Авторская колонка Дмитрия Соколова-Митрича Технический христианин в «Известиях» вызвала широкое обсуждение и нашла отклик во многих сердцах. Мы попросили священников прокомментировать этот текст. Предлагаем вниманию читателей отклик священника Сергия Круглова.
Да, то, о чем пишет Дмитрий Соколов-Митрич, всем нам знакомо… Семя, посеянное в терние, по классификации притчи; теплохладность, рискующая быть извергнутой из уст Божиих; техническое христианство, — назвать можно по-разному…
Не уверен, что адекватно прочел мысль автора о различии между христианами, как он их обозначил, техническими и этническими, но мне думается, эта разница – есть. Именно в том, что этнические более всего в Церкви любят – церковность в ее материальных и эмоциональных проявлениях, любят «религиозное». Технические, они же – теплохладные – всё-таки Самого Христа ( по крайней мере, понимают, что именно Он Сам – центр всего в Церкви, и остальное без Него – смысла не имеет)…
Именно у этнических чаще встретишь особое умиление (нередко – пьяненькое, за розговинным столом), настоянное на самодовольстве: иэхх, святая наша Русь, иэхх, мы Богоспасаемые, которых любит русский Бог, иэхх, службу вот всю отстояли, крестным ходом сходили, спину-ноги приятно ломит – славно потрудилися во спасение, вот нас Бог-то и наградил земным довольством!.. Из всех христианских острых тем для таких — темы креста и страданий или¸ скажем, смирения и духовной нищеты, особо нелюбимы… Напротив, эти темы (упомянутое в статье «подобие духовной нищеты», понимание убогости иллюзий о собственной праведности) – основные для технических. Семя, посеянное в их тернии, дало слабенький росток, он заглушаем сорняками –но всё-таки жив и пытается продраться к свету, этой нотой надежды автор заканчивает свою статью-исповедь.
Однако хочется добавить вот что: всё-таки все эти наши подразделения и термины – достаточно условны. Во-первых, в жизни так бывает всё перемешано, так бывает непрост конкретный человек, что на иного и ярлык никак не навесишь… А во-вторых, границы между «техническими-этническими», «новоначальными-продвинутыми» и так далее, не непроницаемы. Жизнь во Христе – это не распределение по ячейкам, это путь. Лествица, по которой можно скатиться вниз – но можно подняться и снова карабкаться вверх. Об этом пишут познавшие предмет на опыте святые отцы, аскеты и мистики, об этом свидетельствует и наш с вами опыт жизни во Христе, какой уж там ни на есть. Поэтому не стоит застревать на ступеньке надолго, какая бы табличка-термин на ней ни висела – надо карабкаться дальше. А Спаситель наш – нам поможет, видя наши потуги.
Читайте также: