Утро пятницы встретило нас на работе, ужасными кадрами в ленте новостей. Множество растерзанных тел на тротуаре. Ницца…
Вчера мы узнали, что среди погибших была семья не так давно бывшая у нас на паломничестве. Мы с ними гуляли по Триру, молились у хитона Господа. Говорили о жизни святой царицы Елены. И вот теперь они уже там, у Господа, а мы здесь и никакие слова не помогут и не утешат их близких.
Прошлый год Ниццу посетило немало паломников из России. Мы все ждали, когда же закончится реставрация православного собора во имя святителя Николая. На лужайке возле храма молились у его мироточивой иконы. Теперь, приезжая в Ниццу мы всегда будем вспоминать этот день, этих погибших людей. Получатся что мы уже не сторонние наблюдатели.
Поэтому, пытаясь сформулировать свое отношения, мы понимаем свое бессилие.
Что делать? Как возлюбить врага и кто этот враг? Беженцы из Сирии? Мусульмане живущие в Европе лет по тридцать — сорок? Второе поколение людей прибывших из стран востока? Как к ним относиться?
И снова выход один, углубиться в себя. Понять, что не так у нас, христиан. Почему мы православные, населяющие Европу в таком немалом количестве, как правило ставим себя наблюдателями как бы «из вне». Читая ленту Фейсбука часто видно как люди населяющие Европу часто критикуют ее, и порой справедливо. Но это критика со стороны. Мы как бы отмежевываемся от того, что здесь происходит, забывая, что это наш дом. Мы выбрали его по доброй воле. Здесь растут наши дети. Будут расти наши внуки.
Нам надо учиться взаимодействовать с этим миром. Поддерживать друг друга и молитвой и делом. Мы — христиане, живущие здесь, очень сильно разобщены. Многие события этого года свидетельствуют об этом.
Пока мы ссоримся и выясняем, кто главнее, мудрее и праведней мы теряем свою соль и свою силу. А христиан в Европе много, и православных среди них немало.
В Германии ежегодно проходят заседания и встречи Конференции православных епископов. Это очень хороший пример диалога и взаимодействия.
Наш паломнический центр св. Фомы принимал Конференцию в 2013 году, когда она проходила в Трире.
Были собраны все: греки, сербы, болгары, русские, грузины и даже копты. В тронном зале святого Константина была служба. Все проходило у нас на глазах. В нашей паломнической гостинице архиереи жили. Здесь же и заседали.
Тогда в одном своем слове митрополит Греческой Церкви Августин говорил о том, что если всех православных христиан, проживающих в Германии, собрать воедино, то мы третья по численности конфессия. Не мусульмане, а именно мы – православные! Такая статистика говорит о том, что мы что-то, да можем. Можем писать, можем делать заявления, а самое главное – можем молиться. Молиться о том, что бы Европа — наш новый дом, осталась христианской, чтобы люди, в безумии своем, закрывающие храмы, попирающие христианские ценности одумались и изменились.
Каждый человек должен созидать мир там, где его поставил Господь. Поэтому каждый из нас должен отстаивать право на жизнь в христианской Европе, в странах основанных на христианской цивилизации и христианских ценностях и веру в то, что Господь не отвернется от этого мира и покроет Своей Любовью эти земли и людей в них.