Да, конечно, это очень удобно. В столичных храмах такая услуга вовсе не редкость. Наличные деньги, нравится нам это или нет, постепенно будут уходить в небытие.
Некоторые боятся того, что абсолютная прозрачность любого платежа и полная подконтрольность электронных систем могут сделать человечество рабом «электронного концлагеря» и эти опасения не беспочвенны, другие относятся ко всему этому довольно спокойно. Кто из них прав – покажет время. Прогресс не остановить и рано или поздно, но мир совершенно изменится и нам или же нашим детям придется в нём жить. Пока же приём пожертвований на храм по картам — это удобно и быстро, экономит время прихожан, которым не приходится искать банкомат перед посещением храма, да и нет проблемы, если вдруг захочется приобрести дополнительно книгу или икону, а наличных средств на это не имеется. Удобно. Хорошо.
Но хотелось бы обратить внимание на суммы пожертвования. Приходы в нашей бескрайней стране разнятся друг от друга. И люди, что бы ни говорили, бывают разные. И если в одном храме уместно и даже правильно не назначать «минимальную сумму пожертвования» за свечи или требы, то в других местах такое решение приведет к тому, что храм придется отключать от отопления, гасить электричество а духовенство будет вынуждено устраиваться на светскую работу, служа в храме лишь по выходным от своей основной профессии. Увы, но любит русский человек «халяву».
Приведу примеры из своей практики. Беру три своих реальных прихода, кардинально отличающихся по отношению прихожан к бюджету храма.
Приход первый. В храме все свечи без цены. Каждый берет столько свечей, сколько считает нужным и жертвует столько, сколько для него по силам. Приход второй – самые тонкие свечи без фиксированной суммы пожертвования, остальные – по указанным суммам. Приход третий – есть дешевые свечи, есть подороже. Почему же так?
Потому что на первом приходе каждый чувствует ответственность за свой храм. Во втором прихожане считают: «мы бедные, нашему храму должны помогать богатые спонсоры» (которых, конечно же, нет) и, как следствие, попытка не устанавливать минимальную сумму пожертвования на все свечи привела к тому, что закупать новые свечи стало вовсе не за что. А на третьем приходе расходы на коммунальные услуги требуют ежемесячных сумм, которые просто не собрать, если за свечи станут жертвовать по рублю за штуку, что и произошло при попытке надеяться на ответственность прихожан за свой храм.
Приход — он как семья, а семьи бывают разные. И дело здесь не только в воспитании, а в разных характерах, что следует учитывать. Так что это не «кое-кто такое себе позволяет», а просто экономика. В изначальном значении этого слова – домостроительство. Ведь настоятелю приходится заботиться не только о духовном состоянии прихожан, но и о том, чтобы прихожане в тепле и уюте молились в своем храме. И этим не ограничивается забота настоятеля о храме – текущий и капитальный ремонт, благоустройство территории, социальная деятельность, да мало ли всего, что вложено в обязанности священника?
Обычно об этих проблемах не принято говорить. Неудобно, потому что одной из статей расходов является и зарплата священнослужителя. И так должно быть. Священник не должен голодать, его семья не должна влачить нищенское существование, а дети ходить в обносках. Но чаще всего именно так и происходит. Мне редко приходилось видеть обеспеченных священников.
Так что пускай в храмах стоят терминалы для пожертвований. Пускай они будут настроены так, как считает правильным настоятель. Главное – не это. Главное – чтобы на приходе была любовь и взаимопонимание. А это ни за какие деньги не купишь, это лишь может быть результатом самовоспитания. Самовоспитания в себе ответственности за дом Божий, в котором проходит самая важная для христианина часть жизни.