Что ж за вера у нас такая: иудеям соблазн, эллинам безумие, всем «нормальным людям» — полное недоумение?
Вот уже неделю в блогосфере стоит легкий гул и далеко не всегда одобрительный: чего забыли, православные? Зачем вам это стояние на морозе?
Пишет вполне доброжелательный и, видимо, совсем нецерковный человек по имени Ольга:
«Друзья мои, вот кто-нибудь может мне внятно объяснить, что может двигать человеком разумным, который готов отстоять 10 часов в трехкилометровой очереди на промозглом колючем ветру при минусовой температуре за бортом, чтобы приложиться к сундуку, в котором лежит пояс, который якобы носила Пресвятая Дева Мария. Многие притащили с собой детей.
Муж сказал: «Дорогая, это же фишка такая главная в христианстве — постоянное ожидание чуда».
Понимания мне это его объяснение не прибавило, скорее наоборот.
P.S. Никоим образом своим вопросом не хотела обидеть верующих христиан. Вера — дело такое — или да, или нет. Но понять мотивы людей все равно хочется».
Ольге объясняют верующие друзья:
«Эту реликвию привезли не просто так. Она обладает каким-то чудодейственным свойством излечивать от бесплодия и от других хворей. Вот люди — а многие из них приехали специально из других городов! — которые хотят излечиться, потому что отчаялись и разочаровались в других способах, ждут чуда от Пресвятой…»
Воцерковленным верующим все понятно.
«То, что происходит сейчас в Москве, это Чудо Божие. Сотни тысяч людей, нескончаемым потоком, вместе с детьми, старики и молодежь, движутся через забитый пробками и суетой город к Поясу Той, Которая Родила Спасителя. Двадцать лет их убеждают эксперты и СМИ в том, что нет никакой духовности; что нужно от жизни брать все и сейчас. А стремиться к высокому, к светлому глупо и несовременно. А они идут , выстроившись в многокилометровую очередь, к Поясу Той, Которая Родила Спасителя.
Зачем идут?! Зачем морозят себя и своих детей?! Отвечают – «За Благодатью».
А что это такое – Благодать?!
Один из простаков позвонил на «Радио-ФМ» и поделился своим горем. Он нашел, кому дать, и дал взятку в 10 000 рублей, чтобы «без очереди», без молитвы и святого стояния, провели его к «этому поясу», за этой Благодатью. Деньги взяли, его провели.
Абсолютно ничего он не ощутил, и о том с возмущением сообщил слушателям своего родного радио. А радиоведущий с сочувствием в голосе разделил его возмущение. Это ж надо 10 000 рублей отдать, а там ничего. И ничего не увидеть, и ничего не услышать, и даже не почувствовать.
Там, действительно нет того, что можно купить за деньги и запихнуть себе в утробу. Что можно пережевать, или натянуть себе на ягодицы, чем можно похвастаться и, что можно присвоить.
Потому как эта Благодать дается лишь Чистому Сердцем»,
— проникновенно пишет один блогер.
«На наших (моих) глазах творится самое настоящее чудо Божье — сотни тысяч людей устремились к величайшей христианской святыне. Кто бы что ни говорил — эти люди не дураки и знают, за чем и куда они стоят. И будет им за это помощь свыше.
Пусть многие не смогли приложиться — ибо Господь и «намерения целует»»,
— восторгается другой.
Заглянем на набережную.
Популярный жж-юзер Рустем Адагамов предложил помочь волонтерам:
«Я думаю, что тем, кто живет рядом с набережной, вполне можно сходить с термосом горячего чая к очереди и согреть стоящих на морозе стариков. Волонтеров, которые разносят кашу и чай, как я слышал, не хватает».
Среди сотен комментариев немало скептических. Некоторые объясняют интерес к святыне… скукой. Впрочем, фотограф Алексей Талипов, побывавший у пояса во время его пребывания в Санкт-Петербурге, не согласен:
«да ладно) у меня вот ни разу не скучная жизнь, и не пожалел 13 часов отстоять в аналогичной очереди к поясу в спб».
Между прочим, в его блоге выложены несколько замечательных черно-белых фотографий со встречи святыни в аэропорту.
Будем говорить честно: в блогах попадаются далеко не только недоуменные и восторженные реплики. Очень много откровенного негатива, цитировать который не хочется. Вкратце: сомнения в подлинности святыни, презрение к верующим, обвинения Церкви в организации и поддержке обмана… Всего не перечислить, и исходило это далеко не только от антиклерикалов, но и от вполне церковных людей.
Одна деталь задела очень многих: в храм в большом количестве входили VIP-персоны по пригласительным билетам.
Впрочем, замглавы пресс-службы Патриархии диакон Александр Волков уже опроверг информацию о том, что эти пропуска раздавали официально.
А что же пишут сами паломники или с их слов?
Самый отрицательный и весьма объемный отзыв принадлежит некоей Юлии Басилаевой. Процитируем его с сокращениями из блога женщины, не дошедшей до храма из-за усталости:
«В СМИ всё выглядит радужно и прекрасно. Итак, реальное положение дел.
Москва, 3:40 ночи. Живая очередь начинается от Крымского проезда по всей Пречистенской набережной до упора на Волхонку. Автобусы сразу угоняют в Лужники. Паломники с Брянска, Ярославля, Тулы, Рязани, Липецка, Беларуси, Вологодской обл. Десятки тысяч человек. В основном, налегке. Т.к. рассчитывали ч на 4-6. В основном, женщины, старики, семейные пары, немного молодых мужчин. Очередь практически стоит. Патруль поначалу изображает кипучую деятельность. Потом на Майбахах просто уезжает.
Рассвет на Москве-реке. Относительно тепло. Упомянутые ранее в СМИ полевые кухни, палатки с горячим чаем и кофе гораздо дальше. Единственно, что спасало – автобусы, стоящие каждые 5 м плотной вереницей для желающих согреться. И, если вначале люди неохотно шли греться, скорее, с целью размять тело, то к 6-7 часам автобусы были битком. Похолодало. В 7 утра очередь намертво встала, пройдя за 3,5 ч 400 метров. Ни патруль, ни дежурившее рядом духовенство комментарии не давали. Вскоре люди выяснили, что в одном месте ограждений местные москвичи беспрепятственно просачиваются в общую массу. Патруль бездействует. Потом что-то произошло. Начальство, видимо, шевельнулось. Перекрыли движение всей Пречистенки. В начале 10 очередь интенсивно стала двигаться. … Оптимизм длился недолго: мы застряли на час под Андреевским мостом. На промозглый ветер не обращали внимания только стайки уток.
Следующие 7 ч мы прожили на этой набережной, периодически забегая в автобусы, дабы не закоченеть. Кордоны сужались. Толпа нагоняла тебя сзади; создавалось впечатление, что патруль глумится над народом. Началась давка. Люди падали в воду. Подойти к появившимся ларькам с выпечкой и горячими напитками было невозможно: кордоны открывали всегда внезапно, приходилось быстро передвигаться. … Выстояв 12 ч, народ впал в истерику: мы не прошли даже половины. …
Патруль объявился лишь на светофоре на подходе к храмовому комплексу. И опять кинул нас надолго. Порционный расчет массы ни к чему хорошему не привел. Потому как вновь прибывшие нагло теснили впереди стоящих и сохраняющих хоть какое-то спокойствие людей. И если вначале полиция объясняла каждому руководителю, что идут строго группами, то практика показала, что это миф. Они же сами произвольно разделяли эти группы, вследствие чего всем приходилось несколько часов ждать своих еще не приложившихся земляков. На Волхонке после 15 ч стояния началось нечто жуткое – женщины сметали ограждения, мужчины наносили себе увечья, пытаясь вырваться из тисков. А патруль, как в бреду, повторял: «Равняйтесь на ограждение вправо», которое и без того самое плотное. И тут началась настоящая давка. …
Людей накрыло отчаяние. Кто-то уходил вообще, прорываясь сквозь капкан ограждения. Кого-то в полуобморочном состоянии трясло от холода. К ночи температура опустилась до -10. Рядом одна женщина тихо молилась.
И вот мы подошли к финишной прямой. (как нам казалось…) Что мы увидели? Бесконечно заходили без очереди: vip-сектор с женами и их подружками, духовенство, различные делегации прям на автобусах (при запрещенной стоянке), семейные пары с грудными детьми, инвалиды. А основная очередь длиной в 7 км тупо стояла как эшелон, которого гнали этапом куда-нибудь на Соловки, и опаздывала на все автобусные и ж/д рейсы. Запасов воды и еды не было. Выйти совсем из ограждения обезумевший патруль не давал, активно выражаясь нецензурой.
Подобие хоть какого-то порядка было на самой прихрамовой территории. После полного досмотра каждый шел в совершенно другие, западные, врата. Витиевато прошли по всему периметру храма. Уже внутри было как обычно: всё чётко. Зашли нескончаемым потоком к самой святыне, в центр, молниеносно католически приложились (правой рукой) и быстренько исчезли в выходе с восточной стороны.
В целом мы стояли 18 ч. Морально нас не было. Самоощущение притупилось. Где-то далеко в сознании была одна мечта – сесть в автобус и закрыть глаза.
Москва с организацией подобного мероприятия не справилась, показала себя с позорной стороны, изощренно поиздевавшись над людьми. Т.к. ни в Иерусалиме, ни в Киеве, ни в С.Посаде не бывает таких временных задержек. У МВД не было никакой чёткости и координированности действий. Порядок и своевременный доступ они не обеспечили. В результате народ отправился назад с 12-часовым опозданием, молясь только об одном – не подхватить воспаление легких».
К той же записи был оставлен гораздо более оптимистичный комментарий:
«Никаких истерик при мне не было, всё проходило достаточно спокойно. «VIP»-персоны бывают всегда и при любых обстоятельствах, так что же, — революцию из-за этого устраивать? Мне всё равно, сколько народу прошло без очереди, большинство из них были дети с родителями и инвалиды. Люди веди себя абсолютно нормально, спокойно и адекватно. В тесноте и давке на заключительном этапе пара больных бабулек повозмущалась, что на них «напирают сзади» и «благодати этим людям не будет», в общем, вот и всё.
Нормально это или нет, — я не знаю и не берусь судить. Оценивать других людей не буду, пусть каждый за себя отвечает сам. Я захотела попасть к поясу Богородицы, у меня это получилось, я этому рада и не жалею о потраченном времени».
Другой комментарий, тоже радостный:
«У нас одна сотрудница два дня назад из больницы сбежала, чтобы к Поясу Пресвятой Богородицы приложиться. Она попросила охрану, чтобы ее пустили, объяснив, что из больницы сбежала — и ее пустили без очереди. А сегодня она вышла на работу и говорит, что уже и не помнит, когда себя последний раз так же хорошо, как сейчас, чувствовала».
Рассуждение, и радостное, и грустное:
«Думаю, для многих эта очередь стала просто первым этапом на пути к пониманию, что жизнь многогранна. Кто-то найдёт в себе силы и дерзнёт именно от чистого сердца попросить о желаемом. И получит его. И расскажет другим. Кто-то, может, начнёт ходить на Литургию. Кто-то наконец-то выберется из суматохи житейской и эти часы проведёт наедине с собственной душой… Мало ли…
Я могу точно сказать, что каждый там получит то, что надо.
О себе могу сказать, что я шла не за подвигом. Я попала туда вообще случайно — в осенних сапогах и капроновых колготках. И простояла 4,5 часа. Мне они были нужны, эти 4,5 часа. Лично мне. Не больше и не меньше».
Кажется, наиболее сильные эмоции испытали люди, от Церкви достаточно далекие. Не откажем себе в удовольствии процитировать один такой красочный отчет полностью:
«Я сделала ЭТО! Провела участие в night party на Фрунзенской набережной. Если не знать ЦЕЛИ этой туссы, то со стороны — это полный сюр: толпа народа, поделенная приблизительно на части по 150 человек, перемещается от одного ограждения к другому на променаде Москвы-реки по охраняемому коридору, и мечется между туалетными кабинками, палатками с провизией и автобусами, выстроенными в непрерывный ряд по всему маршруту и нещадно коптящими небо и людей в очереди выхлопами дизеля. Время в пути от 16-18-ти часов (если повезет) до 22-24…
Но обо всем по порядку. Я человек далеко не ортодоксальная, скорее сочувствующая Православию, но упустить возможность поклонится этой святыне не смогла. Воодушевленная радостными репортажами про очередь длинною в шесть часов, отличную организацию и умиленные комментарии паломников, я все-таки решила утеплиться: лыжный комби, на ногах кларки на толстой каучуковой подошве, с овечьем мехом внутри и стельками с алюминиевым отражателем, многочисленные поддевочки и мохеровое пальто. Лук был довольно нелепый, но как показала практика, я сделала правильный выбор. Освободившись в 14.30, я на такси поехала искать своего любимого, который стоял в очереди с часу. Отпустив водителя во дворах в районе Спортивной, я спустилась к Лужнецкой набережной и созвонившись с милым, встретилась с ним у Андреевского моста. Очередь сурово охранялась, но мне каким-то чудом удалось беспрепятственно проникнуть за ограждение.
Про охрану можно сказать словами песни Алешковского, напетой моим спутником: Стой, стреляю! — воскликнул конвойный, злобный пес разорвал мне бушлат… Но встречались вполне адекватные, сочувствующие своим подопечным. Так в семь часов вечера удалось уговорить одного милого мальчика, чтобы он пропустил в очередь мою подругу, известного педиатра, только что закончившую прием в детской поликлинике. Позже, около полуночи, договорились с другим, чтобы он пропустил мужа моей знакомой.
Про хорошую организацию не верьте! Как можно считать организацию таковой, если в течении дня, с часу до восьми вечера, очередь продвинулась всего на пятьсот метров. Замерзшие паломники штурмом брали нечастые автобусы, чтобы отогреться (на моих глазах в одном из них выдавили стекло!). Чай из полевой кухни пить было не возможно (отдавал тряпками), а разрекламированной каши не хватало, может, и лучше, так как вонь от нее перебивала даже выхлопной автобусный угар. Спасали частые палатки Стардогс с платными горячими сосисками и отличным кофе. Сюрпризом стал бесплатный чай от этой компании. Условия такого марафона выдержал бы не каждый спецназовец, поэтому, когда в третьем часу ночи наша группа миновала Крымский мост, численность паломников зрительно поубавилась. Из реплик в очереди запомнилась фраза одной театральной актрисы, стоящей с нами: «Господь посылает испытания только тем, кого любит», и ответ: «Очень бы хотелось, чтобы в эту ночь Господь чуть ослабил свою любовь».
Уже в храме в начале седьмого утра, пройдя под аркой, на которой находился ковчег с поясом, я услышала фразу священника о том, что благодать от Пояса Пресвятой Богородицы сама вас коснется. Светлая радость покрыла меня. Мой мозг еще не может вместить всей глубины встречи со святыней, но уже меня поражает количество чудес, произошедших со мной в эту ночь, и самое главное, что я выстояла 16 часов! не сильно замерзнув. Простояв почти все время на ногах, я не чувствовала усталости, а время в очереди прошло незаметно. А каким чудом показалась теплая ванна и уютная постель уже дома!!! »
Пишет Юлия:
«Никакой давки или паники — все очень спокойно и организованно (стоят полицейские, которые не пускают «блатных», и волонтеры, которые следят за очередью и по возможности помогают). Мы провели в очереди около 50 — 60 минут, не больше! В Храме все спокойно (можно купить свечи и т.д.). Детей прикладывают полностью (лицом — целовать), а взрослые только рукой. На выходе всем дают пояски (освященные на поясе Богородицы). Я, конечно, не знаю, может быть, нам сильно повезло, но думаю, что не мы же одни там были… Я очень рада, что смогла попасть!!! Я верю!!! Думаю, что разговоры о нагнетании обстановки СМИ — просто недовольство тех, кто долго стоял. Но это дело такое… Желаю всем, кто пойдет, УДАЧИ! И главное — ВЕРЬТЕ!»
Пишет Юлия:
В очереди стоим примерно 30 мин. Проходим в Храм. Здесь никакой давки. Свободно дошли до Святыни. Приложились. получили на выходе пояски и иконки. СЛАВА ГОСПОДУ БОГУ!!!!!!!!!! Дети спрашивают -«мам, ты что просила?» Ничего не просила…. не до того там. всё очень быстро проходит. я вообще полагаюсь на Господа. Все нужды мои он знает. в церкви прошу всегда здоровья детям моим, мужу. А себе — чтобы укреплял меня в вере. А что нужно ещё просить — не знаю. Вот как-то так. Радость светлая переполняет наши души. особенно Антоша счастлив. Целый день только и разговоров о Богородице и её поясе. Паша сказал — когда вырастет, на Афон поедет, будет за сердечко своё просить… Даст Бог — сбудется. Желаем всем, кто собирается в Храм Христа Спасителя, сил, терпения и Божьей помощи!!!!
Пишет Влада:
Сегодня утром в 11 поехали в Храм Христа Спасителя. Поехала со Степочкой в слинге и мамой своей. С деточкой нас пропустили без очереди. Наверное, в час дня уже дома были. Просто плакала от счастья: в храме такие чувства нахлынули, не верилось, что попала. Степушку приложила, а сама дотронулась рукой, хотя могла и приложиться, но не стала — сказали мне, что рукой, значит так и сделаю. При выходе подарили нам поясок и икону. А еще какой-то монах подарил мне белую розу. Уверена, что монах с самого Ватопеда — загорелый, и одеяние такое было у него, как в фильме про Афон. Впечатлений много. День необычный, эмоции через край. Рада очень, если не сказать больше.
Порадуйтесь за нас!
Вышло так, что я прошла, а мама нет. Потому что мы как-то растерялись. Поэтому мама поедет с Ярославом в 4 часа — как из садика заберем, так и поедут. Хорошо бы и им попасть туда.
После такого фонтана оптимизма хочется только пожелать всем такого же радостного настроения, благодати и заступничества Божией Матери.