В наше время даже маленькие дети могут случайно столкнуться с серьезными историями (в первую очередь из-за уведомлений на мобильных телефонах, онлайн-видео и круглосуточной трансляции новостей), и важно вовремя успеть с этим разобраться.
Ваши дети будут чувствовать себя в большей безопасности, если вы вместе обсудите сложные ситуации. Это укрепит вашу связь и позволит им узнать больше о мире. Их навыки критического мышления улучшатся, если вы покажете им, как собирать и интерпретировать информацию, задавать вопросы и проверять источники.
Всегда грустно сталкиваться с проблемами, которые мир не смог решить. Но, вкладывая в наших детей знания, воспитывая в них сочувствие и сильный характер, мы можем дать им все необходимое, чтобы они смогли изменить мир и улучшить положение дел.
Когда дети узнают о чем-то страшном или удручающем, к примеру, о массовых расстрелах, самоубийстве на популярном телешоу, или видят графическое порно в результатах «безопасного» поиска Google, большинство родителей впадают в ступор, как олени при свете фар.
В таких случаях, чтобы начать диалог с ребенком, следует руководствоваться его возрастом и стадией развития, так как дети по-разному воспринимают информацию по мере взросления.
К примеру, маленькие дети принимают все очень буквально. Если вы скажете им, что под их кроватью живет монстр, они будут прыгать через всю комнату, лишь бы монстр не укусил их за лодыжки. Попробуйте провернуть это с подростками, и они скажут вам идти на все четыре стороны.
Если вы хоть немного понимаете, как дети воспринимают мир на этапе своего развития, вам будет легче донести до них информацию самым подходящим для их возраста способом. И, конечно, характер любого разговора будет зависеть от индивидуальных черт, темперамента, опыта и других особенностей ребенка.
Опирайтесь на здравый смысл, судите по ситуации, чтобы определить, сможет ли ребенок осознать ту или иную информацию и насколько далеко и глубоко может зайти диалог.
Приведенные ниже советы представляют собой общие инструкции для обсуждения любой серьезной темы с детьми от детсадовского до университетского возраста (малыши – подростки), основанные на особенностях детской психологии и психического развития.
От 2 до 6 лет
У маленьких детей нет достаточного жизненного опыта, чтобы осознать некоторые вопросы, связанные с проблемными и многосторонними темами. Они также не имеют четкого понимания различных абстрактных понятий и причинно-следственной связи.
Поскольку центром их мира являются семейные отношения (с мамой, папой, братьями и сестрами, бабушками и дедушками, даже собакой), дети сосредоточены на вещах, касающихся и затрагивающих именно семью.
Они очень чувствительны к эмоциональному состоянию родителей и поэтому могут беспокоиться, что они сделали что-то, что вас расстроило. То, что семья пока на первом месте, несколько затрудняет объяснение серьезных тем. С другой стороны, чем лучше вы справляетесь с воздействием средств массовой информации, тем лучше они смогут двигаться дальше.
Будьте внимательны к тому, что видят дети. Делайте все возможное, чтобы ограничить детей от неподходящего для них контента – выключайте телевизор или отключайте звук, выбирайте СМИ или программы, ориентированные на их возраст.
Успокаивайте как словами, так и жестами. Скажите им: «Все хорошо. Ты в безопасности. Мама и папа в безопасности. И наша семья в безопасности». Объятия и физический контакт тоже творят чудеса.
Обратите внимание на чувства – как на ваши собственные, так и на детские. Скажите: «Ничего страшного, если тебе страшно, грустно или ты растерян/а. Эти чувства естественны; мы все их чувствуем». Также попробуйте: «Я сержусь, но не на тебя».
Выясните, что они узнали. Есть вероятность, что ваши дети не до конца осознали проблему. Спросите их, что, по их мнению, произошло, прежде чем описывать им всю картину происходящего.
Разделите проблему на простейшие понятия. Например, «кто-то использовал оружие, чтобы нанести вред людям», чтобы объяснить преступность и насилие. Для преступлений на почве ненависти попробуйте: «Не все относятся одинаково и справедливо к некоторым группам людей».
У всех нас есть предубеждения – старайтесь их пресекать. Используйте «мужчина», «женщина», «девушка» и «мальчик», а не «толстый парень», «бездомная тетка», «милая маленькая девочка» или «белый мальчик». Старайтесь не описывать этническую принадлежность, сексуальную принадлежность, вес, финансовое положение и т.д., если это не имеет никакого отношения к проблеме.
Используйте такие термины, идеи и смыслы, с которыми дети знакомы. Напомните им о недавней похожей ситуации, к которой они имели прямое отношение. Скажите: «Человек что-то украл. Помнишь, недавно на площадке кто-то забрал твою игрушку?»
Используйте самые простые слова для описания чувств, такие как «злой», «грустный», «испуганный», «счастливый» и «удивленный». Маленькие дети понимают эмоции, но им еще рано знать о психических заболеваниях. Вы можете сказать, что кто-то был слишком зол или смущен – и поэтому нуждается в дополнительной помощи и поддержке. Избегайте идиоматических выражений, таких как «слетел с катушек» или «дал дёру».
Важно донести, что есть кто-то, кто разберется. Скажите: «Мы [родители] позаботимся о том, чтобы с нашей семьей ничего не случилось» или «полиция поймает плохого дядю».
От 7 до 12 лет
Так как дети этой возрастной группы умеют читать и писать, они чаще сталкиваются с неподходящим для их возраста контентом. По мере того, как дети приобретают навыки абстрактного мышления, реальный опыт и способность выражать свои мысли, им становится легче справляться со сложными предметами и понимать различные точки зрения.
Поскольку подростки отдаляются от своих родителей, вступая в период полового созревания, они становятся более независимыми в плане использования информации и взаимодействия со средствами массовой информации. Они вступают в контакт с жестокими видеоиграми, порнографией, неприятными новостями и разжиганием ненависти. Они должны быть в состоянии обсуждать эти вещи, не испытывая стыда или смущения.
Ждите подходящего момента. В этом возрасте дети все еще могут прийти к вам, если услышат о чем-то пугающем. Вы можете почувствовать и подсказать им, стоит ли что-то обсудить или подождать. Если они не поднимают тему, знайте, что вам не обязательно обсуждать сложные вопросы.
Выясните, что они знают. Спросите своих детей, о чем они слышали, обсуждают ли что-нибудь их школьные друзья. Отвечайте на вопросы прямолинейно и просто и не старайтесь объяснять все слишком подробно – это может напугать их еще сильнее.
Создайте безопасное место для обсуждения. Скажите: «Даже взрослым трудно обсуждать эти темы. Давай просто поговорим. Я не буду злиться, и я хочу, чтобы ты мог/ла спросить о чем угодно, обо всем, что хочешь».
Опишите контекст проблемы и подход к ней. Чтобы дети полностью поняли проблему, они должны быть в курсе обстоятельств и ее первопричины. В случае с массовой стрельбой вы можете сказать: «Человек, совершивший это, психически болен, он не понимал, на что идет».
Что касается преступлений на расовой почве, попробуйте: «Некоторые люди ошибочно предполагают, что светлокожие люди лучше темнокожих. Иногда по незнанию они совершают преступления и считают свои действия оправданными».
Учитывайте детское любопытство. Если ваш ребенок натыкается на взрослые материалы в интернете, возможно, пришло время найти контент, подходящий для их возраста, который позволит им узнать о более зрелых вопросах.
Объясните, что «некоторые взрослые могут смотреть онлайн-порнографию. Но это никак не связано с романтикой или любовью, и это может дать тебе неверное представление о сексе. Если ты хочешь узнать больше о сексе, я могу дать тебе несколько книг. А потом мы сможем поговорить, если у тебя будут вопросы». Если ваш ребенок решит исследовать другие серьезные темы более подробно, чем вы можете себе представить, предложите ему найти новости и материалы, которые объясняют текущие события более простым языком для детской аудитории.
Будьте чувствительными к эмоциям и характеру ребенка. Вы никогда не знаете, что может спровоцировать вашего ребенка. Для проверки поделитесь своими мыслями и чувствами и спросите их, что они чувствуют в ответ. Например, «я злюсь, когда знаю, что кто-то пострадал». Или «мне грустно слышать, что кто-то не получил хорошего образования или должного лечения». И следом: «А как ты думаешь/что ты чувствуешь?»
Поощряйте критическое мышление. Задавайте риторические вопросы, чтобы дети чаще задумывались о серьезных темах. Спросите: «А ты слышал/а об этом?», «И что ты об этом подумал/а?» и «Почему ты так решил/а?» Детей постарше вы можете спросить: «Как ты думаешь, семьи из других слоев общества или другого происхождения смотрят на это так же, как мы?»
Ищите позитивные стороны. Принцип «нет худа без добра» не всегда работает – и все же постарайтесь думать оптимистично. Скажите, что «на месте преступления многие люди вели себя героически». Или «давай найдем способы, как мы им можем помочь».
Подростки
В этом возрасте дети независимо и активно получают информацию из СМИ. Они читают материалы, обмениваются новостями, создают свои собственные и делятся своим мнением в формате комментариев, видео или мемов.
Они часто слышат о сложных темах не только в новостях, но и в других местах, например, в видеочатах или соцсетях, без вашего ведома. Они гораздо больше интересуются мнением друзей и других интернет-пользователей, чем вашим, и к тому же они просматривают комментарии до того, как прочитают всю историю до конца.
Они часто недовольны уроками и лекциями, так как считают, что знают лучше. Предложите им найти материалы в СМИ, которые могут обогатить их знания и которые задают вопросы, побуждающие подростков продумать и аргументировать свою точку зрения.
Поощряйте открытый диалог. Подростки должны знать, что они имеют право задавать вопросы, высказывать и отстаивать свое мнение, и говорить, не опасаясь последствий. Скажите: «Возможно, мы не согласимся во всем, но мне интересно, что ты скажешь».
Задайте риторические вопросы и попросите подростка аргументировать свое мнение и идеи. Спросите: «Что ты думаешь о жестокости полиции?», «Что ты знаешь об этом?», «Кто, по твоему мнению, виноват?» и «Почему ты так думаешь?»
Признайтесь, если чего-то не знаете. Когда дети переходят в подростковый период, они подмечают, что их родители не всегда могут ответить на тот или иной вопрос. Скажите: «Я не знаю – давай вместе попробуем узнать больше».
Обратите их внимание на сложность таких тем. Из-за социальных проблем, политики и традиций некоторые проблемы кажутся неисправимыми. Спросите их: «Что делает такие вещи, как проблема изнасилований, насилия и преступности, трудно решаемыми?», «Что необходимо изменить, чтобы решить такие проблемы, как бедность?», «Каким образом политические деятели могут добраться до сути проблемы, чтобы исправить ее?» и «Должны ли мы настаивать на больших изменениях или лучше решать вопрос постепенно?»
Поделитесь своими жизненными ценностями. Расскажите детям свое мнение и объясните, почему вы придерживаетесь определенных ценностей. Например, если вы хотите, чтобы ваши подростки уважали индивидуальность и различие в других, объясните, почему вы цените терпимость и принятие.
Обсудите «их» новости. Предложите им подумать, как именно разные источники информации вносят свой вклад в решение проблемы и как они влияют на мнение аудитории. Как правило, посты в Facebook, Instagram или Snapchat показывают историю только с одной точки зрения. Как можно сравнить их версии с тем, что рассказывают другие СМИ? Уточните: «Если репортер пишет о наркотической зависимости, должен ли он пройти через этот опыт для его расследования?»
Спросите, что бы они сделали, окажись они в действительно сложной ситуации? Подростки могут пойти на риск в поисках «себя и своей личности». Подумайте вместе, как они будут действовать, столкнувшись с ужасной действительностью. Например, «если бы ты попал/а на политическую демонстрацию, которая приняла жестокий оборот, и ты бы увидел/а, как поступают с протестующими, попавшими под раздачу, что бы ты сделал/а?».
Пусть они подумают о возможном решении проблемы. Подростки могут быть одновременно циниками и идеалистами. Если мир и может стать лучше, то этим займется именно их поколение. Докажите им, что они справятся с этой работой. Спросите: «Если бы на тебя была возложена ответственность, какую проблему ты бы сначала решил/а и почему? Как бы ты это сделал/а?»
Перевод с сокращениями Элеоноры Багриной