— На волне слухов о том, что 3 марта в TikTok призывают детей к массовому самоубийству, классные руководители разослали родителям письма: где-то просят просто более осторожно понаблюдать за ребенком, где-то прямо пишут поговорить на эту тему и призывают не дать соцсетям манипулировать детьми. Насколько полезно предупреждать родителей о таких фейковых вещах?
— Предупреждения действительно есть нейтральные, а есть совершенно «прекрасные» про то, что «в TikTok активировали деструктивные организации, которые пытаются убить ваших детей». Мне кажется, обходиться рассылками бессмысленно. Они либо родителей пугают, либо заставляют экстренно увеличивать контроль. Это только ухудшает отношения с ребенком. Если дети ставят хэштег «суицид», надо с этим разбираться не один раз в году в воображаемый праздник 3 марта. Во многих предупреждения звучала фраза: «В этот день пообщайтесь с вашим ребенком, поговорите с ним о школе, скажите, что вы его любите». А в другие дни не предполагается, что нужно это делать?
Поэтому нужно, чтобы с этими вещами разбирались квалифицированные психологи, такая работа должна вестись постоянно.
В 1999 году произошла трагедия в американской школе «Колумбайн»: два молодых человека расстреляли своих одноклассников. После этого учителей начали перепрофилировать, отправлять на специальную подготовку по распознаванию признаков насилия, исходящих от подростка: бьют ли его дома и способен ли он сам к насилию. Кроме этого, в школах стало больше психологов. В результате количество подростковых суицидов и случаев насилия в школах резко уменьшилось.
— В своем исследовании на «Фейкопедии» Яндекс.Кью вы называете обсуждения вокруг TikTok моральной паникой. Что это такое и почему она возникла?
— Моральная паника — состояние общества, когда люди видят угрозу, исходящую от реальной или воображаемой социальной группы, и считают, что этих представителей нужно выдавить или запретить, чтобы восстановить моральный порядок. И вот теперь TikTok воспринимают как злую силу, которая стремится убивать наших детей, в борьбе против которой нужно объединиться.
Вот что интересно. Я делала поиск по хештегам, связанным с суицидом в TikTok за три месяца: «депрессия», «суицид», «суицидник» и производные от этих слов, а также хэштег про 3 марта. Так вот, хэштег «депрессия» набирает более 50 тысяч, он самый популярный, а «суицид» и «самоубийство» по 4–5 тысяч. Люди в TikTok ставят их все время, и на это никто особо не обращает внимания. На этом фоне за последние три дня произошел небольшой всплеск хештега про 3 марта, он не дотягивает тысячи и совершенно незаметен на фоне названных выше (мы понимаем, что информацию чистят, но здесь надо обращать внимание не на абсолютные цифры, а на соотношение трендов).
— Тогда почему школы заволновались именно насчет 3 марта?
— Подозреваю, что здесь произошла некоторая путаница. Давайте раскручивать историю. 16 февраля в городе Боярка Киевской области произошла трагедия — две девушки пытались покончить с жизнью самоубийством. Одна умерла, вторую удалось спасти: она сказала, по словам полицейских, что так сделала, потому что увидела в TikTok флешмоб «[сделай] и посмотри, что будет». На следующий день такая же история случилась в Умани. После этого в украинском сегменте соцсетей началась паника, направленная против смертельного флешмоба.
Однако надо понимать, что, во-первых, мы точно не знаем, почему они совершили суицид, слов одной девочки, переданных правоохранителем, явно недостаточно. Во-вторых, такие неприятные игры на подначивание всегда были и будут (кого в детстве не подначивали на подобные глупости!). TikTok не изобретает что-то новое и страшное, это всего лишь отражение наших практик и привычек. Все эти вещи просто становятся более заметными, раньше мы не видели, что происходит одномоментно в нескольких дворах.
Дальше паника перекинулась в Россию. Уже в 20 числах февраля обсуждение флешмоба прокатилось по родительским чатам, этот хэштег появился в российском TikTok, и после него появился хэштег про 3 марта.
— Как они связаны?
— Не очень понятно, почему это произошло. Некоторые, кто его ставит, объясняют, что 3 марта — день предотвращения суицидов, это неверно. Этот день ВОЗ установила 10 сентября. Другие пишут, что 3 марта выходит на свободу «скопинский маньяк», который отсидел 17 лет за сериальное изнасилование и пленение двух девушек. Об этом как раз 25 февраля написали в СМИ, и с того момента начался рост хэштега.
Для одних это способ поговорить о суициде, для других — напомнить о том, что на свободу выходит преступник, но многие восприняли это как намек сделать что-то с собой. Многие пользователи ставят рядом хэштег «хочу в рекомендации», то есть они хотят попасть в топ. Вместе все читается следующим образом: «Я суицидальный ребенок. Хочу, чтобы все об этом знали». Это желание, чтобы на него обратили внимание, либо стать знаменитостью.
— Почему призывать к блокировке соцсети ради детей плохая идея?
— Потому что, например, в США в начале 2000 годов после большой шумихи о том, что педофилы заманивают детей через интернет, а потом их соблазняют и убивают, был принят специальный закон. После приведенного детального расследования выяснилось, что педофилы действительно есть, но как, правило, они не виртуальные и вызывают жертву не перепиской, они являются знакомыми семей или родственниками. Но тогда решили запретить доступ к интернету в школе. И что? Школьники прекрасно научились его обходить.
Пытаться блокировать что-то — бессмысленная идея с точки зрения эволюции. Технически можно заблокировать TikTok, но мы все помним, как блокировали Telegram.
А самое главное то, что проблема не в TikTok. Разные идиотические призывы, игры «на слабо» существуют всегда и вне соцсетей. Какая гарантия, что ребенок не выйдет во двор и там ему не скажут то же самое?
Рост суицида происходит не потому, что какой-то плохой дядя в интернете что-то сказал. Это может быть разве что триггером. Суицид случается, потому что человек долго планомерно вынашивает решение отказаться от жизни. А этому должна способствовать какая-то тяжелая долгая ситуация в семье или школе.