Участники патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», которое состоялось в Москве 28-29 ноября 2012 года, на заключительном пленарном заседании приняли итоговый документ, в котором перечислены плюсы и минусы преподавания теологии в светских учебных заведениях, а также намечены пути решения проблем в этой сфере. Чем теология отличается от религиоведения и нужна ли она в вузах? Комментируют специалисты.
Игумен Петр Еремеев, ректор РПУ, декан факультета теологии:
Теология — взгляд на веру изнутри
Богословские дисциплины в Российском православном университете были с первого дня его основания. На момент определения меня ректором вуза теология как специальность в РПУ отсутствовала, но теологическая компонента в разных видах входила в вузовские учебные планы, а также реализовывалась в рамках программ дополнительного профессионального образования. Студенты, которые изучали такие специальности, как экономика, юриспруденция, психология и т. д., первые два года обучения традиционно посещали лекции богословского круга, участвовали в семинарах.
До недавнего времени эти дисциплины реализовывались по Кафедре истории Церкви и истории теологической мысли, а также по Философско-богословской кафедре — центре ДПО факультета религиоведения. С получением лицензии и аккредитации по направлению подготовки «Теология» мы решили институциализировать это академическое направление — создать отдельный факультет.
Очевидно, что создание Факультета теологии не означает только лишь изменения в оргструктуре вуза. Это еще и следствие включенности РПУ в современные процессы отраслевого академического строительства — упорядочения предметной сферы религиоведения и теологии. Сегодня все мы являемся свидетелями активной дискуссии в образовательном и научном сообществе в части уточнения предметных различий между религиоведением и теологией — дискуссии о проблеме отраслевой демаркации. Поскольку религиоведческая отрасль действительно существенно отличается от теологической, мы с коллегами решили, что развитие теологического направления в нашем вузе должно проходить в рамках самостоятельного факультета.
Религиоведение в СССР
Современное российское религиоведение во многом опирается на опыт религиоведческой науки советского периода, когда изучение религиозных традиций народов велось с учетом политико-идеологических задач, по-разному актуализированных в различные периоды времени. Ведь государство строило коммунизм, в котором не было место религии. Этот феномен, как и особый опыт научного производства в таких условиях, заслуживают внимания и пристального изучения.
Вместе с тем нельзя отрицать факт, что в советский период велись качественные исследования религиозной сферы жизни общества, защищались диссертации, появлялись крупные специалисты в области конкретной религии или конфессии. Но все же большая часть исследований все же велась в рамках марксистско-ленинского, соцдетерминистского подхода к религии, что подтверждено фундаментальным академическим проектом «Антология отечественного религиоведения», первые 9 томов которого были изданы в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации под научным руководством проф. В.В. Шмидта, декана нашего религиоведения нашего университета.
Сегодня качество и уровень отечественной религиоведческой школы значительно выросли во многом благодаря свободе исследований, исчезновению идеологического диктата в науке, но вместе с тем и благодаря появлению в российском научно-образовательном пространстве теологии.
Создание отдельного образовательного стандарта по теологии, введение специализаций и профилей теологической направленности, выполнение специализированных научных исследований историко-теологического характера — все это позволило на качественно ином уровне изучать религиозные культуры и традиции.
Чем теология отличается от религиоведения?
Религиоведы изучают религию, включая ее формы, прежде всего как феномен культуры в контексте мировой истории развития мысли. На сегодняшний день религиоведение уже сформировалось как междисциплинарная отрасль науки со своей довольно сложной структурой — социологическим и политологическим, культурологическим и этногеографическим, историческим, феноменологическим и конечно же философским контекстами. Задача религиоведа, таким образом, — наблюдать и исследовать феномены, явления и процессы в религиозной сфере жизни общества — по сути, как религии влияют на мир, а мир на религии.
Теологи же рассматривают конкретную религию во всех ее аспектах — от самого факта религиозной жизни во всех ее проявлениях до догматов, включая и исторический, и онтологический их аспекты. Главное же отличие теологии от религиоведения заключается в том, что исследуя учение о Боге, теолог изучает и человека, который меняется благодаря живой вере. Можно сказать, что теолог смотрит на религию изнутри — исследует ее преимущественно по ее собственным источникам.
При этом важно заметить: и религиоведение, и теология равно являются предметными областями, то есть — конкретным научным, как это нынче принято называть, светским знанием.
Теология и вера
Иногда говорят, что теологи обладают религиозным православным или, например, исламским мировоззрением, поэтому теология якобы не является светской наукой. Но ведь и мировоззрение не является ни наукой, ни профессией. Мировоззренческие установки, среди которых и религиозные взгляды, свойственны всем без исключения людям — это непреложный факт, как и факт, что многие ученые и педагоги исповедуют конкретные религиозные убеждения — химики, физики, геологи, биологи, историки и многие другие, кстати, и религиоведы тоже. У нас большая часть членов Российской академии наук свидетельствуют о своей вере и это не лишает их права на профессиональное занятие наукой и педагогической деятельностью как отраслями хозяйства.
Так что рассматривая предметное поле той или иной научной отрасли и специальности, квалификационный уровень и профессионализм тех, кто ею занимается, не стоит смешивать их качественно-количественные характеристики с мировоззренческим выбором человека.
Даже и не представляю, как и по таким основаниям можно отрицать предметное поле теологии. Ведь в гуманитарной науке есть различного порядка объекты исследования. Для любого образованного человека это очевидно.
Нужны ли религиоведы и теологи?
Мы ориентируем выпускников факультета религиоведения на педагогическую, научно-исследовательскую, экспертную работу. Задача религиоведов — быть преподавателями и, вместе с тем, экспертами-аналитиками в области мировых и региональных религиозных и этнокультурных традиций.
Что примечательно — некоторые наши религиоведы стали параллельно поступать на теологию, поскольку для работы в конкретной области науки, для качественной самореализации в выбранной профессии требуются специальные знания. В некоторой степени это иллюстрирует общую ситуацию в стране и мире, когда квалификация специалиста определяется его способностью хорошо ориентироваться в смежных отраслях.
Кроме того, религиозный фактор в общественной жизни заметно растет, да и изучение религиозных культур вошло в школьную программу. Все это еще и еще раз свидетельствует, что «Теология» как научная специальность и направление подготовки становится востребована и в высшей школе, и в жизни страны, а потому я уверен, что наши выпускники — религиоведы и теологи — будут востребованы.
Решение о создании факультета теологии в Православном институте святого Иоанна Богослова, входящем в структуру Российского православного университета, Ученый совет вуза принял 28 ноября 2012 года. Из состава Факультета религиоведения, этнокультурологии и регионалистики был выделен ряд подразделений, обеспечивающих подготовку специалистов по направлению «Теология».
Задачей факультета станет не только обеспечение образовательных дисциплин теологического профиля на всех специальностях и направлениях подготовки в РПУ, но и разработка актуальных проблем теологии как специального отраслевого знания и науки. В этих целях в рамках Факультета теологии создано два учебно-научных подразделения — Кафедра теологии и истории теологической мысли и Кафедра истории Церкви и канонического права, а также Богословский центр дополнительного профессионального образования.
Сергей Серёгичев, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ:
Богу — Богово, а Кесарю — кесарево
Богословы, безусловно, нужны, но я считаю, что теологов должны готовить исключительно в богословских учебных заведениях. Мы видим, какую реакцию вызвало открытие кафедры теологии в МИФИ. Мы же не открываем в монастырях кафедры аналитической геометрии!
Попытка войти в систему государственного образования для Церкви — весьма сомнительный шаг. Интегрируясь в систему образования, Церковь, сама того не желая, провоцирует на себя мощную волну. Люди, далекие от веры, опасаются, что под видом заботы об образовании идет клерикализация. Надо понимать, что на дворе не 16 век, и секуляризация образования — свершившийся факт.
Теология является наукой только для верующих людей. Поэтому понятие «стандарт» применительно к теологии звучит странно. Стандарт базируется на определенных научных принципах, методисты могут спорить о том, какие это принципы, но ни одного стандарта, который базировался бы на принципах веры, мы не найдем. Чисто теоретически мы можем предположить, что появятся люди, которые будут очень хорошо знать теологию, не являясь при этом верующими людьми.
Вопросов по поводу введения теологии в светских вузах очень много, например, как будут читать этот курс на факультетах, где есть иноверцы? Как будут рассказывать в рамках этого курса о других конфессиях и религиях? Найдется ли для преподавания на вновь открывшихся кафедрах достаточно квалифицированных талантливых педагогов, особенно в провинции? Ведь если теологию будет преподавать кто попало, с этой дисциплиной в вузах дело будет обстоять хуже, чем с ОПК в школах. Не хотелось бы, чтобы кафедры теологии заменили собой кафедры марксизма-ленинизма примерно с той же эффективностью и уровнем образования. Я боюсь, что так может получиться, если процесс будет поставлен на конвейер.
Читайте также:
Патриарх Кирилл: Теология в вузах — это культурный императив для общества
В РПЦ не считают преподавание теологии внедрением церкви в образование