Минздрав утвердил новый порядок диспансеризации школьников, согласно которому начиная с 10 лет их будут тестировать на курение. Эффективно ли выявление юных курильщиков и как бороться с пагубной привычкой в школе и семье?
Комментирует протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:
— Мне кажется, тестировать школьников на курение бессмысленно. Как бессмысленно ругать их или читать подробную лекцию о вреде курения. Почти никого это не остановило. За пределами школы и после ее окончания большинство продолжает курить.
Эффективнее, на мой взгляд, семейное решение проблемы. Когда я в 8 классе начал курить, родители поговорили со мной серьезно, но без угроз, а по-человечески – они сказали, что если я хочу курить, надо договориться, что они разрешат мне курить только после окончания школы. С моим сыном история повторилась. В старших классах православной гимназии он тоже закурил, я ему рассказал о своем опыте, и он дал слово не курить, пока не кончит школу. Слово сдержал, но сейчас курит, хотя периодически бросает.
Почему дети курят? Наверное, взрослому человеку – курильщику со стажем – курение может доставлять удовольствие: после еды, для снятия стресса, еще в каких-то ситуациях. Но подростку, только начинающему курить, само курение нравиться не может. Закуривают подростки, подражая взрослым – так они самоутверждаются. По этой же причине они пьют пиво, делают напоказ другие брутальные вещи.
Подростковое курение – в первую очередь педагогическая проблема. В российской церковной среде сложилось отношение к курению как к серьезному нравственному проступку, чуть ли не греху. Разумеется, это неправильное отношение. Курение – не грех, а вредная привычка. Вредная для физического здоровья, но нравственно она человека никак не изменяет. Курильщик не становится безнравственнее из-за того, что курит, а некурящий не становится нравственнее, потому что не имеет или оставил эту вредную привычку.
Во всем православном мире, кроме России, курение не считается грехом, в кафе можно увидеть курящих епископов и священников. Более того, есть святые, про которых точно известно, что они были курильщиками. Все это не оправдание курения, но в нашей русской жизни преувеличено отношение к курению и преуменьшено отношение к алкоголизму. Когда русская женщина видит греческого священника с сигаретой в руке за чашкой кофе, это ее шокирует. Когда мы видим слегка подвыпившего русского батюшку, умиляемся: «Батюшка устал».
Конечно, курение – это пристрастие, а всякое пристрастие лишает человека свободы, и поэтому всякое пристрастие – грех. Но, может быть, спасительнее для души бросить фейсбук, нежели сигарету?