вышине Торжественно
Твоя вершится Воля.
Отношение моё к снам — православное, я стараюсь не особо обращать внимания на простые, «текущие» сны, понимая, что если будет воля Божья, то и пойму свой сон, и запомню его, как было со мной не раз. Были у меня три сна, которые были значительнее яви. Можно сказать, что даже крещение своё я увидела во сне. В первом таком сне.
После некоторых катаклизмов в своей жизни, через много лет после того, как я молилась перед колокольней, я увидела во сне своего отца. Семья моя была в этом плане сборная — мать была идейным коммунистом и членом партии, и не была крещёной. Отец же был крещён в детстве, но тоже верующим не был, хотя и в партию вступать не хотел. И вот вижу я своего отца, в страшном виде восстающего из могилы. И как только он встанет, так что-то тянет его опять вниз, и затем всё повторяется вновь.
— Папа, папа, как мне тебе помочь? Что мне делать? — кричу я.
Второй вызов к ребёнку великовозрастному, но ему явно очень плохо. С порога вижу, что плохо. Глотать не может совсем, слюна течет на платок. От температуры губы сухие, глаза ввалились. «Ребёнок» на первом курсе университета, не хотел пропускать занятия.
С трудом разжимаю ему рот, призвав и к его совести, и к выдержке, и к терпению.
Диагноз-то в принципе ясен, но надо посмотреть. Ко нечно, это перитонзиллярный абсцесс. Надо вскрывать, и чем раньше, тем лучше. Пишу направление, вызываю «скорую».
Объясняю маме, что произошло:
— Понимаете, это нагноилась ткань вокруг миндалины. Если не вскрыть, может быть тяжелое осложнение. Даже очень тяжёлое!
Мать и сама понимает, что дело плохо.
Тут появляется высокая женщина, одетая в белое, берёт меня, как котёнка, за шиворот, и говорит мне:
— Сколько же можно тебе твердить, и тыкать тебя носом, чтоб ты, наконец, пошла в церковь, и положила двенадцать земных поклонов перед Господом! За себя, и за всю свою грешную семью!
Я проснулась. Сон был такой силы, что я вышла на кухню, упала на колени и стала молиться за себя, и за свою грешную семью. Но облегчения не наступало ведь я была не крещёной.
И тогда я пошла креститься, не совсем ещё понимая, что делаю. Пошла креститься, чтобы положить эти двенадцать поклонов — в церкви. Что и сделала, оставшись после крещения в церкви одна.
Понятие же об основах веры и воцерковление пришли значительно позднее.
Второй сон был у меня на самых первых шагах сознательной веры, когда церковь стала входить в мою жизнь. Муж у меня в то время пил, и частенько пил с нашими соседями. Соседка работала официанткой, возвращалась домой поздно, часто таща с места своей работы полные сумки продуктов.
Иногда она и нас угощала булочками и пирожками со своей работы. Я не отказывалась. Вообще, мы не ссорились, но совместные пьянки мужа с ней и её мужем — переносила плохо.
И вот, ругаюсь я, а муж мне говорит:
— Ты её (соседку) совсем не жалеешь! Как она, бедная, на своей работе корячится за кусок хлеба!
Тут меня и понесла:
— Да, говорю, ты её жалеешь, а меня, врача, ты не жалеешь! Да я работаю в десять раз больше её! Да она и подмётки моей не стоит! Ты квасишь с ней, вот и защищаешь! И т.д.
Заснули кое-как. Слышу во сне голос:
— Вставай, пора тебе служить! Облачайся, и выходи к алтарю!
Я оторопела:
— Я ведь женщина!
— Ничего!
— Но я ведь службы не знаю! Сейчас я молитвенник возьму, и буду по молитвеннику служить…
— Нет, ты служи то, что ты знаешь!
Я вижу себя в церкви, но не в алтаре, а возле поминального стола, где я служу, многократно повторяя одну единственную фразу: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное».
Я повторяла эту фразу всю ночь, во сне, потом, проснувшись, Я повторяла её всё утро, испытывая мучительный стыд от того, что превознеслась в своей гордыне над другим человеком.
Мужу сказала:
— Извини, что-то понесло меня вчера. Я так не думаю, честное слово.
Третий сон — когда уже более-менее стала разбираться в церковной жизни. Я подружилась с семьёй нашего священника, и стала как бы семейным врачом у них. Часто, очень часто болели его дети — двое детей, мальчик и девочка. Болела и матушка, и сам священник — кашель, простуда, пневмония, и снова всё сначала. Я устала. Устала их лечить, устала за них бояться.
Иногда мне казалось, что батюшка плох, и я реально переживала за его жизнь. И уколы кололи, и травы пили, и всё, что знала, и что не знала — всё делали.
Вечером молилась я:
— Господи! Что мне делать? Как мне их лечить?
Я боюсь, не умрёт ли батюшка.
А ночью вижу: стою я перед длинным столом, за которым сидит молодой, но совершенно седой человек, очень спокойный.
— Ты не должна бояться, — говорит он мне. Пока волосы отца Александра не станут такими белыми, как мои, он епархии не сменит. Спокойно лечи его, как лечила. Теперь спрашивай, что ещё хотела спросить.
А я хотела спросить о монашестве. Очень хотелось иногда оставить всё и уйти в монастырь. А муж, а дети? Временами сердце разрывалось, от несоответствия этого стремления, и всего того, что приходилось делать ежедневно.
Я не говорила словами своего вопроса, а только услышала ответ:
— Не обязательно монахом быть на земле. Можно и на небесах быть монахом. Не рвись!
Я проснулась совершенно спокойной. Ушёл у меня мучительный страх за батюшку и за семью его. Насчет монашества — тоже как бы легче стало, перестало мучить.
Через месяц подарил мне батюшка «Письма Оптинских старцев», и там, в одном из писем, прочла я о том, что есть такие люди, которые становятся монахами на небесах, уже после смерти. Так подтвердился мой сон.
Осталось только удостоиться этой небесной чести.
Вот такие три сна.
И стихи, посвящённые другу моему, священнику, отцу Александру.
Пусть я внутри или снаружи,
В весенний дождь и летний зной,
Но храм стоит, Священник служит,
В кровь обращается вино.
Как долго мне сопротивляться,
Стремиться вдаль, судьбу творить.
Но горько — лгать и притворяться,
А сладко — правду говорить.
и жизни каждое мгновенье
Сложив у верстовых столбов,
Я буду ждать благословенья
И — преломления хлебов.
И как дорога ни закружит,
Но знает сердце все равно Что храм стоит,
Священник служит,
В кровь обращается вино.
Следующий вызов — в дом постройки то ли позднего Сталина, то ли раннего Хрущёва.
Тихо доживающая свой век трёхэтажка, со своим грибком на стенах, со своими мышами и кошками, со своей скрипучей деревянной лестницей.
Здесь, в одной комнатке двухкомнатной коммунальной квартиры, живут бабушка с внучкой. Эту комнатку бабушка получила после отселения, по суду, от собственной дочери — наркоманки. Сюда же забрала и внучку — так и живут вдвоём, матери и отцу девочки дверей не открывают. А чего открывать — если придут, так только украдут чего-нибудь, и всё.
Комнатка бедная, но чисто. Бабушка — не на много меня старше, но выглядит настоящей бабушкой. На лице — застывшее выражение заботы, обиды, и ещё чего-то — безнадёжности, что ли.
Девочка простужена. Стараюсь выписать лекарства недорогие, но проверенные. Бабушка обычно все назначения выполняет. Сижу у них чуть дольше, чем надо. Поговорили и о ценах на продукты, и о рано наступившей осени. И только в конце разговора она оттаяла чуть-чуть, и говорит:
— у дочери обнаружили… что она вич-инфицирована. СПИД у неё. Сама позвонила, сказала, что надо малышку тоже проверять.
— Проверили?
— Да, слава Богу, у девочки ничего нет.
— Вот уж действительно, слава Богу!
С тяжёлым сердцем покидаю этот маленький дом.
Хорошо, что бабушка жива, хорошо, что за внучкой смотрит. Бывают и хуже варианты.
Что же это с нами случилось, а? Что будет с нами, когда умрут наши бабушки?
Я верю, верю, что можно избавиться и от наркомании. Трудно, НО можно, с Божьей помощью.
Конечно, мой собственный опыт не совсем типичен. Ведь я была наркоманкой — от боли, а не для кайфа. Но я прекрасно помню, как это было! Я помню ощущение! Я помню тягу. Я помню, как ходила кругами вокруг процедурного кабинета, ожидая минуты укола.
Ходила, хотя ходить, от боли, было невмоготу. Я помню свою истерику, когда мне вкололи седуксен вместо омнопона!
Тогда, как только диагноз мне был поставлен, меня перевели в самое лучшее в Ленинграде спинальное отделение, уложили на щит. Кончились слёзы, начались будни — лечение, подготовка к операции. Пришёл мой лечащий доктор, огромного роста мужик, по фамилии Гарбуз, и говорит:
— Наркотиков больше не получишь!
— Доктор, я не могу, у меня такие боли!
— Всё, ты уже у нас, боли у тебя пойдут на спад!
Переходим на анальгин с димедролом.
Я, конечно, мучилась первое время. Это сейчас я понимаю, что переживала ломку. Как меня выворачивало! Капельницы, огромные шприцы анальгина с димедролом — сначала по три кубика того и другого, потом по два, потом по одному. Когда по одному – это уже всё прошло, остался только невроз, страх.
Боль действительно прошла, и вот наступил тот день, когда я сказала:
— Давайте, я попробую сегодня заснуть просто с таблетками.
Это произошло ровно через месяц после поступления в это отделение.
То есть в достаточно жестких условиях можно пережить и ломку, и тягу.
Самое важное — тот самый момент мотивации, который я называю — любовь к жизни. Мне хотелось жить! Я слишком дорожила жизнью, своим сознанием, своим — как бы расположением внутри жизни, чтоб спустить всё это за пару ампул морфина.
у тех, кто погибает сейчас, нет её. Нет любви к жизни. Среди прочих аспектов и причин — у них нет любви. У них нет любви — хоть к чему-нибудь, хоть к кому-нибудь, даже к своим детям, даже — к себе. Погибающие без любви — погибающие без Бога.
И мы, бабушки и дедушки, смотрим им в след и судорожно обнимаем внуков, пытаясь удержать хотя бы их У разверзающейся бездны.
Помилуй, Господи, и бабушку, и внучку! Помилуй, Господи, и дочь, и зятя.
Выведи их, Господи, неисповедимыми путями твоими, выведи их туда, где сгорают в любви Твоей все прегрешения наши, вольные и не вольные! Спаси, Господи, детей и внуков наших!
Первый патронаж к новорожденному — это всегда некое действо, которое сродни чуду. Вхожу, спрашиваю — кто? Мальчик? Девочка? Не двенадцать фей и не волхвы — а детский врач и медсестра — вот кто первый приходит в дом к новорожденному – хотите вы этого или не хотите.
— Разворачивайте, разворачивайте полностью! Первый раз надо осмотреть всю.
Девочка. Действительно, чудо. Маленький человек, у которого уже всё есть.
Мама выглядит усталой именинницей.
Я смотрю девочку по определённой, отработанной временем схеме. Проверяю рефлексы, переворачиваю на животик, что вызывает громкий «АХ» у мамы, у бабушки, у молодого и ошарашенного папы.
Первая беременность, первые роды. Слава Богу, всё хорошо.
Множество вопросов:
— Доктор, а это что за прыщики? Доктор, она чихает! А что нам ей давать, чтоб животик не болел?
— Старайтесь в первые дни ничего не давать, просто сами держите диету. Успокойтесь сами и дайте ей адаптироваться, дайте ей привыкнуть к вам. Вспомните себя в новом месте! И не грузите её, не грузите себя — всё будет хорошо. Дети обычно вырастают.
Мало рождается детей. Пусть растёт на здоровье. Сегодня у меня, как никогда — два патронажа. Сейчас направлюсь на второй.
Здесь меня встречают попроще. Попроще и жильё, и мать. Нет ни бабушки, ни папы — мать одна дома.
Разворачиваемся, смотримся. Мальчик хороший, правда, желтуха приличная. Маме уже за тридцать. У меня правило — сначала новорожденного смотрю, потом уже маму расспрашиваю, чтобы первое впечатление было не замутнено ничем.
От восьмой беременности, вторых родов. В середине мед. аборты, шесть раз.
— Доктор, второй раз замужем. Никак родить не могла, лечилась. Муж, слава Богу, любит, всё ждал, сына хотел. У него своих детей нет, а у меня старшему — уже двадцать лет!
— Да, конечно, молодец, что решилась! Новый человек — всегда радость, а если от любви, то радость вдвойне. Крестить будете?
— Обязательно!
— Вы уж простите меня, что вам скажу, только вам надо покаяться в абортах, исповедаться, перед тем, как будете крестить малыша. Снять надо с души этот груз.
Эта фраза не находит отклика. Очень трудно понять, в чём каяться, зачем? Мы хоть и крещёные, да все материалисты. Не воспитали нас, не понимаем, где тут вина. Мы не видим убийства, так как не верим, что там уже человек — от самого момента зачатия. А всё вокруг танцует и кричит: «Занимайтесь сексом!», «Ты беременна — это временно!»
И упаси Бог сказать в молодёжной, да и не только в молодёжной, среде, что аборт — убийство собственного ребёнка!
Сколько должно пройти времени, чтобы изменилось мировоззрение? Как и где надо кричать, как и где молчать? Я не знаю…
Я всё это пережила на своей шкуре. Крестилась я уже после двух родов и четырёх абортов. Вернее, после трёх родов. Первенец погиб тогда, во время болезни.
Сказали мне, что благодать крещения снимает с человека все грехи — но пекло что-то, ворочалось внутри, и я решила всё-таки на исповеди сказать священнику об абортах. Именно решила, а не каялась, ибо, как и эта женщина, в глубине души не испытывала ничего, кроме недоумения. Почему нельзя? Я сама вправе решать — рожать, или не рожать! И никого я не убивала!
Назначил мне священник епитимию: каждый день Петрова поста — по двенадцать земных поклонов перед иконой Богородицы. Кланяюсь-кланяюсь, а в душе не шевелиться ничего. Как-то даже пропустила один день. Но дисциплина взяла своё — на другой день думаю: пропустила, значит, сегодня мне надо двадцать четыре поклона положить.
И вот тут стронулось что-то внутри. Вдруг ощутила я панический ужас, ощутила жуткую боль. Увидела раздираемые внутри меня маленькие тела. Это было не моментальное, а имеющее длительность действие. Я как будто переживала это несколько раз. Потом я как бы увидела их — сначала того, который погиб во время первого кесарева сечения. Про себя я называла его по имени. У него было имя, было давно.
— Я не виновата! — прокричала я ему.
— Я знаю! — ответил он.
Потом второй — это тоже был мальчик. Откуда-то изнутри появилось его имя.
— Меня заставили!
Действительно, рожать второго мне не разреши ли — было ещё мало времени после кесарева.
— Я знаю!
Потом девочка, и снова мальчик. Я снова знала и имена, но на этот раз даже маленького оправдания у меня не было.
Последняя — маленькая девочка.
— Прости! Я не знаю, что сказать тебе…
— Я знаю!
Они ушли, и я осталась одна. Я была распластана на полу. Я была опустошена, выпотрошена. Я не помню, как вернулась к обыденной жизни. Я вернулась к жизни человеком, совершившим смертный грех.
Прости меня, Господи! Простите меня вы, мои не рождённые дети! Простите, простите, простите! Прости, Господи, нас — и меня, и эту женщину, в чьей квартире сегодня новорожденный, и многих, многих нас. Прости…
Опять грязный подъезд, и мой скрипучий верный друг — лифт.
— Привет! Поехали на восьмой!
Мать в длинной юбке, в платке. На лице выражение заискивающее, и одновременно — упрямо целеустремленное.
— Слава Богу, доктор, это вы! Мы так переволновались, мы тут так переживаем! У нас Сашенька в пятницу температурил, мы вызывали дежурного, но мы ему не очень доверяем, и мы решили сегодня вызвать ещё и вас. Вы уж посмотрите, пожалуйста, повнимательнее, ради Бога! Мы вас так ждали, так ждали! Я тут уже травки заварила, молоко тёплое давала… И воду свячёную давала, и маслицем мазала…
Она будет ещё долго говорить. Голос слабый, с придыханием, как бы извиняющийся. Я знаю, что и мне она не доверяет, потому что не доверяет никому, в том числе — самой себе.
Вся комната заставлена иконами, даже лампадка висит. На столе — молитвенник и медицинская энциклопедия.
Вся её фигура выражает некое благочестие — она не притворяется специально, это у неё в крови. Это не игра, а плавный переход — от православного сознания собственной греховности к комплексу собственной неполноценности. Это тоскливая и вывернутая наизнанку гордыня. Глубоко внутри ущемлённая, не осознанная, мучительная для себя и для других.
Здесь понятие греховности, это вот показное благочестие — просто удобное прикрытие собственной несостоятельности. Но не дай Бог напрямую сказать ей об этом — это дело мудрого священника. Или, может, только Божье?
И не дай Бог сказать, что вообще можно меня было не вызывать — действительно, простуда на исходе.
Эта мамаша уже писала жалобу — на моего коллегу, который однажды попал к ним во время дежурства, в воскресенье, примерно год назад. Когда я только пришла на этот участок, меня о ней сразу предупредили. Учти, мол, есть такая «богомолка», она из тебя всю душу вытрясет. Будет вызывать по десять раз на одну простуду, а потом ходить, жаловаться.
Моя рука с трудом поднимается, чтобы перекреститься на её иконы — Бог ни в чём не виноват. Такая «богомолка» может от веры многих отвратить.
Температура у Сашеньки уже упала. Сашенька бледный, нервный мальчик, лет одиннадцати. Что-то не нравится ему, он чувствует фальшь в поведении матери, и он пытается грубить:
— Ма, ну перестань, я уже почти выздоровел! Зачем ты врача вызывала? Что ты лезешь со своими травками? Не буду я ничего полоскать!
Тяжело у них в доме. Я пытаюсь успокоить мальчика:
— Надо ещё немного горло пополоскать, хотя уже и не болит. Курс лечения надо выдержать, хотя бы пять дней. Успокойся, мама тебе желает добра.
«Никогда не говори никогда». Очень часто бывает так: только скажешь, что у больного ничего нет, и что тебя вызвали напрасно, как сразу появится какое-нибудь осложнение. Особенно, если родители ребёнка нервничают. И по этому я молчу, и треплю всю необоснованность этого вызова.
Опять, опять я говорю себе то, что говорю всегда: «Ты видишь нас, Господи, видишь нас с высоты своей! А мы слепы. Мы не знаем, за каким плевритом скрывается остеомиелит позвоночника, за какой ангиной стоит ревматизм, за какой назначенной таблеткой нас ждёт аллергический шок. Мы не знаем, за каким неврозом — истинное страдание, за какой иконой — какая вера, за каким нервным мальчиком — будущий монах, а за каким — опустившийся бомж. Тонкая нить веры связывает меня с Тобой, не позволяет разувериться в Твоей высшей справедливости.
Я, слепая дочь Твоя, снова, тыкаюсь в углы, снова ощупываю руками дорогу перед собой, и снова не знаю — зачем, для чего Ты проводишь меня среди этих людей, зачем опять сердце моё рвётся от жалости и боли, от неумения помочь, от не возможности что-либо изменить. Зачем опять слова вязнут у меня в глотке, и ничего, кроме «выздоравливайте!» не могут произнести! Помилуй меня! Помилуй её! Помилуй нас!»
— Выздоравливай, Саша! А вы, мамочка, успокойтесь, да больше к Богу обращайтесь — Богу доверяйте, он вам всё подскажет, даже как простуду лечить.
Был запах перегара и рванья,
Ребёнок плакал в хаосе постельном,
А на груди, средь потного белья,
На ниточке — был явлен крест нательный.
Дай, Господи, тебя мне не забыть!
Дай, Богородица, уйти — чтоб возвратиться,
Дай, Господи, мне впредь смотреть на лица
Не на бельё, не в грязь, и, может быть,
я вырвусь из мучительных объятий.
Дай, Господи, мне мзды не возлюбить,
Дай, Богородица, мне совесть не утратить,
«Для послушанья, ради пользы братии»
Дай всё раздать, что Ты мне дал потратить.
Дай, Господи, Тебя мне не забыть!
До следующего вызова длинный переход, успею прийти в себя, успокоиться. Осталось немного, и нельзя допускать мысли об усталости, нельзя жалеть себя — иначе будет труднее вдвойне.
Дом девятиэтажный, этаж пятый, квартира двухкомнатная — с мебелью семидесятых годов.
Пыльные книжные полки с давно нечитанными книгами, изданными в те же года. Пушкин, Маяковский, серия «Классики и современники». Как мы гонялись за ней когда-то!
Странно, но мы не понимаем, какие мы одинаковые. Есть квартиры, обставленные в семидесятых, есть в восьмидесятых. Типовая мебель, типовые ковры, типовые книги.
И те, кто сейчас ремонтирует своё жилище, устраивая «евроремонт», вряд ли думает о том, что тоже использует некие типовые схемы, которые тоже устареют, уступив место новым.
Признаю это, как факт, и позволяю себе погладить типовые книги семидесятых, как старых добрых друзей. Спасибо.
Ну, а здесь — всего лишь ветряная оспа. Только несколько слов для мамы, несколько слов для симпатичного больного — по поводу зелёных конопушек. Болей, дитя! Сколько ветрянок у тебя ещё впереди — и первая дружба, и первое предательство; и первая любовь, и первое разочарование. Болей, дитя, болей и выздоравливай!
Следующий вызов — к психическим больным. У девочки — эпилепсия, а у мамы — не знаю точно, что, но знаю, что в психдиспансере на учете.
Участковый врач ежедневно работает на грани на грани основной проблемы психиатрии. Где норма, где патология? Такая вот прикладная проблема.
Часто температура, боль — такое обостряют, такое высвечивают в человеке, что не знаешь, как подступиться к нему. Этих же, своих — я знаю.
В квартире есть ещё один человек — бабушка. Бабушка у них — художница. Все стены в маленькой однокомнатной квартире увешены пейзажами. Насколько я понимаю, пейзажи хорошие. И бабушка не выглядит психически больной. Только усталость — старость, которая не знает покоя.
Может, если бы кто помог продать им эти картины, было бы им легче материально, а то, кроме пейзажей, в доме — вопиющая нищета. Какая-то кушетка под голубым покрывалом, пара стульев. Бельё старое, грязное.
У девочки — приступы нечастые, она учится в обычной школе. Учится слабенько, но пропускать не хочет, всегда просит скорее выписать. Признаков деградации — практически нет.
У мамы — есть. Мама неопрятна, в сбившемся набок платке. Многословна. Всё, что я говорю, записывает в блокнот.
— Всё забываю, доктор, всё забываю…
Весь блокнот испещрён непонятными записями.
Она пишет на каждом вызове, пишет, пишет…
Я назначаю лечение. Как ни странно, обычно они всё покупают, и всегда лечат. Я только назначаю подешевле. Так и ухожу.
Я не знаю статистики. Знаю только, что много у нас психически больных, так много, что ни одна статистика учесть их не может. Больно, грустно.
В своих странствиях по поликлиникам и больницам, в основном по хирургическим отделениям, я много видела разных людей: и больных, и здоровых, и в пограничном состоянии психики. Видела и как врач, и как соседка по палате.
Сколько раз сидела рядом с людьми в послеоперационном психозе. Это как раз тот вариант, когда болезнь, наркоз, и сама операция вдруг выворачивают человека наизнанку, выплёскивая наружу всё самое потаённое, всё самое грязное, что скрыто в человеческой душе.
Только став верующей, прикоснувшись к безднам человеческой греховности, стала я понимать, что выворачивает наружу послеоперационный психоз. И что, бывает, лежит в нас, «нормальных», ожидая своего часа.
Психоз — не тема для стихов. Извините меня, темы возвышенные.
ЕЩЕ РАЗ О ПОСТОПЕРАЦИОННОМ ПСИХОЗЕ
Кричала, корчилась в бреду,
Весь мир кляла, весь мир ругала.
Все эти жуткие броски,
Все эти страшные признанья
Такие жалкие куски растерзанного подсознанья.
Тебя в порядок приведут невозмутимо
Психобратья насильно руки разожмут,
Раскрыв, как будто для объятья,
Или как будто для распятья.
(И снова — все на одного!)
… Еще немного ты побьешься,
Уснешь. Привязанной проснешься,
Уже не помня ничего.
Не помня, даже не скорбя.
Но ангелы склонили крылья
И тихо, бережно прикрыли
Беспокаянную Тебя.
Не избежать своей судьбы.
Возьми десяток операций
Кому-то — выйти и забыть,
Кому-то — на столе остаться.
А ты в палате, на виду,
Бинты кровавые срывала,
А кто-то бьётся, И наркоз
Несёт ему — напоминанье
Что это? Неумение, нежелание ограничить себя в своих желаниях, а иногда и просто прихотях. Ведь вместе с ребёнком и маме, и папе придётся ограничить себя — а не желают! Всё что угодно, купят дорогие таблетки — но не диета! Не ограничение!
За два года моей работы, из множества детей аллергиков, только одного вытянули родители без лекарств, соблюдая вышеизложенные правила. У него был страшный, сплошной, мокнущий дерматит и постоянный, незатихающий кашель. Вызывали меня — каждую неделю по два раза. Потом перестали, и вызвали как-то месяца через четыре.
Кожа ребёнка была практически чистой. В пустой комнате с паркетными полами, при полном отсутствии мягких игрушек, на специальных матрацах и подушках. На полной противоаллергенной диете.
— Мы тоже на диете, доктор! — сказал молодой, симпатичный папаша. — Мы ему эту аллергию передали с генами, и теперь решили вместе выздоравливать. Мы уже начали диету расширять, уже едим немного творога, вроде, пока ничего, не высыпает.
Маленький аскет прекрасно себя чувствовал. Что будет с тобой дальше, маленький аскет? Я надеюсь, что мужество твоих родителей будет вознаграждено. Твоя иммунная система придёт к норме.
И ты впитаешь, вместе с твоей овсяной кашей на воде, всю силу и мощь добровольного отказа, всю чистоту любви твоих родителей. Ты впитаешь всю мудрость Божьей воли, дающей человеку испытания – по силе его.
И с этим — познаешь свою, человеческую силу.
О смерти.
И опять — психоз…
И в нём — душа без покаянья.
Квартира прекрасно отделана, дорогая мебель, зеркала, огромный телевизор. Полы затянуты дорогим па ласом.
Мамаша молодая, растрёпанная, в квартире, извините, «бардак». Как будто специально разбросаны кругом всевозможные вещи. Тут же на столе — засохшая, грязная посуда.
Ребёнок двух лет, вся кожа в сухих бляшках, сопли размазаны по щекам. Кашель сухой, навязчивый. Это мой постоянный пациент. Смотрю горло — язык красного цвета — от чупа-чупса. Этот малыш — аллергик.
В вазе — опять апельсины! Много раз уже разговаривала и убеждала мать, целые лекции читала.
1) Яйцо, рыба, шоколад, цитрусовые, малина, клубника. Все овощи и фрукты красного и жёлтого цвета. Затем — молоко и молочные продукты. Пух, перо, ковры, кошки, рыбки, собаки, морские свинки. Все это аллергены, все это должно быть исключено.
2) Консультация аллерголога, кожные пробы. Экссудативный диатез, атопический дерматит, обструктивный бронхит, бронхиальная астма.
Если не убрать первого, будет второе, по порядку возрастания, или вместе. И почти не бывает исключений.
Тем не менее, в вазе — апельсины, в комнате — аквариум и ковры… И ингалятор нужен уже в «лошадиной» дозе.
А пока я вновь читаю свою лекцию, вновь назначаю кларитин, эуфиллин, вновь пугаю бронхиальной астмой. А что пугать — вот она, рядом.
Посоветовать бы мамаше этой — для начала просто в квартире убрать.
Ну, вот и всё. Теперь уже усталость не прячется в угол, а наступает на меня, проникает в каждую клеточку тела. Иду по улице медленно, наслаждаясь окончанием дела.
На базар, за продуктами, и домой, туда, где я — жена, где я — мама двух взрослых сыновей. Но это уже совсем другая повесть.
Я думаю о том, что завтра — вторник, и приём снова с утра, я думаю о том, что моя работа не имеет конца, пока существуем все мы, пока существует человечество.
Духовная природа наших страданий, как высшая правда — в ведении Бога. Была она святым открыта, явлена была им в своей красе и справедливости. И помогали они людям со своей, почти небесной высоты.
Хорошо, если будет духовная правда хоть немного тебе открыта, вернее — только чуть-чуть будет тебе приоткрыта, и ты поможешь людям от знания своего.
Но уже и то хорошо, когда человек знает, что есть у наших страданий духовная причина. И вложит Господь слова в уста человеку, когда будет сердце его готово, и сумеет он помочь людям так, как даст ему Бог.
Уже и то хорошо, что человек просто знает, что есть над ним Бог.
Уже и то хорошо, что просто один человек помогает другому. Помогает другому переносить страдание, даже не задумываясь — духовная ли, физическая ли природа этого страдания.
Вот и хорошо, что есть врачи — и профессора в клиниках, и в обычных стационарах, и мы, участковые. И только Бог знает — где и когда, что и кому.
Слава Богу. Аминь.
В комнате темно, сумрачно, застойный запах табака. Мать — лет сорока-сорока пяти, голос сиплый, кашляет сама достаточно красноречиво — чуть-чуть больше, чем на обычный бронхит курильщика.
Девочка лет двенадцати, бледная, серая, под глазами круги. Тоже бронхит, после не леченной простуды. Температура — тридцать восемь.
— Как у вас табаком пахнет! Надо проветрить, что ли.
— Да, доктор, я курю, и много курю. Бросить не могу, пыталась уже не раз, но не могу. С мужем пока разводилась, пока скандалы шли, пока ругались — привыкла так, что вообще изо рта сигарету выпустить не могу. И дочка переживает, стала всё время болеть.
Не брошу я в нее камень. Пусть бросит тот, кто не грешен. Я назначила девочке лечение и сказала этой прокуренной женщине:
— Пытайтесь бросить. Пусть безрезультатно, но пытайтесь. И молитесь, Бога просите помочь. Только не отчаивайтесь, если сразу не получиться. Может, получится так, как вы и не думали никогда. Только верьте. Верьте Ему больше, чем себе.
Что нам, Господи, готовишь,
Этой ночью, днем грядущим?
Что нам, Господи, готовишь
И куда нам правишь путь?
Что нам, Господи, готовишь?
Будет завтра — хлеб насущный?
Будет — сказанное слово?
Будет ли, на что взглянуть?
Что мне, Господи, готовишь,
Чем мне испытаешь душу?
Завтра
я узнаю завтра,
А сегодня я слепа.
А сегодня, этой ночью,
Прямо в мягкие подушки
Всеблагой Господней Воли
Я укладываюсь спать.
Из-за темного рассвета
Потихоньку — выйдет Завтра,
И опустится на Землю,
Обопрется на меня.
Что мне, Господи, готовишь?
Жду Тебя, Тебя приемлю. Буди!
— Господи, помилуй!
Наступающего дня.
Источник: Татьяна Шипошина. «Тайна Спасенного квартала». М., 2006
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 1.
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 2
Текущий понедельник, или Помилуй, Боже, участкового врача. Часть 3.