Возможно ли верующему христианину быть дарвинистом?
С 1973 года в Великобритании вручается самая престижная и большая научная премия — Темплтонская премия — аналог Нобелевской, но принимающей во внимание и духовно-нравственный аспект исследования лауреата.
В 2010 году лауреатом премии стал всемирно известный биолог и генетик профессор Франциско Айала. «Человек эпохи Возрождения эволюционной биологии» — так назвали его СМИ. 5 мая 2010 года на церемонии в Букингемском дворце он получил от Его Королевского Высочества принца Филиппа, герцога Эдинбургского, премию Темплтона. Он пожертвовал всю премию (1 миллион фунтов стерлингов) в Университет Калифорнии в Ирвине, передав ее для аспирантских стипендий в области биологических наук.
Айала знаменит своим прорывом в изучении болезни Шагаса, а также своей теорией о том, что теория эволюции объясняет проблему происхождения зла в мире. Почему верующий католик, отмеченный самой престижной духовной премией, выступает против гипотезы креационизма, как эволюция, по мнению Айалы объясняет происхождение зла и какие взгляды перенял Айала от своего научного руководителя — православного ученого В.Добжанского?
Редакции портала «Правмир» предоставилась удивительная возможность (это первое в 2010 году интервью Айалы русскоязычным изданиям) возможность подробнее расспросить профессора Айалу о его столь высоко оцененной концепции.
Мы публикуем данные на наши вопросы ответы и приглашаем читателей к обсуждению выводов, к которым пришел один из величайших ученых современности.
Религия и наука — два равноправных окна в мир
— Профессор Айала, вы получили недавно премию Темплтона 2010 на сумму в 1 миллион фунтов стерлингов. Скажите, пожалуйста, за что вы получили эту премию?
— В документе сказано так: «Франциско Хосе Айяла награжден премией Темплтона 2010 за выдающиеся достижения как эволюционного генетика и молекулярного биолога, а также за противостояние переплетению науки и религии и за призыв к взаимному уважению между ними. Профессор Айала защищает веру как уникальное и важное окно в понимание вопросов, целей, ценностей и смысла жизни, хотя он и предостерегает от вторжения религии в науку. Фонд Джона Темплтона отдает дань уважения Франсиско Хосе Айале за его научный труд и за выступления по поводу законной роли науки и религии в развитии научных исследований и открытий в области научного и духовного прогресса».
— Вы эволюционист, автор многочисленных книг и статей. На Ваш взгляд, совместима ли теория эволюции с верой?
— Эволюция и религиозные убеждения не должны находиться в противоречии. Действительно, если наука и религия понимаются правильно, то они не могут входить в противоречие, потому что они затрагивают разные вопросы.
Наука и религия — это два различных окна, через которые открывается мир. Два окна выходят на один мир, но они показывают различные аспекты этого мира. Наука исследует процессы, которые относятся к миру природы: как движутся планеты, каков состав вещества и атмосферы, каково происхождение и адаптация организмов.
Религия же — о смысле и назначении мира и человеческой жизни, правильном отношении людей к Творцу и друг к другу, моральных ценностях, которые вдохновляют и регулируют жизнь людей.
Видимые противоречия появляются, когда либо наука либо верования, а зачастую и оба, выходят за свои границы и незаконно посягают одна на другую.
Наука — это способ познания, но не единственный способ. Знание также происходит из других источников. Человеческий опыт, художественная литература, искусство и история дают действительные знания о мире, так же как и откровение и религия для верующих людей. Значение мира и человеческой жизни, как и вопросы, касающиеся моральных или религиозных ценностей, выходят за рамки науки. Однако эти вопросы очень важны, для большинства из нас, они важны по меньшей мере также, как и научное знание как таковое.
Некоторым христианам теория эволюции кажется несовместимой с их религиозными убеждениями, поскольку она не совпадает с Библейским шестодневом – повествованием о творении мира. Первые главы библейской книги Бытия описывают, как Бог сотворил мир, растения, животных и человека. Буквальное толкование Бытия кажется несовместимым с теорией постепенной эволюции человека и других организмов под влиянием естественных процессов. Но многие библейские ученые с первых веков христианства, утверждают, что интерпретировать Библию как учебник по астрономии, физике или биологии – грубая ошибка!
Некоторые христианские богословы уже в девятнадцатом веке, вскоре после публикации Дарвином «Происхождения видов», нашли решение очевидному противоречию между эволюцией и креационизмом в утверждении, что Бог действует через промежуточные причины. Происхождение и движения планет можно объяснить законом всемирного тяготения и другими природными процессами, не отрицая Божьего творения и провидения. Так же и эволюция может рассматриваться как естественный процесс, через который Бог привел живых существ к жизни и развил их в соответствии с его планом.
— Как связаны, на ваш взгляд, эволюция и существование зла?
— Одной из трудностей приписывания строения организмов Творцу является то, что мир исполнен недостатков и дефектов.
Посмотрим на человеческий глаз. Волокна зрительных нервов в глазу образуют зрительный нерв, который пересекает сетчатку (с тем, чтобы достичь мозга) и таким образом создает слепое пятно, незначительный недостаток, но это все же несовершенство конструкции. А у кальмаров и осьминогов нет этого дефекта. Разве Творец больше любит кальмаров, чем людей, и потому сделал их глаза более совершенными, чем человеческие?
Рассмотрим теперь человеческую челюсть. У нас больше зубов, чем позволяет размер челюсти, и поэтому зубы мудрости многим приходится удалять, а ортодонты неплохо кормятся, выпрямляя оставшиеся зубы. Будем ли мы винить Бога за этот промах? Ведь обычный инженер сконструировал бы лучше. Эволюция дает правильное осмысление этих недостатков и несовершенств.
Примеры недостатков и нарушений в самых различных организмах можно множить и множить. Мир организмов также изобилует жестокими вещами. Хищники убивают и пожирают свои жертвы. Если существо живет по человеческим или высшим стандартам морали, то это жестокость. Но если мы принимаем существование естественного отбора, то эта жестокость становится не более чем метафорой и не подлежит моральной оценке.
Природные процессы не обременены моральными ценностями
— Вы писали о том, что теория эволюции Дарвина помогает религии. Каким образом?
— Если мы утверждаем, что организмы и их части были специально спроектированы Богом, мы должны отвечать за некомпетентное строение человеческой челюсти, узость родовых путей, а также несовершенства нашего позвоночника, который не очень-то подходит для прямохождения. Верующим людям не мешало бы признать революцию Дарвина и признать, что естественный отбор определяет строение организмов, а также нарушения, странности, жестокость и садизм, которые пронизывают нашу жизнь. Эволюция позволяет отнести эти неудачи к естественным природным процессам, потому что они не имеют морального статуса, а не отнести их к непосредственному созданию или замыслу Творца.
До того как возникла современная физика, в некоторых религиозных воззрениях считалось, что дождь, засуха, землетрясения и извержения вулканов — непосредственно посылает Бог, чтобы награждать или наказывать людей. Эта точка зрения предполагает, что Бог вызвал цунами, в результате которого погибли 200 000 индонезийцев несколько лет назад. Это совместимо с тем, что Бог милостив? Тем не менее, мы знаем, что цунами и другие стихийные бедствия произошли в результате естественных процессов. Природные процессы не обременены моральными ценностями. Критики могут возразить, что Бог мог бы создать другой мир, без катастроф. Да, в некоторых верованиях считается, что Бог мог бы создать другой мир. Но это не будет творческой вселенной, где образуются новые галактики, возникают звезды и планетные системы, дрейфуют континенты. Наш мир творческий и намного более замечательный, чем мир статический.
Теперь вернемся к плохо сконструированным челюстям, паразитам, которые убивают миллионы детей, а также плохо разработанной репродуктивной системе человека, из-за которой ежегодно в мире происходят миллионы выкидышей. Если эти страшные вещи произошли по непосредственной вине Бога, то Он в ответе за моральные следствия. Если автомобили взрываются при включении зажигания, инженеры-конструкторы несут ответственность. Но если страшные события произошли в ходе эволюции и других природных процессов, то моральных последствий нет, потому что природные процессы не обременены моралью. Некоторые могут возразить, что Бог все равно за это отвечает, потому что Он мог создать мир без жестокости, паразитов или дисфункций. Но мир жизни с эволюцией гораздо более увлекательный, это творческий мир, в котором возникают новые виды, появляются сложные экосистемы, и люди постоянно меняются.
— Если эволюция существует, появляются ли новые виды сейчас? Есть ли исследования, которые подтверждают это?
— Ученые согласны с тем, что эволюционное происхождение животных и растений – это научное заключение, находящееся за пределами любого разумного сомнения. Они помещают его в ряд таких устоявшихся понятий, как округлость Земли, ее вращение вокруг Солнца и атомное строение вещества. То, что эволюция случилась — это факт, говоря обыденным языком, а не просто теория.
Теперь можно возразить. Как можно утверждать, что эволюция произошла, если никто не наблюдал за эволюцией видов, например, эволюцию человека и шимпанзе, от общего предка, а тем более если это нельзя повторить экспериментально? Ведь наука основана на наблюдении, повторении и эксперименте?
Это действительно так. Ученые могут наблюдать и экспериментировать с последствиями эволюции.
Гелиоцентрическая теория Коперника утверждает, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученые приняли это утверждение из-за многочисленных подтверждений предсказанных им последствий, хотя еще никто не наблюдал непосредственное вращение Земли вокруг Солнца. Даже сейчас никто не наблюдает годовой круг вращения Земли вокруг Солнца, даже космонавтам это не видно.
Мы признаем, что материя состоит из различных атомов, даже если никто не видел атомов, поскольку существуют подтверждающие наблюдения в физике и химии.
Теория эволюции также зависит от чрезвычайно многочисленных наблюдений и экспериментов, которые подтверждают последствия теории. Так, например, утверждение, что люди и шимпанзе более тесно родственны друг другу, чем бабуинам, ведет к гипотезе, что ДНК человека и шимпанзе больше похожа, чем у шимпанзе и бабуинов. Для проверки этого предсказания, ученые выбирают конкретный ген, изучают структуру его ДНК у каждого вида, и таким образом подтверждают вывод. Эксперименты такого рода повторяются различными способами, для получения дополнительной уверенности в результате. И то же самое имеет место для бесчисленного множества прогнозов и связей между разными видами организмов.
Эволюционное происхождение организмов сегодня – несомненный научный вывод, в котором ученые настолько же уверены, как и в известных теориях в области физики, астрономии, химии и молекулярной биологии. Эта степень уверенности не полежит сомнению, биологи говорят, что эволюция — это «факт»; эволюционное происхождение организмов принимается практически каждым биологом.
Материалы об очевидных свидетельствах эволюции в прошлом и происхождении новых видов, публикуется ежегодно в тысячах и тысячах научных статей в сотнях научных журналов. Изучение биологической эволюции изменило наше понимание жизни в мире.
Биологическая эволюция лежит в основе трех основных особенностей окружающего нас мира: сходства между живыми существами, разнообразия форм жизни, и адаптации организмов: почему у животных есть глаза для видения, крылья для полета, и жабры для дыхания в воде. Эволюция отвечает за появление людей на Земле и проясняет наши отношения с другими живыми существами. Эволюция сегодня — это центральный организующий принцип, который биологи использовуют для познания мира. Как сказал Феодосий Добжанский — один из крупнейших эволюционистов двадцатого века: «В биологии что-либо приобретает смысл только в свете эволюции».
— Вы упомянули профессора Феодосия Добжанского, одного из научных гигантов двадцатого века. О нем пишут как о благочестивом православном христианине. Он также был вашим наставником. Не могли бы вы рассказать нам о Добжанском как о мыслителе и верующем человеке, как именно он повлиял на вас?
— Профессор Добжанский утверждал, что верующие люди, христиане, совершают ошибку, видя в науке костыль, или извинение, или основу для религии. Он думал, что такое утверждение, в конечном счете, вредит религии. Некоторые теологи и верующие пытались использовать научные аргументы, чтобы доказать существование Бога. Говорят о неизвестных пока вещах, которые якобы доказывают существование Бога. Это ошибка с точки зрения религии. Это подход Бога Пробелов, чтобы оправдать религиозные убеждения. Есть события в мире, причины которых мы не знаем, и эти люди говорят, что раз у нас нет объяснения, значит, это действие Бога. Наука может, в принципе, обеспечить полное представление о природе в своих рамках. Подход Бога Пробелов приводит к непрерывному отступлению религии: все больше и больше открывает наука. Это подрывает доверие к религии в глазах многих, как сказал бы Добжанский.
Но вопросы, которые задает наука — это не единственные представляющие интерес вопросы в попытке понять мир. Рассмотрим художественную литературу и искусство. Они полностью вне научной сферы. Художественный опыт выходит за пределы возможности тех путей познания, которые представляет наука. И все же, искусство — это действительный способ получения знаний. Не только действительный вид опыта, но на самом деле действительный способ получения знаний. Достоевскому есть что сказать о человеческой природе и о нашем месте в мире. Это знания, но это не наука. Это знания различного плана. Но это знание имеет вес и оно имеет смысл.
Взгляд Добжанского состоял в том, что научное описание и представление о мире говорят нечто очень важное для технологических и экономических последствий. Но с точки зрения реализации человеческого духа, много можно сказать о мире, будь то в физическом мире или живом мире, что остается вне сферы науки. Религия и наука обращаются к различным сферам человеческого опыта. Религиозный опыт дает нам другой путь познания, другой вид знаний, как и художественный опыт дает нам другие знания.
Научный и религиозный взгляды на мир не пересекаются, они связаны с различными источниками знаний. Но я не верю, что они могут быть противоречивыми, что можно сказать, что что-то белое, а другой — что это что-то не белого цвета. Они просто касаются различных аспектов реальности, разных уровней опыта.
Я закончу на оптимистической ноте. Я считаю, что в последние несколько лет мы вступаем в новую эру в диалоге между наукой и религией. Вместо того, чтобы воевать, мы стремимся ко взаимному уважению и пониманию. Не только примирению, но и взаимному пониманию. Некоторые цели у научного и религиозного сообщества общие. Мы хотим, чтобы граждане Соединенных Штатов, России и, конечно, всего мира жили полной жизнью и совершенной жизнью. Научная грамотность способствует этому, но есть и другие аспекты. Религиозный аспект – один из них.
Подготовили: А. Данилова, А. Заякин, профессор А.В. Любимов
12 июня 2002 года президент Джордж Буш в Белом доме наградил Айалу Национальной медалью науки. С 1994 по 2001 год Айала был членом Комитета президента Клинтона советников по науке и технике. Он был президентом и председателем Совета директоров Американской ассоциации содействия развитию науки (1993-1996), президент Sigma Xi, научно-исследовательского общества США (2004-2005).
Д-р Айала опубликовал более 1000 статей, автор и редактор 34 книг. Его научные исследования проходят в области популяционной и эволюционной генетики, происхождения видов, молекулярных часов эволюции и взаимодействия между религией и наукой. Доктор Айала – профессор биологических наук в университете Калифорнии в Ирвине (UCI), профессор философии в Школе гуманитарных наук и профессор логики и философии науки в школе социальных наук в UCI.
Templeton Prize winner Fr. Ayala: The theory of evolution can explain the existence of evil