Мост между нами и Богом
Вся внешняя сторона церковной жизни, обряды – насколько это всё неизменно? Можно ли их сравнивать с музейным экспонатом или сакрализировать? Может быть, обряд – это столь неважное, что на него не стоит обращать внимания? Отвечает священник Андрей Давыдов, иконописец, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль).

Мне кажется, что в поднятой теме смешаны два вопроса и потому она представляется сложной и вызывает столько разночтений. Если эти два вопроса развести по отдельности – ответы на них становятся достаточно очевидными.

1) Нужен ли обряд в принципе?

2) Имеет ли обряд самодовлеющее значение?

1. Никто не будет возражать, что всякое содержание, чтобы быть переданным и воспринятым, должно быть облечено в какую-то форму. Слова, зрительного образа, действия и так далее. Отсюда необходимость обряда, правила, канона.

В нашей традиции таких форм разнообразнейшее множество. От пяти слов Иисусовой молитвы, правила Серафима Саровского или краткого молебна до многочасовых Всенощных бдений, неусыпаемого чтения Псалтыри или акафистов.

Мы достаточно свободны выбирать для себя ту или иную форму молитвы. Принципиально важно, чтобы эта молитва была значимой частью нашей жизни. Даже редкие моменты особых «неизреченных» состояний «в теле ли, вне тела ли», описываемых в отеческой литературе – всегда плод предварительного долгого делания и напряженного труда, имеющего определенную молитвенную форму.

2. Ответ на второй вопрос – имеет ли форма самодовлеющее, конечное значение? – также, думаю, очевиден. Форма имеет значение только постольку, поскольку и насколько открывает содержание. Так как я работаю и в качестве иконописца, мне проще объяснить это на примере икон, которые, как и слова молитв или богослужебные действия, есть внешняя форма, в которую облечено определенное содержание.

На вопрос об их взаимоотношениях исчерпывающе ответила Церковь в результате иконоборческих споров. Образ ценен постольку, поскольку способен возводить к Первообразу. Без этого икона, по словам богословов, апологетов иконопочитания – «только доска и краски». Если мы и относимся к иконам особым образом, выделяя их из ряда обычных предметов, то только в силу их способности связывать нас с их содержанием, Первообразом, Который почитаем и к Которому обращаемся.

То же самое относится и к словам молитв и других богослужебных текстов. Их первостепенная ценность состоит в том, что они способны стать мостом, через который осуществляется двустороннее общение между нами и Богом.

Форма может быть очень проста, кратка и лаконична, а может быть многосложна и длительна, и требовать большого количества аксессуаров. Она может изменяться со временем, как подтверждает история иконописи и развития богослужебного устава, но она всегда присутствует и никогда не случайна, а тщательно вырабатывается, так как ее задача – возможно более полноценно осуществить взаимообщение молящегося и Первообраза.

Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.