Минздрав утвердил новый порядок диспансеризации школьников, согласно которому начиная с 10 лет их будут тестировать на курение. Эффективно ли выявление юных курильщиков и как бороться с пагубной привычкой в школе и семье? Комментируют священники.
Протоиерей Александр Ильяшенко: Тестирование школьников не поможет, борьба с курением должна быть всенародной
Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, директор портала «Правмир»
Когда говорят о таких решениях, становится стыдно за тех, кто их принял. Абсолютно оторванные от жизни решения, неясно, чего хотят ими добиться. Ведь все курильщики в школе известны, не так уж ребята и боятся, что о них узнают, особенно старшеклассники. Мы же не полицейские – так почему все инициативы сводятся к тому, что надо что-то выявить, что-то запретить, кого-то наказать? Как показывает опыт, запретительные меры мало кому помогают. Но, конечно, надо предпринимать все возможные меры, чтобы создавать условия, в которых детям не хотелось бы курить, и было бы легче преодолеть эту пагубную страсть.
Нужна продуманная, эффективная, всенародная борьба с курением табака.
Если табак будет продаваться, его будут покупать. Чтобы сократить торговлю, со всех производителей табачных изделий необходимо взимать высокий налог, чтобы заниматься этим бизнесом было невыгодно. Но если его просто запретить, люди будут какой-нибудь самосад курить.
Но ведь табак не только травит людей, но и повышает инфляцию. Масса работников занята в табачной промышленности, но они производят не необходимый товар, а нечто вредное, но деньги они за свою вредную работу получают. А люди, вместо того, чтобы тратить деньги на улучшение здоровья, покупая табак, гробят его. Поэтому больше больных, больше больничных листов. Смертность значительно выше.
Табак открывает дорогу наркотикам. Кто не курил, скорее всего, их не и пробовал. А среди наркоманов много тех, кто курил, или курит – думаю, что связь тут есть.
Если ребенок закурил, то уже поздно, как говорится, «пить боржоми». Необходимо создавать условия, которые препятствуют тому, чтобы ребенок закурил. Применяется много способов, которыми родители пытаются вырвать ребенка из этой зависимости, но что-то плохо получается. Поэтому борьба должна вестись не в отдельно взятой семье, она должна быть всенародной.
Необходимо нравственное отторжение этого бизнеса со стороны народа. Чтобы работать в этой сфере было позорно, потому что эти люди способствуют развитию пороков и вымиранию нации.
Сегодня и перед СМИ, и перед политиками, и перед искусством, перед медициной, наукой, школой стоит задача донести до сознания людей, что, покупая табак, ты обеспечиваешь сверхприбыли тем, кто наживается на твоем здоровье, чтобы не по принуждению, а добровольно люди отказались от этой губительной привычки.
Протоиерей Алексий Уминский: Тестировать школьников на курение бессмысленно
Настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии
— Мне кажется, тестировать школьников на курение бессмысленно. Как бессмысленно ругать их или читать подробную лекцию о вреде курения. Почти никого это не остановило. За пределами школы и после ее окончания большинство продолжает курить.
Эффективнее, на мой взгляд, семейное решение проблемы. Когда я в 8 классе начал курить, родители поговорили со мной серьезно, но без угроз, а по-человечески – они сказали, что если я хочу курить, надо договориться, что они разрешат мне курить только после окончания школы. С моим сыном история повторилась. В старших классах православной гимназии он тоже закурил, я ему рассказал о своем опыте, и он дал слово не курить, пока не кончит школу. Слово сдержал, но сейчас курит, хотя периодически бросает.
Почему дети курят? Наверное, взрослому человеку – курильщику со стажем – курение может доставлять удовольствие: после еды, для снятия стресса, еще в каких-то ситуациях. Но подростку, только начинающему курить, само курение нравиться не может. Закуривают подростки, подражая взрослым – так они самоутверждаются. По этой же причине они пьют пиво, делают напоказ другие брутальные вещи.
Подростковое курение – в первую очередь педагогическая проблема. В российской церковной среде сложилось отношение к курению как к серьезному нравственному проступку, чуть ли не греху. Разумеется, это неправильное отношение. Курение – не грех, а вредная привычка. Вредная для физического здоровья, но нравственно она человека никак не изменяет. Курильщик не становится безнравственнее из-за того, что курит, а некурящий не становится нравственнее, потому что не имеет или оставил эту вредную привычку.
Во всем православном мире, кроме России, курение не считается грехом, в кафе можно увидеть курящих епископов и священников. Более того, есть святые, про которых точно известно, что они были курильщиками. Все это не оправдание курения, но в нашей русской жизни преувеличено отношение к курению и преуменьшено отношение к алкоголизму. Когда русская женщина видит греческого священника с сигаретой в руке за чашкой кофе, это ее шокирует. Когда мы видим слегка подвыпившего русского батюшку, умиляемся: «Батюшка устал».
Конечно, курение – это пристрастие, а всякое пристрастие лишает человека свободы, и поэтому всякое пристрастие – грех. Но, может быть, спасительнее для души бросить фейсбук, нежели сигарету?
Иерей Андрей Постернак: Тестирование детей на курение поможет исправить ситуацию в школе
Директор Православной Свято-Петровской школы
То, что сейчас такая мера вводится, на мой взгляд, очень хорошо. Потому что курение и, к сожалению, курение наркотических веществ – очень широко распространенное явление среди молодежи. То, что это будет фиксироваться и доводиться до сведения родителей – очень правильная и здравая мера. И если она будет в обязательном порядке введена, это станет шагом к исправлению негативных явлений, которые есть в школе.
Пока неясно, как с этой информацией можно работать, потому что никакие санкции не предусмотрены для школьников, которые курят. Но то, что родители об этом будут знать, будет знать администрация, общественность, которая связана с этой школой – это шаг к тому, чтобы ситуацию исправить.
Для практических шагов необходима определенная нормативная база. В наше время без этого действовать никак нельзя. Очевидно, что следующим шагом должно быть внесение изменений в уставы школ. Такие нарушения общих правил, как курение, должны быть в них прописаны вместе с мерами воздействия на нарушителей.
В уставе нашей школы курение является грубым нарушением поведения учащегося, которое может привести даже к исключению из школы. Если с медицинской точки зрения будет зафиксировано, что ребенок курил, то для нас это будет основанием для административных действий. Соответственно, если в уставе это не прописано, то сделать администрация школы ничего не может. Если изменения внести, то последствием может стать не только доведение информации до сведения родителей, но и определенное наказание.
Что касается работы с курильщиком в школе – это та работа, которую школа ведет с нарушителями дисциплины. Во всех школах есть психологи, педагоги, которые проводят с детьми какие-то беседы. В каких-то случаях это может быть определенная изоляция ребенка, выделение группы курильщиков в особый класс, где есть не только беседы, но и определенный режим, возможно с ними необходимо проводить оздоровительную работу, связанную с их физическим здоровьем в целом. Здесь может быть много самых разных вариантов. Школа владеет этим инструментарием.
Но для этого, конечно, нужно согласие родителей, желание эту ситуацию исправить. Потому что если родители курят, конечно, это располагает ребенка к дурной привычке, но даже в этом случае она может быть преодолена. Борьба с любой привычкой — это, в первую очередь, вопрос воли человека, вопрос его собственных желаний. И, как правило, курение является больше следствием того, что ребенок хочет это делать, а воли у него еще недостаточно. Помочь найти волю и желание бороться с этой привычкой – задача педагогов и родителей.